Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 января 2017 г. N 35/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дела NN 20/03, 35/03 по жалобе Заявителя о нарушении Организатором торгов при проведении совместного электронного аукциона N 0358200000216000242 "Поставка медицинских изделий на 2017 год" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Организатора совместного аукциона (Беркутовой В.А.), представителя Заказчиков (Леоновой М.М.), в отсутствии представителей Заявителя-1, Заявителя-2,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2 на положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358200000216000242 от 20.12.2016 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 7 032 205,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.01.2017 года в 08 часов 00 минут.
Доводом жалобы Заявителя является необъективное описание объекта закупки в части указания в Техническом задании по ряду позиций о необходимости наличия текстурного рисунка по всей наружной поверхности перчатки, а по ряду позиций - текстурный рисунок необходим только на пальцах перчатки. Данные требования, по мнению Заявителя, ограничивают конкуренцию.
На основании п.1 ч.1 ст.64 Закона документация о проведении электронного аукциона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона.
При этом не допускается установление требований, влекущих ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.
В силу п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;
* документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта;
* при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование, если это возможно, при описании объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании;
- если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона не допускается включение в документацию о закупке требований к товарам, информации, работам, услугам, при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями в ч.1 ст.33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как видно из приведенных положений ч.ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.33 Закона, описание объекта закупки в документации об аукционе должно содержать все требования Заказчика к товарам, работам, услугам, составившим объект закупки.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских перчаток для нужд Заказчиков в 2017 году.
Довод Заявителя о том, что требования, установленные к текстурному рисунку медицинских перчаток ограничивают конкуренцию, не находит своего подтверждения.
Согласно письменным пояснениям Организатора совместного аукциона в Техническом задании по позициям 1, 2 и 4 установлены требования к смотровым перчаткам, а по позициям 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 к хирургическим перчаткам. Смотровые и хирургические перчатки используются при различных манипуляциях, поэтому к ним установлены различные требования.
В позиции 1 требуются смотровые перчатки с текстурным рисунком, который нанесен по всей наружной поверхности перчатки. Данное требование связано с тем, что перчатки используются для диагностических процедур, которые предполагают использование инструмента, удержание которого происходит всей ладонью (носовое зеркало, гинекологические зеркала, шпатели и т.д.).
В позиции 2 требуются смотровые перчатки с текстурным рисунком на пальцах. Данное требование связано с тем, что перчатки используются, в том числе, в лабораторных и клинико-диагностических работах, которые предполагают в основном удержание инструмента пальцами (пробирки, шприцы, канюли, зонды и т.д.). Тем более наличие текстурного рисунка на пальцах не отменяет наличие текстурного рисунка на ладони, соответственно участник может предложить по 2 позиции перчатки с полностью текстурированной поверхностью.
В позиции 4 требуется текстурный рисунок на пальцах, а также гладкая ладонь. Данное требование связано с работами, которые осуществляются в условиях повышенного риска разрыва и повреждения перчаток. Так как удержание инструмента происходит в основном пальцами, то необходим текстурный рисунок на пальцах, но для обеспечения прочности нужна гладкая ладонь, так как текстура на перчатках изменяет свойства материала, приводя к уменьшению его прочности.
Для хирургических перчаток (позиции с 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13) требуются перчатки "Текстурный рисунок нанесен по всей наружной поверхности перчатки для улучшенного захвата инструментов", так как при оперативном вмешательстве имеет значение удержание инструмента во всей руке (троакары, долота, ранорасширители и т.д.). Также указанные перчатки используют операционные сестры, которые подают инструмент хирургам во время проведения операций, удерживая всей ладонью для исключения случаев падения инструмента на пол и его расстерилизацию.
По всем вышеуказанным позициям указано обоснование "для улучшенного захвата инструмента" так как текстурный рисунок на перчатках наносится именно для улучшения сцепления перчатки с инструментом, только в одном случае удержание инструмента происходит пальцами, а в другом всей ладонью.
Таким образом, установление различных требований к текстурному рисунку медицинских перчаток обусловлено потребностью Заказчика в использовании перчаток при оказании различных лечебных услуг. Доказательства ограничения конкуренции по указанным в жалобе позициям, Заявителем-1 не представлены. Данный довод жалобы следует признать необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1, Заказчик в Техническом задании по ряду товаров установил требования, не соответствующие действующим государственным стандартам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Частью 2 статьи 33 Закона предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Указание на то, что включение в документацию показателей должно осуществляться в соответствии с требованиями ч.1 ст. 33 Закона, означает, что показатели должны носить объективный характер, представлять собой функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, устанавливаться в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В Техническом задании (поз.2) Заказчик установил требования к товару "смотровые нитриловые перчатки", в том числе, на пальцах должен быть нанесен текстурный рисунок для улучшенного захвата инструментов, одинарная толщина (в области пальцев) 0,08-0,11 мм для обеспечения высокой тактильной чувствительности, соответствие требованиям ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно п.6.1 "ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 104-ст) размеры перчаток должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2:
Размеры и допустимые отклонения
Код размера |
Ширина W (рисунок 1), мм |
Наглядный размер |
Ширина по наглядному размеру W (рисунок 1), мм |
Длина l (рисунок 1), мм, не менее |
Толщина (в точках, указанных на рисунке 2), мм, не менее |
Толщина (точно в центре ладони), мм, не более |
6 и менее |
<= 82 |
Сверхмалые (X - S) |
<= 80 |
220 |
Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11 |
Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23 |
6 1/2 |
83 +/- 5 |
Маленькие (S) |
80 +/- 10 |
220 |
||
7 |
89 +/- 5 |
Средние (M) |
95 +/- 10 |
230 |
||
7 1/2 |
95 +/- 5 |
230 |
||||
8 |
102 +/- 6 |
Большие (L) |
110 +/- 10 |
230 |
Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11 |
Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23 |
8 1/2 |
109 +/- 6 |
230 |
||||
9 и более |
>= 110 |
Сверхбольшие (X - L) |
>= 110 |
230 |
Таким образом, требования Заказчика по товару "смотровые нитриловые перчатки" в части толщины текстурированных участков перчатки не соответствуют ГОСТ Р 52239-2004.
Следовательно, Заказчик, указывая в документации об аукционе нестандартные и неоднозначные требования к товару "смотровые нитриловые перчатки", фактически не указал функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки в соответствии с п.п.1, 2 ч.1 ст.33 Закона, чем нарушил ч.1 ст.64 Закона.
Обоснование наличия у Заказчика требований к товарам, отличных от требований в действующих государственных стандартах, в документации об аукционе отсутствует.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2016 года по делу N А53-29375/2015.
Комиссия Ростовского УФАС в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, поскольку оно не повлияло на результаты определения подрядчика - заявка единственного участника аукциона по данной позиции соответствует требованиям документации об аукционе и требованиям ГОСТ Р 52239-2004.
В Техническом задании Заказчик установил требования к товарам перчатки позициях 8, 9, 11, 13, в том числе: контрастного по отношению к крови цвета (синего или зеленого спектра); в поз. 8 Технического задания: обработана полимерным покрытием на основе глицерина и диметикона для легкости смены и одевания перчаток в процессе продолжительных операций и дополнительно для увлажнения и смягчения кожи рук.
По мнению Заявителя-1, данные требования не соответствует действующим государственным стандартам и являются избыточными.
В Техническом задании указанные требования о цвете перчаток установлены для цветовой индикации проколов при использовании в системе двойных перчаток при операциях повышенного риска инфицирования.
Согласно письменным пояснениям Организатора совместного аукциона, большинство производителей хирургических перчаток с индикацией прокола выпускают именно перчатки зеленого или синего цвета: Protexis (Cardinal, США), Biogel (Molnlycke Health Care, Швеция), Profeel (WRP Asia Pacific Sdn Bhd, Малайзия), Gammex (Ansell Healthcare Europe NV, Малайзия). Обработка внутренней поверхности покрытием на основе глицерина и диметикона необходима для легкости смены и одевания перчатки в процессе продолжительных операций и дополнительно для обеспечения увлажнения и смягчения кожи рук, что и указано в аукционной документации.
Заявителем в отношении заявленного довода; не указано в чем состоит нарушение его прав и законных интересов; в жалобе не указаны положения документации, нарушающие нормы права, не указаны ГОСТ, нарушенные Заказчиком. Нет сведений о том, что Заявитель обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации, в том числе, в оспариваемой части.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам Заявителя-2, Организатором совместного аукциона нарушены принципы совместных закупок. По мнению Заявителя-2, данная закупка проведена в форме совместного электронного аукциона неправомерно.
Внеплановой проверкой установлено, что рассматриваемый аукцион проведен в соответствии со статьей 25 Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" и на основании соглашения N81 от 16.12.2016 года о проведении совместного аукциона в электронной форме при проведении закупок товаров для обеспечения нужд детских бюджетных учреждений здравоохранения Ростовской области .
В силу указанного соглашения ГБУ РО "ОДКБ" является организатором совместных торгов и проводило закупку для следующих Заказчиков:
-Муниципальное учреждение здравоохранения "Детская городская больница" г. Волгодонск Ростовской области;
-Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница" (г. Таганрог);
-Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница" (г. Новочеркасск);
-Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Детская городская больница" города Новошахтинска;
-Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Детская городская больница г. Шахты Ростовской области.
В документации о проведении совместного электронного аукциона указан как общий объем закупки, так и объемы закупки по каждому Заказчику, чтобы участник мог оценить расходы, связанные с объемами поставки каждому Заказчику отдельно. Характеристики закупаемых товаров для всех Заказчиков одинаковые.
Рассматриваемая закупка проведена в соответствии со статьей 25 Закона, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1088. Данный довод жалобы Заявителя-2 следует признать необоснованным.
В поз. 12 Технического задания Заказчик установил требования к товару "перчатки", в том числе: в составе полимерного покрытия должен содержаться антисептик (хлоргексидин) для непрерывной антисептической обработки кожи рук, снижающей инфекционную нагрузку при нарушении целостности перчаток, и смягчающие и регенерирующие компоненты для обеспечения ухода за кожей рук.
По мнению Заявителя-2, данное требование ограничивает количество участников закупки, поскольку позволяет предложить к поставке только перчатки Gammex PF with AMT.
Внеплановой проверкой установлено, что в Техническом задании и иных разделах документации отсутствует указание на конкретного производителя и на товарные знаки, перчаток, подлежащих поставке.
Согласно письменным пояснениям Огранизатора совместного аукциона, по данной позиции Технического задания участниками могут быть предложены к поставке такие перчатки, как Armilla (Yixing HBM Latex Production Co, Ltd, Китай), PROFILE (Нитритекс (М) Сдн.Бхд., Малайзия), Gammex PF with AMT (Ansell Healthcare Europe NV, Малайзия).
Таким образом, данный довод жалобы следует признать необоснованным.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Провоторова Ю.А. частично обоснованной.
2. Признать жалобу ИП Шуваев В.В. необоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
4. Предписание об устранении указанного нарушения Закона не выдавать, поскольку оно не повлияло на результаты определения подрядчика.
5. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, аукционной комиссии Заказчика возможность совершения дальнейших действий, предусмотренных Законом, по аукциону.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 16 января 2017 г. N 35/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017