Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 января 2017 г. N 04-02/952
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_______.>, рассмотрела обращение муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5" г. Усинска (далее - МБОУ "СОШ N5" г. Усинска) исх. от 18.01.20167 N 01-13/24 (вх. от 23.01.2017 N 297) о возможных нарушениях требований Закона о контрактной системе при размещении на официальном сайте единой информационной системы (далее - официальный сайт) извещения о закупке у единственного поставщика "Оказание транспортных услуг по подвозу учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5" г. Усинска на учебные занятие и внеклассные мероприятия в 2017 году", извещение от 16.01.2017 N0307300079717000001 (далее - закупка, обращение),
УСТАНОВИЛА:
1. В Коми УФАС России поступило обращение исх. от 18.01.20167 N 01-13/24 (вх. от 23.01.2017 N 297) о допущенных МБОУ "СОШ N5" г. Усинска нарушениях требований Закона о контрактной системе.
В обращении заявитель просит удалить извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика, объектом которой является "Оказание транспортных услуг по подвозу учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5" г. Усинска на учебные занятие и внеклассные мероприятия в 2017 году" N 030730007971700001, путем выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
МБОУ "СОШ N5" г. Усинска надлежащим образом о дате и времени рассмотрения обращения извещено.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, рассмотрев обращение МБОУ "СОШ N5" г. Усинска, пришла к следующим выводам.
2.1 Подпунктом б) пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе определено, что контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок (далее - субъекты контроля).
Согласно п.2 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе при поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
На основании п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
Следовательно, при отсутствии нарушений законодательства о контрактной системе, оснований для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений у контролирующего органа нет.
2.2 Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе определено заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч.4 ст.24 Закона о контрактной системе указано, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит, в том числе информацию о закупках, предусмотренную настоящим Федеральным законом, об исполнении контрактов.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 913 утверждено Положение о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 6 Положения удаление размещенной на официальном сайте информации допускается на основании предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, или по решению суда.
Согласно ч.1,2 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Соответствующий перечень "товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N471-р (далее - Перечень).
В Перечень включен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 52.2 - услуги транспортные вспомогательные, к которым относятся услуги, связанные с автомобильным транспортом.
Таким образом, закупки на осуществление транспортных услуг, в том числе явившихся предметом настоящего рассмотрения, должны проводиться заказчиком с помощью электронных аукционов.
3. Заказчиком - МБОУ "СОШ N5" г. Усинска на официальном сайте размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0307300079717000001 от 13.01.2017 "Оказание транспортных услуг по подвозу учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5" г. Усинска на учебные занятие и внеклассные мероприятия в 2017 году" (далее - извещение, закупка).
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с обращением заказчика исх. от 18.01.2017 N01-13/24, размещение извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика было ошибочным. В связи с этим заказчик обратился в Коми УФАС России с просьбой удалить ошибочно опубликованное извещение о закупке.
В соответствии с письмом МБОУ "СОШ N5" г. Усинска исх. от 26.01.2017 N01-13/41 причинами ошибочного размещения извещения о закупке от 16.01.2017 явилось следующее.
Извещение о закупке было выгружено на официальный сайт на основании плана-графика, в котором была допущена ошибка в выборе способа закупки. В последствие были внесены изменения в план график, в графе "Способ определения поставщика" по данной закупке было исправлено на верное значение "Электронный Аукцион".
Заказчиком были предприняты попытки обращения в службу технической поддержки сайта www.zakupki.gov.ru/.
Вышеуказанной службой поддержки была дана рекомендация заказчику об обращении по вопросам связанным с удалением ошибочно размещенных записей на официальном сайте в антимонопольный орган.
Доказательств осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика в адрес Коми УФАС России представлено не было.
В результате мониторинга официального сайта Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком - МБОУ "СОШ N5" г. Усинска на официальном сайте размещены ошибочные сведения, а именно извещение о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.01.2017 N0307300079717000001.
Такая закупка в соответствии с ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе, а также положениями Перечня должна осуществляться с помощью электронного аукциона.
Ошибочно размещенное заказчиком извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика вместо электронного аукциона противоречит принципам обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, ответственным за результативность обеспечения муниципальных закупок, эффективности закупок.
Таким образом, действие заказчика - МБОУ "СОШ N5" г. Усинска в части ошибочного размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика, в случае, когда закупка должна осуществляться способом проведения электронного аукциона, противоречит требованиям части 3 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 9, части 4 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действие заказчика - МБОУ "СОШ N5" г. Усинска в части ошибочного размещения на официальном сайте извещения N 0307300079717000001 об осуществлении закупки у единственного поставщика, в случае, когда закупка должна осуществляться способом проведения электронного аукциона, противоречащим требованиям части 3 статьи 7, части 1 статьи 8, статьи 9, части 4 статьи 24, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику - МБОУ "СОШ N5" г. Усинска предписание об устранении нарушения путем аннулирования извещения N 0307300079717000001 от 16.01.2017 о проведении закупки "Оказание транспортных услуг по подвозу учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5" г. Усинска на учебные занятие и внеклассные мероприятия в 2017 году" у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов обращения для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика.
<_______.>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 30 января 2017 г. N 04-02/952
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017