Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2017 г. N 44-310/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Северо-Западного таможенного управления (далее - Заказчик):;
ООО "Чимни" (далее - Заявитель):,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 1079-ЭП/17 от 17.01.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию системы прецизионных кондиционеров, установленных на объекте Северо-Западного таможенного управления (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172100003016000192. Начальная (максимальная) цена контракта - 769 335,92 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.01.2017 N0172100003016000192-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 1) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "Заявка участника не содержит информацию, предусмотренную пп. б. ч.3 ст.66 Федерального Закона N 44- ФЗ, раздела II документации об аукционе, Приложения N 2 к информационной карте "Техническое задание" в представленной участником заявке при описании технических характеристик используемого товара:
"Средство чистящее тип 1" (п.1 заявки), "Средство чистящее тип 2" (п.5 заявки), "Средство тип 3" (п.9 заявки) не установлен товарный знак, требование заказчика - маркировка данного товара должна соответствовать требованиям ГОСТ 32478-2013, согласно которому маркировка должна содержать наименование средства, включая торговое наименование (п.3.3.1.2).".
В Техническом задании Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым для оказания услуг.
К товару по позиции 1 "Средство чистящее тип 1" Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Товарный знак (его словесное обозначение) - (указать при наличии). Должно представлять собой смесь растворителей. Смесь должна быть предназначена для удаления жировых и грязевых соединений, а также окисей с различных поверхностей механизмов и конструкции кондиционеров: металлов, пластиков, окрашенных и/или лакированных поверхностей и резины. Срок годности чистящего средства должен быть от десяти месяцев. Маркировка данного чистящего средства должна соответствовать требованиям ГОСТ 32478-2013".
В заявке Заявителя с порядковым номером 1 представлены конкретные показатели товаров, которые буду использоваться при оказании услуг, при этом к товару по позиции 1 " Средство чистящее тип 1" участником закупки представлены следующие характеристики": "Представляет собой смесь растворителей. Смесь предназначена для удаления жировых и грязевых соединений, а также окисей с различных поверхностей механизмов и конструкции кондиционеров: металлов, пластиков, окрашенных и лакированных поверхностей и резины. Срок годности чистящего средства двенадцать месяцев. Маркировка данного чистящего средства соответствует требованиям ГОСТ 32478-2013".
Исходя из требований Заказчика, а также положений Закона о контрактной системе (ст.66) участник закупки вправе не указывать товарный знак, в случае его отсутствия.
Согласно п. 3.3.1.2 ГОСТ 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования" маркировка должна содержать:
- наименование средства, включая торговое наименование;
- назначение средства, если это не следует из его наименования;
- способ применения с указанием правил и условий эффективного и безопасного использования средства;
- состав средства (в соответствии с приложением Б);
- обозначение нормативного документа и/или технической документации на средство (кроме импортной продукции);
- наименование изготовителя, наименование импортера или уполномоченного изготовителем лица (юридического или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) и его местонахождение (страну, юридический или фактический адрес);
- описание опасности в соответствии с требованиями ГОСТ 31340: сигнальное слово, краткая характеристика опасности, меры предосторожности (при необходимости);
- предупредительные надписи в виде текста или символов, или пиктограмм: хранить в местах, недоступных для детей; не смешивать с другими товарами бытовой химии (при необходимости); а также другие надписи в зависимости от свойств продукции (допускается применение надписей, аналогичных по смыслу);
- номинальное количество продукции в упаковке (массу или объем, или количество штук);
- условия хранения (при необходимости, в соответствии с требованиями технической документации на средство);
- способ утилизации, если средство не может быть утилизировано как бытовой отход;
- срок годности: "Срок годности (месяцев, лет)" с указанием даты изготовления (месяц, год) или "Годен (или использовать) до (месяц, год)";
- гарантийный срок хранения, в случае если срок годности продукции неограничен;
- штриховой код продукции (при наличии).
В обоснование отклонения заявки Заявителя аукционная комиссия Заказчика указывает: "не установлен товарный знак, требование заказчика - маркировка данного товара должна соответствовать требованиям ГОСТ 32478-2013, согласно которому маркировка должна содержать наименование средства, включая торговое наименование (п.3.3.1.2)".
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ст. 1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В соответствии со ст. 1479 Гражданского кодекса Российской Федерации на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
Комиссия УФАС установила, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять действия, направленные на регистрацию товарного знака (средства индивидуализации).
Таким образом, отсутствие регистрации товарного знака в установленном законодательством порядке свидетельствует об отсутствии его правовой защиты как средства индивидуализации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Исходя из вышеуказанной нормы, гражданское законодательство допускает использование незарегистрированных обозначений в отношении товаров при условии, что такие обозначения не создают вероятность смешения с зарегистрированным товарным знаком.
При этом термин "торговое наименование товара" в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в сфере закупок, отсутствует.
Законом о контрактной системе не предусмотрено указание в составе первой части заявки торгового наименования товара, в том числе Заказчиком сформировано требование к маркировке только в части ее соответствия государственному стандарту, без указания на то, какие именно показатели маркировки должен указать участник закупки в составе заявки.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отклонения заявки Заявителя.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем пересмотра первых частей заявок.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чимни" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч.5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 января 2017 г. N 44-310/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2017