Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 января 2017 г. N 44-315/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик):;
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга ( далее - Уполномоченный орган):;
ООО "Элементаль - Норма" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1128/17 от 18.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту проезжей части с организацией остановок городского пассажирского транспорта объекта "Остановки городского пассажирского транспорта в Красносельском районе" для нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.12.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0172200002516000269. Начальная (максимальная) цена контракта - 61 619 928,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, положении Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В доводах жалобы Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие положения Закона о контрактной системе, и выразившиеся, по мнению Заявителя, в использовании при описании объекта закупки нестандартных показателей по ряду позиций, установленных Заказчиком в Техническом задании.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик обязан использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к характеристикам товара, необходимого для выполнения работ, установлены Заказчиком Приложении N6 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции 4 "Смесь асфальтобетонная, В соответствии с со спецификациями к проектной документации шифр 13.0212-01" Приложения N6 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования: "Остаточная пористость, %: показатели ( характеристики) для которых определяются диапазоном значений: не менее 2,5 не более 5,0". Согласно требованиям Заказчика, данный товар должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В описании товара Заказчиком использованы следующие виды показателей:
"1) показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения (графа N 6 приложения N 6);
2) показатели, которые определяются диапазоном значений (графа N 7 приложения N 6);
3) показатели, для которых указаны варианты значений (графа N 8 приложения N 6);
4) показатели, значения которых не могут изменяться (графа N 9 приложения N 6)".
В инструкции по заполнению первой части заявки, установленной Заказчиком в документации содержится в том числе, следующий порядок предоставления показателей товара:
"Порядок описания характеристик товара, предлагаемого к использованию участником закупки при выполнении работ:
по первому виду показателей участник закупки указывает конкретное значение показателей, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения: "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Менее" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "Не ниже" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Не выше" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; "Выше" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; "Ниже" означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение;
по второму виду показателей участник закупки указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона:
- к нижней границы диапазона: "Не менее" означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение; "Более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
- к верхней границы диапазона: "Не более" означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение".
Установленные Заказчиком требования к зерновому составу товара N 4 позволяют определить, что Заказчику необходима плотная асфальтобетонная смесь тип Б.
Согласно п. 4.4 ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- высокоплотные |
с |
остаточной |
пористостью |
от 1,0% до 2,5%; |
|
|
|
- плотные |
" |
" |
" |
св. 2,5% до 5,0%; |
|
|
|
- пористые |
" |
" |
" |
св. 5,0% до 10,0%; |
|
|
|
- высокопористые |
" |
" |
" |
св. 10,0%. |
|
|
Таким образом, остаточная пористость для плотного асфальтобетона должна быть в диапазоне свыше 2,5 до 5,0%. Установленное Заказчиком требование к показателю "Остаточная пористость" не соответствует требованиям государственного стандарта, поскольку согласно требованиям Заказчика, данный показатель может включать в себя крайнее минимальное значение, то есть находиться в диапазоне "2,5 до 5 %", что не предусмотрено государственным стандартом.
Таким образом, Заказчиком использованы нестандартные значения показателей при описании требований к товарам, что является нарушением п. 2 ч.1 ст.33 (п. 1 ч. 1 ст. 64) Закона о контрактной системе.
Данный довод жалобы является обоснованным.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств, подтверждающих тот факт, что установленные Заказчиком требования повлекли за собой ограничение количества участников закупки и не позволили Заявителю принять участие в данном аукционе.
Таким образом, жалобу следует признать частично обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием на момент заседания Комиссии УФАС доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки и повлекли ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 96, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Элементаль - Норма" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 января 2017 г. N 44-315/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017