Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 января 2017 г. N 44-403/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУ "Городское туристско-информационное бюро" (далее - Заказчик):
АЧОО "Безопасность социально значимых учреждений" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 1247/17 от 19.01.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса на оказание услуг по охране информационных павильонов и офисного помещения с 1 февраля по 31 декабря 2017 (извещение N 0372200223116000100) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного конкурса размещено 30.12.2016 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200223116000100. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 638 149,43 рублей.
В жалобе АЧОО "Безопасность социально значимых учреждений" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в отсутствии в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Анализ конкурсной документации показал, что по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"2.2.1 Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ.
Порядок оценки показателя: оценка по данному показателю производится в соответствии с п.23 Правил оценки. Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника конкурса специалистов, прошедших службу в рядах МВД или вооруженных сил Министерства обороны Российской Федерации.
Комиссия оценивает сведения о квалификации трудовых ресурсов путем изучения данных, представленных в форме 3.1 Приложения 3 (с учетом прилагаемых документов, представленных в подтверждение сведений, указанных в форме, в случае их наличия).
Количество баллов, присуждаемых по показателю , определяется по формуле:
,
где:
- коэффициент значимость показателя;
- предложение участника закупки, заявка (предложение), которого оценивается;
- максимальное предложение из всех сделанных участниками закупки.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе с ограниченным участием информации о об аттестованных федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном порядке, утвержденным приказом Министерства культуры Российской Федерации от 05.05.2012 N 474 специалистов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Такой участник конкурса получает 0 баллов по данному показателю".
При этом Приказ Минкультуры России от 05.05.2012 N 474 "Об утверждении Порядка проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), в области реставрации иных культурных ценностей" регламентирует процедуру проведения аттестации специалистов в области сохранения объектов культурного наследия (за исключением спасательных археологических полевых работ), области реставрации иных культурных ценностей и, следовательно, не относится к предмету закупки, следовательно, данный порядок оценки не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и ограничивает количество участников закупки.
2. Анализ конкурсной документации показал, что по показателю "Деловая репутация участника закупки" Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
"2.2.2. Деловая репутация участника закупки.
Значимость показателя критерия: 70.
Коэффициент значимости показателя критерия - 0,7.
Порядок оценки показателя: рассчитывается в соответствии с п. 23, 27 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085.
По показателю "Деловая репутация" заказчиком установлен следующий порядок определения баллов. Оценивается деловая репутация, заработанная участником конкурса при осуществлении деятельности в области постовой охраны объектов, выраженная в "Индексе деловой репутации", который определяется как произведение объема выполненных работ постовой охране объектов на количество контрактов (договоров) по таким работам и деленное на количество судебных решений, вынесенных против участника конкурса в отношении неисполнения им обязательств по контрактам (договорам) представленных в составе заявки по форме 3.2 Приложения 3 с приложением копий контрактов (договоров) и актов выполненных работ.
При отсутствии в заявке на участие в конкурсе сведений по показателю "Деловая репутация участника закупки" участник конкурса получает 0 баллов.
В случае установления недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отклоняет заявку на любом этапе проведения конкурса в соответствии с ч 3.1 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Количество баллов, присуждаемых по показателю (), определяется по нижеприведенной формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение "индекса деловой репутации" участника закупки, заявка которого оценивается по i-й заявке.
Kmax - максимальное предложение "индекса деловой репутации" из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
где:
О = суммарный объем выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия, подсчитанный по актам выполненных работ за период с 01.01.2011 г i-го участника, в млн. руб.
К = количество выполненных контрактов за период с 01.01.2011 г (начало контракта (договора) может выходить за рамки указанного периода) в штуках.
С = индекс количества судебных решений, вынесенных против участника конкурса и вступивших в законную силу и связанных с неисполнением (ненадлежащим исполнением) участником конкурса своих обязательств по контрактам (договорам) связанных с деятельностью участника конкура за период с 01.01.2011, в штуках. При количестве решений = 0, С=1, при количестве решений = 1, С=1, при количестве решений = 2, С=2 и т. д.
Количество баллов, присуждаемых по критерию (определяется по формуле:
,
где:
- количество баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ";
- количество баллов, присуждаемых по показателю "Деловая репутация участника закупки".
При этом в форме 3.2 участникам закупки надлежит представить сведения о профессиональной деятельности участника конкурса в области сохранения объектов культурного наследия с указанием периода выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия (даты начала и окончания).
Согласно п. 3 Положения о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 ("О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" деятельность по сохранению объектов составляют работы по перечню согласно приложению.
Согласно данному перечню к работам, составляющим деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации относятся:
1. Разработка проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
2. Разработка проектной документации по инженерному укреплению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
3. Реставрация и воссоздание наружных и внутренних декоративно-художественных покрасок.
4. Реставрация, консервация и воссоздание штукатурной отделки.
5. Реставрация, консервация и воссоздание архитектурно-лепного декора.
6. Реставрация, консервация и воссоздание поверхности из искусственного мрамора.
7. Ремонт, реставрация и воссоздание кровель.
8. Ремонт, реставрация и воссоздание металлических конструкций.
9. Ремонт, реставрация и воссоздание оконных и дверных приборов.
10. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание деревянных конструкций и деталей.
11. Реставрация и воссоздание резьбы по деревянным конструкциям.
12. Реставрация и воссоздание паркетных полов.
13. Ремонт, реставрация и консервация ограждающих конструкций и распорных систем.
14. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание оснований и фундаментов.
15. Ремонт, реставрация, консервация и воссоздание кладок, конструкций.
16. Реставрация, консервация и воссоздание мебели.
17. Реставрация, консервация и воссоздание резьбы по дереву.
18. Реставрация, воссоздание и консервация тканей, гобеленов и ковров.
19. Реставрация и воссоздание осветительных приборов.
20. Реставрация и воссоздание деталей из черного и цветных металлов.
21. Реставрация и воссоздание позолоты.
22. Реставрация и воссоздание керамического декора.
23. Реставрация и воссоздание мозаики.
24. Реставрация и воссоздание янтарного набора.
25. Реставрация и воссоздание графики.
26. Реставрация, консервация и воссоздание монументальной живописи.
27. Реставрация, консервация и воссоздание станковой живописи.
28. Реставрация, консервация и воссоздание скульптуры.
29. Реставрация и воссоздание исторического ландшафта и произведений садово-паркового искусства.
30. Приспособление инженерных систем и оборудования.
31. Приспособление систем электрообеспечения.
Таким образом, предмет закупки - оказание услуг по охране информационных павильонов и офисного помещения - не относится к вышеуказанной деятельности, следовательно, предоставление сведений о профессиональной деятельности участника конкурса в области сохранения объектов культурного наследия не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и ограничивает количество участников закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч. 2 ст. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок и установлении требований, которые ограничивают количество участников закупки.
Выявленные в действиях Заказчика являются существенными, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АЧОО "Безопасность социально значимых учреждений" обоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушение ч. 2 ст. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 января 2017 г. N 44-403/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2017