Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 февраля 2017 г. N 135
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Попов А.С., Анфиногенов Е.В.
от уполномоченного органа - Мещерякова О.В.
от ООО "Сфера" - представитель не прибыл.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Сфера" на действия муниципального заказчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N 69 "Уникум" города Ставрополя, уполномоченного органа- комитет муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000483 Работы по капитальному ремонту мягкой кровли здания МБДОУ ЦРР- д/с N69 "Уникум".
По мнению заявителя жалобы, аукционная документация не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Представитель заказчика и уполномоченного органа пояснили:
Все процедуры по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона. Действия заказчика и уполномоченного органа соответствуют требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона: Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Федерального закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 данного закона документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В пункте 1 части 1 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
На основании анализа указанных норм заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам. Так же в соответствии с вышеизложенным, заказчиком была разработана документация открытого аукциона в электронной форме N 0321300001116000483 Работы по капитальному ремонту мягкой кровли здания МБДОУ ЦРР- д/с N69 "Уникум".
Требования к товару, используемому при поставки по предмету аукциона, установлены Заказчиком в Техническом задании аукциона.
2. Извещение о проведении аукциона и документация об аукционе 23.12.2016 года были размещены в единой информационной системе РФ www.zakuрki.gov.ru информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.01.2017 08:00. На участие в электронном аукционе подано 7 (семь) заявок на участие. Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 03.02.2017.
Заказчик в соответствии с действующим законодательством не имеет права устанавливать для участников закупки форму подачи заявок на участие. В п.33 части II информационной части документации об аукционе установлено, что участник закупки подает заявку в свободной форме. Формируя предложение о товарах, используемых при выполнении работ, в основу может быть положена таблица, приведенная в Разделе 3 "Требования к товарам, используемым при выполнении работ" Части III "Техническое задание"
- В отношении употребления фраз "должны быть" и "требуется" в установленных характеристиках по позициям "Электроды" и "Кирпич"
На запрос о разъяснениях документации об аукционе участникам даны соответствующие разъяснения положений документации.
Инструкция, помимо приведенных заявителем положений, также определяет, что предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог" и т.п. и допускать разночтения или двусмысленное толкование.
Участник Закупки в первой части заявки представляет конкретные показатели, позволяющие заказчику определить соответствие предлагаемого к поставке товара требованиям, установленным в настоящей документации об электронном аукционе.
Такие слова как "должно", "требуется" или "не должно" используются Заказчиком для определения потребности или соответственно необходимости отсутствия в значениях характеристик.
- Заказчиком при описании электродов установлена характеристика типа электродов, на основании требований пункта 2 ГОСТ 9467-75, при этом на странице 51 п.6 требований к товарам указано, что электроды должны быть типа Э42А. Таким образом, установленные требования говорят о потребности Заказчика в данном типе электродов, а не каком-либо ином.
- В позиции "Кирпич" все характеристики, в том числе характеристика "Средняя плотность кирпича" установлены в полном соответствии с регламентирующим стандартом п.5.2.1 и таблицы 5 ГОСТ 530-2012. На странице 66 п.1 Требований к товарам указано, что Средняя плотность кирпича требуется не более 2400 кг/м3.
- Заказчиком характеристики по позиции гвозди (тип 3) установлены в соответствии с требованиями государственного стандарта 4028-63.
Установленная характеристика не противоречит действующему законодательству, законодательству о стандартизации, и требованиям государственного стандарта, в котором, для описания гвоздей используются аналогичные понятия диаметра стержня и условного диаметра стержня гвоздей.
Заказчик предоставил ответ на запрос, что установленные характеристики не противоречат действующему законодательству.
Таблица 1 ГОСТ 4028-63 не предусматривает фактические (точные) значения диаметра стержня, так как данный вид гвоздей имеет предельные отклонения по диаметру стержня (о чем свидетельствует п.3. ГОСТ 4028-63, в котором установлено, что технические требования на гвозди - по ГОСТ 283, а в п.1.3. ГОСТ 283 определено, что предельные отклонения диаметра стержня гвоздей круглого сечения должны соответствовать требованиям ГОСТ 3282 таблице 1), то соответственно в таблице 1 ГОСТ 4028-63 установлены номинальные или условные диаметры стержня плоских гвоздей. Что подтверждает в прочем наименование показателя "условный диаметр стержня" в таблице 2 данного стандарта. На основании всех требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и системы стандартизации Заказчик и установил показатель для плоских гвоздей "Условный диаметр стержня", который не противоречит требованиям действующего законодательства.
- Описание Заказчиком объекта закупки носит объективный характер, Лустановлено в соответствии с действующем законодательством в рамках своих потребностей и не влечет за собой ограничение количества участников закупки. В соответствии с пунктом 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Так как государственные стандарты постоянно меняются, Заказчик и указал фразу, что товар (материал) "должен соответствовать требованиям государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (Указать ГОСТ)". Описание характеристик товаров (материалов), указанных в приложении 3 технического задания документации об аукционе, составлено Заказчиком с использованием точного текста, фраз, предложений, показателей и т.д. из государственных стандартов, регламентирующих данный вид товара (материала).
Поисковая система сети Интернет при вводе фраз из описания товара (материала) выдает ГОСТ соответствующий данному описанию. Соответственно у участников закупки трудностей при определении государственного стандарта, регламентирующего данный вид товара (материала) не должно возникать. Указание в заявках на участие в аукционе ГОСТов на товары, используемые при выполнении работ, служит подтверждением участниками закупок точного, достоверного описания характеристик объекта закупки, и требование об указании ГОСТов на товары не противоречит Закону N 44-ФЗ. Так же это необходимо для проверки полноты и достоверности сведений в соответствии со ст.67 44-ФЗ, представленных участником закупки.
Учитывая изложенное, комиссия считает действия заказчика по формированию документации об электронном аукционе законными и соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сфера" на действия муниципального заказчика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад N 69 "Уникум" города Ставрополя, уполномоченного органа- комитет муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя, по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001116000483 Работы по капитальному ремонту мягкой кровли здания МБДОУ ЦРР- д/с N69 "Уникум" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
Члены комиссии С.И. Рошевский
И.Г. Лыков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 февраля 2017 г. N 135
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017