Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 января 2017 г. N 91
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика - Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - заказчик), уполномоченного органа - Управления муниципального заказа и потребительского рынка Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Здание под размещение спортивного зала и кабинетов для организации кружковой деятельности детей" в с. Хатанга с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района", размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер", номер извещения 0319300003416000605, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика, уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Здание под размещение спортивного зала и кабинетов для организации кружковой деятельности детей" в с. Хатанга с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Заказчик, уполномоченный орган, ООО "СТРОЙИНВЕСТ", уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, уполномоченного органа.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Во-первых, в аукционной документации отсутствует информация о датах начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации о закупке. Во-вторых, в Техническом задании в разделе 4 "Инженерное обеспечение внутреннее" подразделе "Канализация" содержится указание на товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности. В-третьих, в Техническом задании в разделе 3 "Основные конструктивные характеристики объекта" содержится указание на ТУ. В-четвертых, заказчик не указал в извещении о проведении аукциона информацию о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. В-пятых, заказчиком не указано, что помимо согласия участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги первая часть заявка должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Здание под размещение спортивного зала и кабинетов для организации кружковой деятельности детей" в с. Хатанга с.п. Хатанга Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района", номер извещения 0319300003416000605.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений предусмотрен положениями статьи 65 Закона о контрактной системе.
Проанализировав положения аукционной документации, Комиссия установила, что согласно пункту 25 информационной карты рассматриваемой документации заказчиком установлено, что порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе указаны в Извещении о проведении электронного аукциона.
Таким образом, анализ совокупности положений аукционной документации Комиссии показал отсутствие совершения действий со стороны заказчика в части включения в содержание рассматриваемой документации сведений о конкретных датах начала и окончания срока предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе, что является нарушением требований пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Таким образом, довод подателя жалобы в рассматриваемой части признается Комиссией обоснованным.
При этом, Комиссия отмечает, что установленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика, в связи с чем отсутствует необходимость в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что проектная документация при ее подготовке на основании договора утверждается заказчиком. Кроме того, в случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации Муниципальный заказчик не имеет возможность внести какие-либо изменения в проектно-сметную документацию без согласования с проектировщиком.
Комиссией было установлено, что в соответствии с Техническим заданием виды, объемы работ, спецификация материалов и оборудования указаны в проектной и рабочей документациях (шифр 09-2016), являющихся неотъемлемой частью документации об аукционе и извещения о проведении электронного аукциона.
Таким образом, использование в Техническом задании в разделе 4 "Инженерное обеспечение внутреннее" подразделе "Канализация" товарного знака и использование в Техническом задании в разделе 3 "Основные конструктивные характеристики объекта" указания на ТУ предусмотрено проектной документацией шифр 09-2016. В указанной проектной документации отсутствует согласие проектной организации на возможность отступления заказчика от проектной документации в части установки оборудования иной марки и производителя. На основании вышеизложенного, Комиссия по рассмотрению жалобы, считает второй и третий доводы жалобы необоснованными.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исследовав требования, установленные заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона Комиссией было установлено, что к участникам закупки предъявлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, отражены в пунктах 13, 19 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью документации об аукционе и извещения о проведении электронного аукциона.
При анализе аукционной документации, Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что заказчиком в пункте 13 "Условия выполнения работ" информационной карты документации об аукционе установлено следующее требование к участнику закупки:
- выполнение работ должно осуществляется при условии наличия у Подрядчика нижеследующих документов (примечание: участник должен иметь в наличии документы, в соответствии с одним из предлагаемых вариантов):
1-й вариант: 1.1. действующего Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство), выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с наличием в Свидетельстве допусков на право заключать договоры (контракты) по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по договору (контракту) превышает цену договора (контракта), видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии):
Наименование вида работ |
п. 33.* Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), п.п. 33.3.* Жилищно-гражданское строительство. |
*нумерация приведена в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об Утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
2-й вариант (участник должен иметь в наличии оба документа, указанные в данном варианте): 2.1. действующего Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Свидетельство), выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, с наличием в Свидетельстве допусков видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии):
Наименования видов работ |
п.3.6.* Механизированное рыхление и разработка вечномерзлых грунтов |
п.4.2.* Бурение и обустройство скважин (кроме нефтяных и газовых скважин) |
п.4.3.* Крепление скважин трубами, извлечение труб, свободный спуск или подъем труб из скважин |
п.5.2.* Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах |
п.5.3.* Устройство ростверков |
п.5.4.* Устройство забивных и буронабивных свай |
п.5.9.* Погружение и подъем стальных и шпунтованных свай |
п.6.1.* Опалубочные работы |
п.6.2.* Арматурные работы |
п.6.3.* Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций |
п.10.1.* Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений |
п.12.5.* Устройство оклеечной изоляции |
п.12.8.* Антисептирование деревянных конструкций |
п.12.9.* Гидроизоляция строительных конструкций |
п.12.10.* Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования |
п.12.12.* Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования |
п.16.1*. Укладка трубопроводов водопроводных |
п.16.2*. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей |
п.16.4*. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода |
п.17.1.* Укладка трубопроводов канализационных безнапорных |
п.17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных |
п.17.3.*Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей |
п.17.4.* Устройство канализационных и водосточных колодцев |
п.17.7.* Очистка полости и испытание трубопроводов канализации |
п.18.1.* Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия |
п.18.3.*Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения |
п.18.5.* Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения |
п.20.2.* Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно |
п.24.9.*Пусконаладочные работы электрических машин и электроприводов |
п.24.26.* Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций |
п.24.30. *Пусконаладочные работы сооружений канализации |
*нумерация приведена в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 г. N 624 "Об Утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
2.2. действующей Лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что довод подателя жалобы является обоснованным, при этом, установленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика, в связи, с чем отсутствует необходимость в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В соответствии с части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
1) при заключении контракта на поставку товара:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При анализе аукционной документации, Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе аукционной документации электронного аукциона содержит аналогичные части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе положения, при этом пунктом 22 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе" Информационной карты документации об аукционе конкретизировано, что первая часть заявки должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
В связи с тем что виды, объемы работ, спецификация материалов и оборудования указаны в проектной и рабочей документациях (шифр 09-2016), у участников закупки отсутствует необходимость указания в заявке конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным аукционной документацией. Следовательно, доводы жалобы являются необоснованными.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьей 42, 63, 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не влияет и не может повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 26 января 2017 г. N 91
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017