Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 января 2017 г. N 74
Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущей заседание Комиссии - Халлаевой Д.М. - Зам. руководителя Дагестанского УФАС России;
Гебекова К.Д. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Мамеднебиева А.М. - Начальника отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова А.Ш. - Ведущего специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Салют-9" (далее - Заявитель) на действия ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0203100000216000262 на поставку технических средств реабилитации (подгузники для взрослых) для обеспечения инвалидов в 2017 г. (далее - Аукцион),
в присутствии представителя Заказчика - Сулеймановой А.Р. (доверенность от 25.01.2017 N 10),
в отсутствии представителя Заявителя (извещен),
УСТАНОВИЛА:
20.01.2017 в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что документация электронного аукциона не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами материалы, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на сайте оператора электронной площадки ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителя Заказчика, Комиссия установила следующее.
29.12.2016 Заказчиком в Единой информационной системе были размещены извещение и аукционная документация по проведению Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 941, 95 рублей.
1. Заявитель указывает, что в Аукционной документации отсутствует требование о представлении во второй части заявки на участие в Аукционе, копии регистрационного удостоверения на медицинские изделия (подгузники).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального Закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий" утверждена номенклатурная классификации медицинских изделий по видам, в которой пунктом 13 "Реабилитационные и адаптированные для инвалидов медицинские изделия" указан следующей вид: "13.13. Прочие реабилитационные и адаптационные медицинские изделия".
Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, из которого следует, что одним из средств реабилитационных мероприятий является: "22. Абсорбирующее белье, подгузники".
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в установленном порядке. Государственная услуга по государственной регистрации медицинских изделий предоставляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" государственная регистрация медицинских изделий проводится на основании результатов технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний, представляющих собой формы оценки соответствия медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, и экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий с учетом классификации в зависимости от потенциального риска их применения, а также испытаний в целях утверждения типа средств измерений (в отношении медицинских изделий, относящихся к средствам измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, перечень которых утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие.
Таким образом, обращение медицинских изделий - средств реабилитации (подгузники) на территории Российской Федерации возможно при наличии регистрационного удостоверения на товар, выданный Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком не установлено требование о наличии регистрационных удостоверений на поставляемый товар в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что государственный заказчик в соответствии с действующим законодательством, обязан установить требование ко второй части заявки участников: "о наличии копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (копию регистрационного удостоверения на товар в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации")".
Таким образом, действия Заказчика нарушают п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
При этом, Комиссией установлено, что в процессе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчиком не была отклонена ни одна заявка.
Согласно Протоколу проведения электронного аукциона от 26.01.2017 N0203100000216000256-2 цена контракта снижена до 2 174 957.90 руб.
Кроме того, Комиссией установлено, что требование о наличии регистрационных удостоверений Заказчиком установлено в п. 4 "Обязанности сторон" проекта контракта Аукционной документации: "Поставщик обязан иметь в наличии следующие документы при поставке товара:
а) действующие регистрационные удостоверения, выданные Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в случае, если на поставляемые технические средства реабилитации, в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо оформление указанных документов;
б) деклараций о соответствии, либо сертификатов соответствия, в случае, если на поставляемые технические средства реабилитации, в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо оформление указанных документов".
Учитывая изложенное, по мнению Комиссии, выявленное в действиях Заказчика нарушение, при установлении а Аукционной документации требования о предоставлении действующего регистрационного удостоверения, выданное Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, вместе с товаром, а не во второй части заявки на участие в Аукционе, а также снижение начальной максимальной цены контракта, не повлияло на результаты проведения электронного Аукциона.
2. Заявитель указывает, что положения проекта контракта в части изменений условий контракта не соответствуют Закону о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в п. 7.4 проекта контакта документации об Аукционе указано: "Если, по мнению Сторон, исполнение Контракта может быть продолжено в порядке, действовавшем до возникновения обстоятельств непреодолимой силы, то срок исполнения обязательств по Контракту продлевается соразмерно времени действия этих обстоятельств и их последствий".
В соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:
1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:
а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;
2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;
3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;
5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;
7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
По мнению Комиссии, установленные в п. 7.4 проекта контракта случаи изменения условий контракта, не соответствуют ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы Заявителя.
3. Заявитель указывает, что Заказчиком были установлены сроки окончания подачи запроса о даче разъяснений положений документации электронного аукциона с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Как усматривается из извещения о проведении электронного аукциона, сформированном в Единой информационной системе, Заказчик установил:
дата начала подачи заявок 29.12.2016 г
дата окончания подачи заявок 20.01.2017 г
Комиссией установлено, что в документации об электронном аукционе датой окончания приема разъяснений положений документации об электронном аукционе установлено 17.01.2017 г.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, Заказчиком определена дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации в соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
Таки образом, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
4. Заявитель указывает, что Заказчиком установлены требования к банковской гарантии не соответствующие п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
Как установлено Комиссией, Заказчиком в документации об электронном Аукционе установлены следующие требования к банковской гарантии, в том числе: "обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки"
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
По мнению Комиссии формулировка установленная в Аукционной документации к содержанию банковской гарантии не нарушает п. 3 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного довод жалобы Заявителя не обоснован.
5. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте контракта аукционной документации установлены требования к банковской гарантии, противоречащие положениям статьи 45 Закона о контрактной системе, а именно требование о том, что банковская гарантия должна быть выдана банком, включенным а перечень банков, предусмотренных статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вместе с тем, указанная статья Налогового кодекса РФ не содержит перечня банков.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Закона о контрактной системе заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.
Согласно пункту 12.8 Аукционной документации установлено, что "Участник закупки в качестве обеспечения исполнения контракта может представить банковскую гарантию, выданную банком, включенным в предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения.".
Часть 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным статьей 74.1 Налогового кодекса РФ требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Следовательно часть 4 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации содержит отсылочную норму.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации установлены требования к банковской гарантия, противоречащие положениям статьи 45 Закона о контрактной системе, не нашел своего подтверждения.
6. Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчиком установлен срок оплаты за выполненные работы с нарушением ч. 8 ст. 30 Закон о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Комиссией установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона в пункте "Преимущества и требования к участникам" Заказчиком установлено следующее: "Участники закупки могут быть только субъектами малого предпринимательства или социально ориентированными некоммерческими организациями (в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ)".
В соответствии с ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что согласно п. 3.3 проекта контракта Оплата производится Заказчиком по безналичному расчету в течение 10 (десяти) банковских дней с даты получения Заказчиком документов, подтверждающих исполнение Контракта и выставленного счета.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установленный срок оплаты в проекте контракта не нарушает требования ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, по мнению Комиссии, довод жалобы Заявителя не обоснован.
7. Заявитель указывает, что Заказчиком нарушена ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе, при размещении извещения об осуществлении закупки до истечения 10 дней с момента внесения изменений в план-график.
В соответствии с ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Согласно ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:
1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков, установленным частями 4 и 5 настоящей статьи.
При этом, Заявителем не представлены доказательств того, что Заказчиком внесены изменения в план-график по основаниям предусмотренным ч. 13 ст. 21 Закона о контрактной системе, при возникновении которых Заказчик обязан соблюдать сроки предусмотренные ч. 14 ст. 21 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 и ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не повлияло на результат Аукциона, предписание в данной части не выдавать.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущая заседание Комиссии Д.М. Халлаева
Члены Комиссии: К.Д. Гебеков
А.М. Мамеднебиев
К.Г. Магомедов
А.Ш. Магомедов
Исп. Багамаев Т.Р.
(67-20-95)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 27 января 2017 г. N 74
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017