Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 января 2017 г. N 2-57-608/77-17
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов Комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Специалиста первого разряда обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
при участии представителя ГКУ "ПТО КРиС ДЗМ": А.В. Кравченко,
в отсутствие представителей ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР", уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России NМГ/2163 от 18.01.2017,
рассмотрев жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "ПТО КРиС ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту Филиала "Рублево" ГБУЗ "Научно-практический психоневрологический центр Департамента здравоохранения города Москвы" (Закупка N 0173200001416001980) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/2163 от 18.01.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
1. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
- п.63 "Шпатлевка" - степень перетира 0; 1; 0-91, не нормируется; марка - [ХВ-004], [НЦ-008], [ПФ-002], [МС-006], что противоречит требованиям ГОСТ 10277-90, согласно которому степень перетира для [ХВ-004]: не нормируется, для [НЦ-008]: не нормируется, для [ПФ-002]: 80-90, для [МС-006]: 60-75, таким образом, значения степени перетира "0" и "1" не соответствуют ГОСТ 10277-90.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.66 "Прокат стальной листовой оцинкованный, группа ОН, толщина 0,5 мм" - временное сопротивление - 259-721 (26-74) Н/мм2 (кгс/мм2), что не нормируется ГОСТ 19904-90.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено в соответствии с ГОСТ 16523-97, вместе с тем, затруднился пояснить в каком пункте данного ГОСТ указано временное сопротивление для группы ОН, а также затруднился пояснить потребность установления данного показателя.
- п.77 "Болты анкерные тип 2" - исполнение - 1,2; 1,3; толщина S анкерной плиты >13; >13, не нормируется; номинальный диаметр резьбы - от 16* до 140*мм, что не соответствует положениям ГОСТ 24379.1-2012, согласно которому для исполнения "1, 2" анкерная плита отсутствует, а для варианта исполнения "1, 3" значение ">13" подходит только для исполнения 1.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить правомерность установления данных требований вышеуказанным образом.
- п.79 "Болты в комплекте с гайками" - исполнение - 1; 2; 3; размер D1 - <61; не нормируется, вместе с тем, согласно ГОСТ 7797-70 параметр "размер D1" присутствует лишь у болтов с исполнением 4.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.86 "Трубы чугунные" - размер раструба 1 мин - -55 мм, тогда как согласно ГОСТ 6942-98 размер раструба 1 мин равен 55 мм.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.87 "Кирпич керамический 250х65х120мм" - Предел прочности при сжатии средний для пяти образцов 14,9-50,6 МПа; Предел прочности при изгибе средний для пяти образцов, наименьший для отдельного образца 1.3-25.9 МПа. Согласно инструкции: Символы "многоточие", "тире" установленные между значениями, следует читать как необходимость указания диапазона значений, не включая крайние значения. Вместе с тем, согласно ГОСТ 530-2012 данные показатели имеют конкретные значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.97 "Смеси сухие штукатурные цементно-песчаные для внутренних и наружных работ выравнивающие" - Деформация усадки и расширения затвердевшего штукатурного раствора 0.0- 1.1 м/мм, вместе с тем, согласно п.4.6.5 ГОСТ 33083-2014 деформация усадки затвердевшего штукатурного раствора не должна превышать 1,0 мм/м, расширения - 0,5 мм/м. Таким образом установлены неверные единицы измерения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.11 "Нипель для трубопроводов" - Условный проход Dу - 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 80 мм; Масса - от 0.02999 до 0.32865 кг. Согласно Инструкции "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения", вместе с тем, согласно ГОСТ 8967-75 для условного прохода 15 мм, значение массы составляет 0,021 кг. Значение "0,021" меньше нижней границы установленного заказчиком диапазона "0,02999".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.28 "Смеси бетонные" - Содержание магнетита, гетита, апатита, фосфорита, нефелина - 0-11 % по объему; содержание: уголь - 0,0*-1,1 % от массы, что является неправомерными требованиями, так как они характеризуют компонентный состав данного товара и не могут быть представлены участниками закупки в составе первой части заявки без проведения испытаний определенной партии товаров.
Представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
- п.30 "Песок из отсевов дробления" - марка по дробимости песка - 200*-1400*, тогда как марка по дробимости является конкретным числом и не может быть выражена диапазонным значением.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.37 "Бруски хвойных пород обрезные" - влажность древесины от 11 до 20; от 22* до 32, что является изыбыточным требованием, так как значение данной характеристики невозможно указать не имея товар в наличии и без проведения соответствующих испытаний.
Представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
- п.37 "Бруски хвойных пород обрезные" - распиловка смешанная; тангентальная распиловки; радиальная распиловки, что по мнению Заявителя жалобы является необъективной характеристикой, так как она не влияет как на качество самого товара, так и на качество выполнения работ данным товаром; кроме того данное требование по сути предъявляется не к техническим характеристикам товара, а к методу производства данного товара.
Представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
- п.38 "Проволока стальная низкоуглеродистая" - предельное отклонение по диаметру проволоки - -0.16 мм; а также к возможности указания номинального диаметра проволоки - 1,10 мм, вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 3282-74, предельное отклонение для диаметра проволоки 1,1 мм должно составлять -0,1 мм, чему противоречит требование "
-0.16".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.38 "Проволока стальная низкоуглеродистая" - номинальный диаметр проволоки - 1,10, >1.40 <6.30, что не позволяет определить требуемые значения, так как между значениями ">1.40" и "<6.30" не стоит никакой знак препинания.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.43 "Дисперсия поливинилацетатная" - Совместимость дисперсии с пластификатором - от 2 до 5, не нормируется; Марка - Д 50Н, [ДФ 51/10С]; Д 51С; [ДФ 51/10СЛ], что не позволяет участникам закупки сформировать заявки на участие в аукционе, так как марке Д 50Н соответствует значение параметра "не нормируется", но в заявке также необходимо представить значение "от 2 до 5".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.48 "Пленка полиэтиленовая" - вид выпуска пленки - Рулон; рукав; рукав, сложенный вдвое; полурукав; полотно, что по мнению Заявителя неправомерно, так как вид выпуска товара может повлиять не на качество самого товара и не на качество выполнения работ данным товаром.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.50 "Прокат стальной круглый" - установлено требование о соответствии ГОСТ 535-2005 и ГОСТ 2590-2006, вместе с тем, в ГОСТ 2590-2006 распространяющимся на данный вид товара нет ссылки на то, что общие технические условия данного товара должны соответствовать ГОСТ 535-2005.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
- п.57 "Трубы поливинилхлоридные для канализации" - коэффициент запаса прочности - 1,9...2,6, тогда как согласно ГОСТ Р 51613-2000 "Коэффициент, который выбирают при проектировании водопроводов равным 2,5, что соответствует напряжению в стенке трубы = 10 МПа (НПВХ 100), и равным 2,0, что соответствует напряжению в стенке трубы = 12,5 МПа (НПВХ 125)".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил что при формировании вышеуказанных требований допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
При этом, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 6 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках избыточным и неправомерным требованиям, установленным к товарам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупки.
2. Заявитель в своей жалобе также указывает на неправомерные требования к товарам, а именно:
- п.82 "Мастика битумно-резиновая изоляционная" - марка битума - [БН-70/30]; [БНИ-IV]; [БН-90/10]; [БНИ-V]. По мнению Заявителя жалобы, марка БН-70/30 является маркой БНИ-IV; и марка БН-90/10 является маркой БНИ-V.
Представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с табл.1 приложения 2 ГОСТ 15836-79 существуют битумы нефтяные строительные и нефтяные для изоляции нефтегазопроводов, что соответствует маркам БН-70/30 (БНИ-IV) и БН-90/10 (БНИ-V), что дает возможность участникам закупки использовать любую из четырех указанных марок.
- п.105 "Прокат стальной квадратный" - относительное удлинение 14-85%, что, по мнению Заявителя жалобы не соответствует ГОСТ 535-2005.
Представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации не установлены требования о соответствии характеристик п.105 "Прокат стальной квадратный" положениям ГОСТ 535-2005; указанное требование установлено в соответствии с ГОСТ 2591-88.
- Заявитель указывает на то, что Заказчиком предъявлены требования к 13 типам кабелей по п.2 "Кабели силовые с медными жилами", к 8 диаметрам труб по п.8 "Трубы стальные водогазопроводные для водоснабжения", а также по п.9 "Муфты для трубопроводов", п.10 "Контргайка для трубопроводов", п.11 "Ниппель для трубопроводов", п.12 "Сгон для трубопроводов" и п.16 "Горячекатанная арматурная сталь периодического профиля, класс A-III", что усложняет заполнение первой части заявки на участие в аукционе.
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные требования установлены на основании потребности Заказчика, так как все указанные размеры и диаметры необходимы для выполнения работ, оказания услуг по данному аукциону.
- Заявитель указывает на то, что Заказчиком установлены требования к недействующим ГОСТ, например таким как: ГОСТ 19903-74, ГОСТ 26633-2012.
Представитель Заказчика пояснил, что участники закупки, при заполнении заявки вправе руководствоваться ГОСТ в действующей редакции, что позволяет сформировать заявку на данный аукцион.
- п.28 "Смеси бетонные" - Содержание фракций в крупном заполнителе от 5 до 10 и св. 10 до 20 мм - 24-76; Модуль крупности мелкого заполнителя, Мк - 1.5 - 3.1, что по мнению Заявителя неправомерно, так как указанные параметры имеют конкретные значения, которые определяются в процессе проведения испытания определенной партии товара, тогда как согласно требованиям Заказчика необходимо предоставить диапазонные значения.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования к диапазонным значениям указанным характеристикам в связи с тем, что конкретное значение возможно определить только по результатам испытания, в связи с чем, требование о предоставлении конкретного значения по данному товару не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
- п.57 "Трубы поливинилхлоридные для канализации" - размер раструба D (номинальный диаметр) от 40 до 125 мм, что противоречит требованиям ГОСТ Р 51613-2000, так как в данном ГОСТ отсутствует указанный параметр.
Представитель Заказчика пояснил, что данный параметр присутствует в табл.4 ГОСТ Р 51613-2000.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанных доводов жалобы, в том числе о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "АЛЬФА ТЕНДЕР" на действия ГКУ "ПТО КРиС ДЗМ" обоснованной в части установления избыточных и неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1,2 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Е.А. Дейнега
А.В. Кочетков
Исп. Дейнега Е.А. (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 января 2017 г. N 2-57-608/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2017