Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16184/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Э.М. Бурлакова,
при участии представителя Департамента по недропользованию по центральному федеральному округу: А.Е. Соколова,
в отсутствие представителей ООО "ПРОЕКТИН", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N 10/64496 от 30.12.2016),
рассмотрев жалобу ООО "ПРОЕКТИН" (далее - Заявитель) на действия Департамента по недропользованию по центральному федеральному округу (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию нежилых помещений (уборка площадей административного здания) и комплексно-техническая эксплуатация инженерных систем (эксплуатация), административно-хозяйственное обслуживание в административном здании Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, расположенному по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, дом 39 А (Закупка N 0373100064716000015) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 30.12.2016 N 10/64496 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) неверного выбора кода ОКПД2;
2) установления неправомерных требований в Техническом задании аукционной документации;
3) установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение;
4) установления требований к товарам, при этом участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ, сформулировать ценовое предложение и подать заявку на участие в аукционе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД2 не соответствующий работам, которые предусмотрены техническим заданием аукционной документации.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что, согласно извещению о проведении электронного аукциона N0373100064716000015 предметом закупки является оказание услуг по хозяйственному обслуживанию нежилых помещений (уборка площадей административного здания) и комплексно-техническая эксплуатация инженерных систем (эксплуатация), административно-хозяйственное обслуживание, при этом, заказчиком выбран код ОКПД2 81.29.19.000 "Оказание услуг по хозяйственному обслуживанию нежилых помещений (уборка площадей административного здания) и комплексно-техническая эксплуатация инженерных систем (эксплуатация), административно-хозяйственное обслуживание в административном здании".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД2 81.29.19.000, что соответствует работам, которые предусмотрены техническим заданием аукционной документации.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил соответствующих документов, сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при выборе кода ОКПД2.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) По мнению Заявителя, Заказчиком в разделе 6 Технического задания аукционной документации установлены неправомерные требования к квалификации обслуживающего персонала.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Заказчиком в разделе 6 Технического задания аукционной документации установлено: "Требования к Исполнителю и проведению работ по комплексно-технической эксплуатации инженерных систем: -6.2. Исполнитель создает отдельную группу технических специалистов с постоянным присутствием на объекте, укомплектованную штатом инженерно-технических работников необходимых специальностей (в т.ч. аттестованным, с группой допуска по электробезопасности не ниже 4,5, слесарь-сантехник не ниже 5-го разряда, электромонтер связи 6 разряда.); 6.3. Исполнитель обеспечивает на объекте круглосуточное дежурство (дежурная смена не менее 6 чел.) следующих специалистов инженерно-технического состава: Дежурный электрик - техник (2 чел.); Дежурный слесарь-сантехник (2 чел.); Плотник - маляр - плиточник-столяр (1 чел.); Дежурный телефонист (электромонтер связи).
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в разделе 6 Технического задания аукционной документации установлены требования к исполнителю государственного контракта, что не ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также в составе жалобы не представлены документы, каким образом установленные требования в разделе 6 Технического задания аукционной документации нарушают законные права и интересы Заявителя, а также ограничивают количество участников закупки с учетом того, что данные требования установлены к исполнителю государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
3) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в частности: "П. 12 Бесконтактная карта доступа для контроля доступа в помещения или территорию: Относительная влажность воздуха от 5 до 95 %, Температурный диапазон от -30 до +85 °С; П. 26 Контроллер, П. 27 Фотозавеса приёмник/передатчик, П. 28 Инкодер 100mA, П. 29 Датчик, П. 30 GTR модуль 150A 1200V, П. 31 Датчик бистабильный, П. 32 Датчик излучатель, П. 33 Осциллярный датчик, П. 34 Плата, П. 35 Плата индикатор, П. 36 Пускатель электромагнитный 50A 230 VAC, П. 37 Тахогенератор, П. 38 Тиристорный модуль 55A 1200V, П. 39 Указатель направления движения с гонгом: Высота над уровнем моря не более 2000 м., Допустимая температура: от +5° до +40 °С, Относительная влажность 80 % при +25 °С; П. 27 Кнопка вызывная, П. 29 Кнопка вызыва/приказа: Высота над уровнем моря не более 2000 м., Верхнее значение температуры окружающего воздуха 40°С для климатического исполнения У3 и 45 °С для климатического исполнения Т3; Нижнее значение температуры окружающего воздуха минус 20 °С; П. 30 Кнопка вызова/приказа, П. 32 Ролик тросика, П. 33 Ролик замка: Высота над уровнем моря не более 2000 м., Допустимая температура: от +5° до +40°С, Относительная влажность 80 % при +25 °С; П. 22 Растворы строительные тяжелые по ГОСТ 28013: Средняя плотность затвердевшего раствора в проектном возрасте. П. 31 Лак битумный: Время высыхания до степени 3при 20 °С. П. 51 Растворы строительные тип 2 по ГОСТ 28013: Средняя плотность D затвердевших растворов в проектном возрасте. П. 58 Грунтовка ГФ-021: Расход на однослойное покрытие, Степень перетира П. 60 Краски фасадные ГОСТ Р 51691: Адгезия П. 63 Шпатлевка водно-дисперсионная акриловая по ГОСТ Р 52020: Время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С. П. 88 Краски масляные цветные МА-15: Блеск (ФБ-2, 45°), Расход краски на однослойное покрытие в зависимости от цвета, Время высыхания каждого слоя при температуре (20
2) °С. П. 92 Сурик железный МА-15: Расход на однослойное покрытие, Время высыхания до степени 3 при 20
0.5 °С. П. 109 Эмаль ПФ-115: Расход на 1 слой, Время высыхания при +20°С и относительной влажности 65 % от пыли, Время высыхания при +20°С при относительной влажности 65 %".
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки, а также не представили сведений, подтверждающих возможность указания конкретных сведений без проведения испытаний конкретной партии товара после производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или)
показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4) По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам,
при этом участникам закупки не представляется возможным определить объем выполняемых работ, сформулировать ценовое предложение и подать заявку на участие в аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Заказчиком в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам, в частности Растворы строительные тяжелые по ГОСТ 28013, Лак битумный, Грунтовка ГФ-021, Краски фасадные ГОСТ Р 51691, Шпатлевка водно-дисперсионная акриловая по ГОСТ Р 52020, Краски масляные цветные МА-15: Блеск, Сурик железный, Эмаль ПФ-115.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных техническим заданием, и в каком объеме используются указанные материалы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к вышеперечисленным товарам установлены Заказчиком неправомерно, и в нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПРОЕКТИН" на действия Департамента по недропользованию по центральному федеральному округу обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Э.М. Бурлаков
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
1. ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
301247, Тульская обл., г. Щекино, ул. 2-ой Бытовой пр-зд, д. 20
2. ООО "ПРОЕКТИН"
301247, Тульская обл., г. Щекино, ул. 2-ой Бытовой пр-зд, д. 20
3. ОАО "Единая электронная торговая площадка"
117312, г.Москва, пр. 60-я Октября, д. 9
a. ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-16184/77-16 об устранении нарушений
законодательства об осуществлении закупок
10.01.2017 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок Э.М. Бурлакова,
на основании решения Комиссии от 10.01.2017 по делу N 2-57-16184/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ПРОЕКТИН" (далее - Заявитель) на действия Департамента по недропользованию по центральному федеральному округу (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по хозяйственному обслуживанию нежилых помещений (уборка площадей административного здания) и комплексно-техническая эксплуатация инженерных систем (эксплуатация), административно-хозяйственное обслуживание в административном здании Департамента по недропользованию по Центральному федеральному округу, расположенному по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, дом 39 А (Закупка N 0373100064716000015) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о конкратной системе и с учетом решения от 10.01.2017 по делу N 2-57-16184/77-16 и разместить соответствующую документацию на Официальном сайте;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить на Официальном сайте информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 10.01.2017 по делу N 2-57-16184/77-16.
6. Заказчику в срок до 27.02.2017 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8 (495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Э.М. Бурлаков
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 января 2017 г. N 2-57-16184/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2017