Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2017 г. N 2-57-401/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 66 ДЗМ": Тумакова А.Ю.,
в отсутствие представителей ООО "Ригель", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/1782 от 17.01.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Рельеф" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГП N 66 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонт помещений в ГБУЗ "ГП66" в 2017 году (Закупка N 0373200578316000103) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 17.01.2017 NМГ/1782 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- В п. "Смеси сухие цементные водостойкие для затирки межплиточных швов Тип 2" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Прочность на сжатие; Прочность сцепления; Морозостойкость.
- В п. "Смеси сухие для укладки плитки" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Прочность на сдвиг; Прочность на сжатие.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Заказчиком на заседании Комиссии Управления представлены сведения от производителей товаров, таких как "Затирка для швов "Супер-Люкс" СМЕ-46 Белая" производителя ООО "Промэкстэк", клей для плитки "Абсолют" производителя ООО "Абсолют", согласно которым прочность сжатия, сцепления, морозостойкость, прочность на сжатие, на сдвиг представлены в виде конкретного числового значения. Вместе с тем, Заказчик затруднился обосновать необходимость использования товаров именно данных производителей без возможности использования товаров иных производителей. Кроме того, государственный стандарт не обязывает указывать вышеуказанные характеристики, например как, согласно ГОСТ 31357-2007 "Смеси сухие строительные на цементном вяжущем. Общие технические условия" для характеристики "Прочность на сжатие" применяется следующее: п.6.3 Качество сухих смесей подтверждают приемочным контролем, включающим приемо-сдаточные и периодические испытания. Для проведения испытаний от каждой партии сухой смеси отбирают методом случайного отбора не менее пяти упаковочных единиц. п.6.4 При приемо-сдаточных испытаниях каждой партии сухой смеси определяют влажность, наибольшую крупность зерен заполнителя, содержание зерен наибольшей крупности, сухих смесей, подвижность смесей, готовых к применению, прочность на сжатие затвердевших растворов (бетонов). Партию сухой смеси принимают, если результаты приемо-сдаточных испытаний по всем показателям соответствуют требованиям настоящего стандарта, а также требованиям нормативного или технического документа на смесь конкретного вида. Партию сухой смеси бракуют, если смесь хотя бы по одному показателю не соответствует требованиям настоящего стандарта, нормативного или технического документа на смесь конкретного вида. п.7.5 Прочность на сжатие и растяжение при изгибе определяют на контрольных образцах по ГОСТ 310.4 "Цементы. Методы определения предела прочности при изгибе и сжатии" или ГОСТ 10180 "Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам"; на образцах, отобранных из конструкций - по ГОСТ 28570 "Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций", или методами неразрушающего контроля - по ГОСТ 22690 "Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля" или ГОСТ 17624 "Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности". Кроме того, согласно п.4.20 ГОСТ 31357-2007 указано следующее: "4.20.1 Сухие смеси упаковывают в пакеты из полиэтиленовой пленки, многослойные бумажные мешки из крафт-бумаги или с полиэтиленовым вкладышем, а также в мешки вместимостью более 1 т (биг-бэги). Масса сухой смеси в пакетах не должна превышать 8 кг, в мешках - 50 кг. Упаковка должна иметь защиту от доступа влаги к смесям из окружающего воздуха. 4.20.2 Маркировку следует наносить на каждую упаковочную единицу. Маркировка должна быть четкой и нанесена несмываемой краской. 4.20.3 Маркировка на каждой упаковочной единице должна содержать следующую информацию: - наименование и/или товарный знак и адрес предприятия-изготовителя; - дату изготовления (месяц, год); - условное обозначение сухой смеси по 4.3; - массу смеси в упаковочной единице, кг; - срок хранения, мес; - краткую инструкцию по применению сухой смеси с указанием объема воды затворения, необходимой для получения растворных (бетонных) смесей с заданными свойствами, л/кг. При необходимости маркировка может содержать дополнительные данные, обеспечивающие полную идентификацию сухой смеси". Таким образом ГОСТ 31357-2007 не обязывает производителей данного товара указывать данные характеристики на упаковке производимого ими товара и может быть не известен потребителю.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено сведений, а также документов подтверждающих возможность указания широким рядом производителей вышеуказанных характеристик без проведения испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в приложении к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам и материалам, в частности:
- п. "Дезинфицирующее средство" - Количество средства необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 10 литров, с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 2,0%: должно быть не менее 2,0 мл,
- п. "Дезинфицирующее средство" - Количество средства необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 1 литр, с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 1,0%: должно быть не менее 0,1 мл,
- п. "Дезинфицирующее средство" - Количество средства необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 10 литров, с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 0,5%: не должно быть менее 0,5 мл,
- п. "Дезинфицирующее средство" - Количество средства необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 1 литр, с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 3,0%: не должно быть менее 3,0 мл,
- п. "Дезинфицирующее средство" - Количество средства необходимое для приготовления рабочего раствора объемом 1 литр, с концентрацией рабочего раствора (по препарату) 0,05%: не должно быть более 5,0 мл.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены вышеуказанные требования, так как, что бы узнать какое количество средства необходимо для приготовления рабочего раствора например объемом 1 литр с концентрацией 0,05 %, необходимо: 1 литр перевести в мл = 1 000 мл, далее необходимо составить пропорцию: где 1 000 мл - это 100%, а х мл - это 0,05%, получаем х = (1 000 * 0,05)/100 = 0,5 мл, таким образом для приготовления рабочего раствора объемом 1 л с концентрацией 0,05%, необходимо 0,5 мл, что может вводить участников закупки в заблуждение.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен порядок разъяснения положений аукционной документации.
Ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Как следует из положений ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в адрес Заказчика направлен запрос на разъяснения положений аукционной документации, а именно: "Если согласно ГОСТ по какому-либо предлагаемому товару отсутствуют сведения по требуемому параметру, что необходимо указывать участникам закупки в поле "Значение, предлагаемое участником"? Если согласно ГОСТ по какому-либо предлагаемому товару отсутствуют сведения по требуемому параметру, но эти сведения есть в другом, отсылочном, ГОСТе, на соответствии которому требование в техзадании не установлено, что необходимо указывать участникам закупки в поле "Значение, предлагаемое участником".
При этом, Заказчиком дан не полный ответ на поставленный вопрос, а именно Заказчик поясняет, что в Техническом задании установлено требование о соответствии перечню государственных стандартов. Также в Техническом задании представлена инструкция по заполнению заявки, требования которой необходимо соблюдать участнику закупки, вместе с тем, Заказчик не ответил на поставленные вопросы.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком 10.01.2017 дано разъяснение положений документации NРД1, согласно которому Заказчиком будут вноситься изменения в аукционную документацию, что свидетельствует о нарушении ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, поскольку вышеуказанные изменения в аукционную документация не внесены, а также Заказчиком дан не полный ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к соответствию товаров государственным стандартам, поскольку не представляется возможным определить какой ГОСТ какому товару соответствует, а именно: для товаров по позициям "Шайбы стопорные. Тип 4" и "Шайбы стопорные. Тип 6" установлены требования о соответствии данных товаров ГОСТ 10463-81 "ШАЙБЫ СТОПОРНЫЕ С НАРУЖНЫМИ ЗУБЬЯМИ", ГОСТ 10461-81 "ШАЙБЫ СТОПОРНЫЕ С ЗУБЬЯМИ", ГОСТ 10462-81 "ШАЙБЫ СТОПОРНЫЕ С ВНУТРЕННИМИ ЗУБЬЯМИ", что не позволяет участникам закупки определить в соответствии с каким государственным стандартом требуется заполнять заявку по вышеуказанным товарам, что может вводить участников закупки в заблуждение.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость указания на соответствие вышеуказанным государственным стандартов, а также обосновать необходимость соответствия вышеуказанных стандартов ГОСТ 10463-81, ГОСТ 10461-81, ГОСТ 10462-81, а также к какому товару относятся данные государственные стандарты.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рельеф" на действия ГБУЗ "ГП N 66 ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "Фабрика красоты" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-491/77-17 от 19.01.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Д.А .Сологов
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 января 2017 г. N 2-57-401/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2017