Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2017 г. N 2-57-2015/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта разряда отдела обжалования государственных закупок Сологова Д.А.,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ имени С.П.Боткина ДЗМ": Ильюшина А.В., Бурцева П.А., Аверьянова М.В.,
ООО "АВТОКАСКАД": Рябовой Е.В.,
ТЕНДЕРНОГО КОМИТЕТА: Сахно В.В.,
рассмотрев жалобу ООО "АВТОКАСКАД" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию (эксплуатации) зданий, комплекса инженерных систем Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы Городской клинической больницы имени С.П. Боткина Департамента здравоохранения города Москвы и филиалов NN 1,2 (Закупка N 0173200001416001892) (далее - запрос предложений), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного запроса предложений.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении запроса котировок в нарушении законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/235 от 10.01.2017 документы и сведения.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в запросе предложений неправомерной значимости критериев оценки заявок.
Согласно п.7 ч.6 ст.83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
На основании ч.10 ст.83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
В запросе предложений Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, а именно, для оценки подаваемых заявок установлено 2 критерия оценки: 1) Критерий 1 "Цена контракта", со значимостью критерия 30 %; 2) Критерий 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" , со значимостью критерия 70 %.
Согласно ч.2 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки, ПП N 1085), которые применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены критерии в соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, при этом, значимость критериев не соответствует ПП N1085.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанные значимости критериев оценки заявок установлены в соответствии с требованиями ч.2 ст.32 Закона о контрактной системе, согласно которой при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 ст.32 Закона о контрактной системе критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 ст.32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 ст.32 Закона о контрактной системе величины значимости критериев.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, в документации запроса предложений Заказчика отсутствует требование о возможности предоставляется заявок на участив данном запросе предложений в формате электронного документа.
На основании ч.8 ст.83 Закона о контрактной системе для участия в запросе предложений участники запроса предложений в срок и в порядке, которые установлены в извещении о проведении запроса предложений и документации о проведении запроса предложений, подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. Если до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений подана только одна заявка на участие в запросе предложений или не подано ни одной такой заявки, запрос предложений признается несостоявшимся.
В п.17 информационной карты указано следующее: "Участник запроса предложений подает в письменной форме заявку на участие в запросе предложений в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в запросе предложений (Приложение 1 )", а также в п.18 информационной карты аукционной документации указано: "Заявка на участие в запросе предложений может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение, образец, пробу товара, закупка которого осуществляется. Все листы поданной в письменной форме заявки, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы", что по мнению Заявителя нарушает положения ч.8 ст.83 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.5 ст.112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.01.2015 N 36 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок" (далее - ПП N 36) Единая информационная система в сфере закупок состоит из подсистем (компонентов, модулей), созданных и (или) доработанных в рамках работ по ведению и обслуживанию официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также дополнительно созданных подсистем (компонентов, модулей). Также, согласно п. 2 ПП N 36 Федеральному казначейству необходимо обеспечить ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок не позднее 1 января 2016 г., при этом возможность подачи через указанную единую информационную систему заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений должна быть обеспечена не позднее 1 января 2018 г. Таким образом на данный момент отсутствует возможность подачи заявки на участие в запросе предложений в формате электронного документа. Кроме того Заявителем в составе жалобы не указано каким образом вышеуказанные требования нарушают законные права и интересы Заявителя.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводов жалобы Заявителя, Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, которые ограничивают количество участников закупки.
На основании п.3 ч.6 ст.83 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик размещает в единой информационной системе документацию о проведении запроса предложений, которая должна содержать требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в запросе предложений.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в документации запроса предложений Заказчика указано следующее: по критерию 2 "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком установлена значимость - 70 %, при этом оценивается Показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", при этом, "содержание критерия (показателя), порядок расчета рейтинга заявки по критерию" раскрыт Заказчиком следующим образом: а) "В рамках показателя оценивается опыт участника закупки по выполнению аналогичных предмету запроса предложений работ для обеспечения нужд Заказчиков в больницах с количеством коек не менее 500; в) период выполнения работ по исполненным Контрактам/договорам составляет не менее 9 месяцев; г) в состав работ которых обязательно входит техническое обслуживание нижеперечисленных систем": 1) отопления (теплоснабжения); 2) водоснабжения и канализации; 3) электроснабжения; 4) вентиляции и кондиционирования воздуха; 5) диспетчеризация. *Если на каждую из перечисленных систем (или несколько в совокупности) заключен отдельный Контракт/договор с одним и тем же Заказчиком, то представленные участником Контракты/договоры рассматриваются единым комплектом, присваивается 1 балл, при соблюдении всех остальных требований Раздела. При этом, в раздел II указано следующее: "При условии соответствия одному или нескольким нижеперечисленным пунктам настоящего раздела, не будут учитываться копии Контрактов/договоров заключенные с больницей, количество коек в которой менее 500 на дату заключения Контракта/договора; исполнение которых не подтверждение Актами выполненных работ; период выполнения работ по исполненным Контрактам/договорам составляет менее 9 месяцев; в состав работ которых не входит техническое обслуживание одной и/или более из ниже перечисленных систем*: 1) отопления (теплоснабжения); 2) водоснабжения и канализации; 3) электроснабжения; 4) вентиляции и кондиционирования воздуха; 5) диспетчеризация. Такие Контракты/договоры не будут учитываться, им присваивается 0 баллов, -оцениваются Контракты/договоры действующих фирм. По мнению Заявителя вышеуказанные критерии оценки заявок запроса предложений ограничивают количество участников закупки, поскольку Заявителю не ясно почему Заказчиком выбран показатель "количество коек", "период выполнения работ, а также Заявителю не понятно, почему все перечисленные системы должны обслуживаться у одного Заказчика, а также, что именно под термином "действующих фирм" понимает Заказчик, основываясь на каких нормативно-правовых актах Заказчик устанавливает данное требование.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с Методикой ПЛАНИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СТАЦИОНАРНЫХ УСЛОВИЯХ, утвержденной в Письме Минздрава России от 23.12.2016 N 11-7/10/2-8304 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (вместе с "Методикой планирования ресурсов для оказания медицинской помощи в стационарных условиях", "Методикой оценки эффективности использования ресурсов медицинских организаций на основе выполнения функции врачебной должности, показателей использования коечного фонда") - (далее - Методика) все нормативы функционирований больниц привязаны к койко-местам. Определение необходимого числа врачей и среднего медицинского персонала в больничных учреждениях рекомендуется проводить на основе показателей численности коек. Оснащенность медицинским оборудованием так же рекомендовано рассчитывать исходя из количества коек в больнице. Только наличие коек свидетельствует от статусе больницы и объеме медицинской помощи, оказываемой медицинским учреждением. Также согласно пункта 10 Приказа Минздрава СССР от 20.01.1982 N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре" (вместе с "Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов", утв. Минздравом СССР 12.01.1982, Минвузом СССР 20.01.1982, "Положением о Центральном методическом кабинете по специализации и усовершенствованию врачей и провизоров Министерства здравоохранения СССР"), подготовка врачей-интернов осуществляется под руководством заведующих отделениями в крупных республиканских, краевых, областных, городских больницах, больницах министерств и ведомств, имеющих в своем составе соответствующие специализированные отделения с количеством коек не менее 50, а также в центральных районных больницах мощностью не менее 400 коек, поликлиниках и диспансерах, имеющих не менее 25 врачей-специалистов и утвержденных в качестве учебной базы. Таким образом вышеуказанное свидетельствует о правомерности выбора показателя количества коек для определения опыта оказания услуг, аналогичных предмету запроса предложений. Также установление в части вышеуказанного периода выполнения работ по исполненным Контрактам/договорам является оптимальным периодом для выполнения обязательств по вышеуказанному контракту и позволяет определить участника закупки который более качественно способен исполнить свои обязанности по контракту, вместе с тем, Заказчик пояснил, что под понятием "действующая фирма" Заказчик имеет ввиду организацию которая осуществляет свою деятельность в настоящее время.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком указаны сроки выполнения работ в виде дней и месяцев, что вводит участников закупки в заблуждение.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.4 информационной карты запроса предложений указано следующее: "Период выполнения работ с 1 до 1095 календарных дней с момента заключения контракта. Условия выполнения работ: в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием: с даты заключения контракта (но не ранее 01.01.2017 года) в течение 36 (тридцати шести) месяцев, что является необъективным описанием закупки, поскольку установленные даты в виде дней и месяцев не являются тождественно равными.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что информационная карта документации о проведении запроса предложений для определения условий выполнения работ/оказания услуг (в том числе и срока оказания услуг) содержит следующую ссылку: "в соответствии с проектом Контракта и Техническим заданием: с даты заключения контракта (но не ранее 01.01.2017 года) в течение 36 (тридцати шести) месяцев". Таким образом, конкретный срок оказания услуг по настоящему запросу предложений определен проектом Контракта и Техническим заданием.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных сроков выполнения работ.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены требования к выполнению работ, которые отсутствуют в расчете начальной (максимальной) цены контракта, а именно, в техническом задании Заказчика указано следующее: "5. Требования к работам, требования по объему гарантий качества, требования по сроку гарантий качества на результаты работ: Подрядчик обеспечивает предоставление свидетельств (сертификатов, удостоверений), подтверждающих качество материалов используемых при выполнении работ. Подрядчик обеспечивает соблюдение требований нормативных документов в области охраны труда и техники безопасности при выполнении работ. Ответственность за безопасную организацию выполнения работ, а также соблюдение требований техники безопасности персонала Подрядчика возлагается на Подрядчика. Подрядчик гарантирует освобождение Заказчика от гражданско-правовой ответственности, от уплаты сумм по всем претензиям, требованиям, предписаниям и судебным искам, а также всякого рода расходов в случае происшествия, несчастных случаев в процессе выполнения работ. Подрядчик несет полную ответственность в рамках действующего законодательства Российской Федерации при возникновении несчастного случая. Выполнение работ должно производиться с соблюдением действующих на территории Российской Федерации законов, норм и правил. Подрядчик до начала выполнения работ предоставляет свидетельства (сертификаты, удостоверения), подтверждающие квалификацию специалистов", а также "5.1 Требования к выполнению работ: 1)Выполнение работ не должно представлять угрозу, препятствовать или создавать неудобства сотрудникам, пациентам и посетителям Заказчика. 2) Подрядчик обязан соблюдать правила действующего внутреннего распорядка, контрольно-пропускного режима, внутренних положений и инструкций, требований администрации Заказчика. 3) Подрядчик обязан соблюдать правила привлечения и использования иностранной и иногородней рабочей силы, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами г. Москвы. 4) Подрядчик обязан назначить лицо ответственное за координацию и деятельность персонала Подрядчика в процессе исполнения обязанностей по выполнению работ. 5) Подрядчик осуществляет регулярный контроль за поддержанием и соблюдением санитарной чистоты и порядка в помещениях Заказчика, а также принимает самостоятельные меры по наведению санитарной чистоты и порядка в случае их нарушения. 6) Подрядчик обязан нести материальную ответственность за ущерб, причиненный Заказчику либо третьим лицам в процессе выполнения работ. 7) Заказчик имеет право в любое время производить проверку своевременности и качества выполненных работ в присутствии Подрядчика или без него. 8) Подрядчик обязан по первому требованию Заказчика устранять недостатки и дефекты выявленные в работе. 9) Работы выполняются в соответствии с действующими законодательствами РФ и города Москвы, утвержденными ТУ и технологическими регламентами и при соблюдении условий государственного контракта. На все работы проводимые Подрядчиком, оформляются заявки на получение разрешений Заказчика, в котором уточняются время и текущие условия выполнения работ, а также назначаются ответственные лица от Подрядчика и Заказчика. Ремонт, обслуживание осуществляются в условиях действующего лечебного учреждения, без остановки лечебного процесса", что по мнению Заявителя ограничивает количество участников, поскольку заказчиком установлены требования к выполнению работ, которые не являются предметом закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оказание иных, дополнительных услуг, перечень и периодичность оказания которых не предусмотрены Техническим заданием, не требуется. Указание на то, что исполнитель должен принимать самостоятельные меры по наведению санитарной чистоты и порядка в случае их нарушения не говорит о наличии самостоятельной отдельной услуги, не являющейся предметом закупки и не оплачиваемой заказчиком. Указанное, свидетельствует об обязанности исполнителя устранять нарушения порядка в помещениях при оказании услуги по техническому обслуживанию зданий.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВТОКАСКАД" на действия ГБУЗ "ГКБ имени С.П. Боткина ДЗМ" необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России NМГ/235 от 10.01.2017.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Максимов И.С. (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 января 2017 г. N 2-57-2015/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2017