Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 января 2017 г. N 822/05-02
Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 30 января 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Лебедева С.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Ерохина А.А.,
с участием:
ООО "КросЮнион" (далее - заявитель) - представитель по доверенности Сергеев А.Н.,
от заказчиков - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 51", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 7", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 17", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 25 имени Александра Сивагина", муниципального общеобразовательного учреждение "Средняя школа N 52", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 74 им. Ю.А. Гагарина", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 44", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 4, муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 29" им. Н.А. Некрасова с углубленным изучением английского языка" (далее - заказчик), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;
от уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля - представители по доверенности Беляева Н.М., Лукина Е.В.;
от Департамента образования Ярославской области - представитель по доверенности Гуськов А.Г.;
от ООО "Социальное питание" - представитель по доверенности Малахова Т.В.;
рассмотрев жалобу ООО "КросЮнион" на действия заказчиков - муниципальное общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 51", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 7", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 17", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 25 имени Александра Сивагина", муниципального общеобразовательного учреждение "Средняя школа N 52", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 74 им. Ю.А. Гагарина", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 44", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 4, муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 29" им. Н.А. Некрасова с углубленным изучением английского языка", и уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении совместного конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещение N 0371300027816000546) (далее - конкурс, заказчик, уполномоченный орган) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области поступила жалоба ООО "КросЮнион" на действия заказчиков - муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 51", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 7", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 17", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 25 имени Александра Сивагина", муниципального общеобразовательного учреждение "Средняя школа N 52", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 74 им. Ю.А. Гагарина", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 44", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 4, муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 29" им. Н.А. Некрасова с углубленным изучением английского языка", и уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении совместного конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещение N 0371300027816000546).
В жалобе Заявитель указывает на то, что документация о проведении конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещение N 0371300027816000546) утверждена с нарушением требований законодательства о контрактной системе: объединение в одном совместном конкурсе с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся 10 заказчиков и, соответственно, установление в данной конкурсной документации требования о предоставлении в составе заявки в качестве подтверждения соответствия участников закупки дополнительным требованиям копии исполненного муниципального или государственного контракта либо договора, заключенного с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 8 345 760 рублей 00 копеек - приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании вышеизложенного просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители уполномоченного органа, Департамента образования Ярославской области в свою очередь пояснили, что не согласны с доводами жалобы; считают, что конкурсная документация соответствует требования действующего законодательства о закупках. Просят признать жалобу заявителя необоснованной. Представили письменные возражения по существу жалобы.
Изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом - Департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 29.12.2016 размещено извещение N 0371300027816000546 о проведении совместного конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся. Начальная (максимальная) цена контракта - 8 345 760 рублей 00 копеек.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Исходя из части 5 статьи 25 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов" начальная (максимальная) определено, что в целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор разрабатывает и размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, разрабатывает и направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.
Согласно части 1 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В пункте 1.1 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации" конкурсной документации к совместному конкурсу с ограниченным участием N 17 указаны заказчики данной закупки: муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 51", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 7", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 17", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 25 имени Александра Сивагина", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 52", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 74 им. Ю.А. Гагарина", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 44", муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 4, муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа N 29" им. Н.А. Некрасова с углубленным изучением английского языка".
Предметом закупки является оказание услуг по организации питания обучающихся (пункт 5 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации" конкурсной документации к совместному конкурсу с ограниченным участием N 17).
Согласно пункту 5 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации" конкурсной документации к совместному конкурсу с ограниченным участием N 17 общая начальная (максимальная) цена контрактов определена заказчиком и уполномоченным органом как сумма начальных максимальных цен контрактов по каждому заказчику и составляет 8 345 760 рублей 00 копеек.
Ни Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, ни правилами проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1088 "Об утверждении Правил проведения совместных конкурсов и аукционов", не установлены ограничения в отношении максимально допустимого количества заказчиков, которые могут являться таковыми, при проведении совместных закупок, в том числе, совместных конкурсов с ограниченным участием, не содержится также требований обоснования объединения в одном совместном аукционе или конкурсе двух и более заказчиков.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с частями 4-6 статьи 56 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием (часть 4 указанной статьи).
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки (часть 5 указанной статьи).
Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием наряду с информацией, предусмотренной частью 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов (часть 6 указанной статьи).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
В соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2012 N99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются, в частности, путем проведения конкурса с ограниченным участием, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 2 к указанному постановлению.
Так, в случае проведения совместного конкурса с ограниченным участием на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей заказчик и уполномоченный орган обязаны установить дополнительные требования: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе (при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием и требование о предоставлении участниками закупки в составе заявки копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В данном случае, как установлено ранее, предметом закупки является оказание услуг по организации питания обучающихся и начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 345 760 рублей 00 копеек (то есть превышает 500 000 рублей).
Во исполнение требований указанных выше норм закона, заказчиком и уполномоченным органом в пункте 10 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации" конкурсной документации к совместному конкурсу с ограниченным участием N 17 установлены дополнительные требования к участникам закупки:
"требования, установленные в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, за последние три года до даты подачи заявок на участие в совместном конкурсе с ограниченным участием. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов общей начальной (максимальной) цены, определенной как сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, на право заключения которых проводится конкурс".
Пунктом 12 Главы 2 "Информацыионная карта конкурсной документации" конкурсной документации к совместному конкурсу с ограниченным участием N 17 заказчиком и уполномоченным органом установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
"копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке оказанной услуги".
Представитель заявителя отметил, что согласен с тем, что руководствуясь положениями статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N99 и закупочной документацией (пункты 10 и 12 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации") участники закупки, имеющие намерение принять участие в данном конкурсе с ограниченным участием на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещение N 0371300027816000546), в составе заявки должны представить один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов от общей начальной (максимальной) цены контракта (то есть договор с бюджетным учреждением либо государственный или муниципальный контракт стоимостью не менее 1 669 152 рублей 00 копеек).
При рассмотрении жалобы представитель Департамента образования мэрии города Ярославля пояснил, что при формировании заявки на проведение совместного конкурса с ограниченным участием, заказчиками в котором выступают 10 образовательных учреждений, Департаментом образования мэрии города Ярославля и непосредственно заказчиками, проведен мониторинг рынка оказания услуг общественного питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и оздоровления с целью определения числа потенциальных участников закупки, способных оказать услуги по организации питания обучающихся на условиях конкурсной документации, в том числе представить в составе заявки в качестве подтверждения опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены настоящего конкурса договор с бюджетным учреждением либо государственный или муниципальный контракт (то есть стоимостью не менее 1 669 152 рублей 00 копеек), по результатам которого установлено, что как минимум два исполнителя готовы оказать подобные услуги (ООО "Корпоративное питание", ООО "Корпоративный кейтеринг").
Представители уполномоченного органа в рамках заседания Комиссии также отметили, что при подготовке к рассмотрению жалобы ООО "КросЮнион", последними был проведен мониторинг сведений, содержащихся в единой информационной системе в разделе "Реестр контрактов", на предмет исполнения участниками закупок государственных (муниципальных) контрактов по организации горячего питания для медицинских организаций, организаций социального обслуживания и организаций отдыха детей и их оздоровления г. Ярославля и Ярославской области, цена которых больше или равна 1 669 152 рублям 00 копейкам (то есть 20% от начальной (максимальной) цены контракта, необходимой и достаточной для подтверждения опыта исполнения контракта). Исходя из сведений, полученных из указанного выше реестра, департаментом установлено, что как минимум пять участников закупки могли принять участие в совместном конкурсе с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещение N 0371300027816000546) и представить в составе заявки в качестве подтверждения опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены настоящего конкурса (пункты 10 и 12 Главы 2 "Информационная карта конкурсной документации" закупочной документации): ИП Рукавишникова Г.А., ООО "Корпоративный кейтеринг", ООО "Социальная сфера", ООО "РПЦ Промо-Мастер", ООО "Корпоративное питание".
Вместе с тем заявитель не доказал тот факт, что требования, включенные в конкурсную документацию, создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия при имеющихся на момент рассмотрения настоящей жалобы доказательствах не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика и уполномоченного органа по формированию конкурсной документации нарушений законодательства о закупках, выразившихся в ограничении требованиями конкурсной документации количества участников закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать ООО "КросЮнион" на действия заказчиков - муниципальное общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 51", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 7", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 17", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 25 имени Александра Сивагина", муниципального общеобразовательного учреждение "Средняя школа N 52", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 42 им. Н.П. Гусева с углубленным изучением французского языка", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 74 им. Ю.А. Гагарина", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 44", муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 4, муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа N 29" им. Н.А. Некрасова с углубленным изучением английского языка", и уполномоченного органа - Департамента социально-экономического развития города мэрии города Ярославля, при проведении совместного конкурса с ограниченным участием на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по организации питания обучающихся (извещение N 0371300027816000546) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии С.Н. Лебедева
А.А. Ерохина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 25 января 2017 г. N 822/05-02
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017