Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 января 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок (отсутствует);
заместитель председателя Комиссии: <_> - старший государственный инспектор отдела контроля закупок;
члены Комиссии: <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок; <_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в присутствии:
представителя специализированной организации - ГУП УР "Фармация": <_> (доверенность от 01.11.2016 г. N 95/2016);
представителя Министерства здравоохранения Удмуртской Республики: Логинова И.В. (доверенность от 12.10.2016 г.);
представителя Заказчика - БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - Заказчик): <_> (доверенность от 18.01.2017 г.);
в отсутствие:
членов аукционной комиссии (далее - Аукционная комиссия): <_>, <_>, <_>: уведомлены надлежащим образом, (уведомление NАБ 01-17-07/409э от 25.01.2017 г.);
представителя заявителя ЗАО "Фармкомплект" (далее - Заявитель): уведомлен надлежащим образом (уведомление NАБ 01-17-07/409э от 25.01.2017 г.);
рассмотрев жалобу ЗАО "Фармкомплект" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона 1061/01-2016 на право заключить контракт на поставку лекарственного средства Натрия хлорид для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200003316000944, далее - Аукцион), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон),
УСТАНОВИЛА:
23.01.2017 г. в Удмуртское УФАС России поступила жалоба Заявителя. Заявитель считает, что Аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 2. Также Заявитель считает, что Заказчик установил излишние требования к типу флакона и его упаковке, поскольку это не влияет на терапевтические свойства лекарственного средства.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель ГУП УР "Фармация", представитель Заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что отказ в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему заявку с порядковым номером 2, связан с тем, что конкретные показатели товара, указанные в заявке - "наличие двойной упаковки" не соответствуют значениям, установленным в документации об Аукционе, а именно, "двойная стерильная вакуумная упаковка".
Представитель Заказчика пояснил, что требование в части наличия "двойной стерильной вакуумной упаковки" обусловлено удобством в применении в родильных отделениях, операционных блоках, реанимациях, процедурных кабинетах, залах гемодиализа, где требуется строгое соблюдение санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил.
Рассмотрев жалобу, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, осуществив в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
23.12.2016 г. организатор торгов - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики разместило на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении Аукциона, а также аукционную документацию. Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 812630,00 рублей. Документация о проведении Аукциона утверждена Заказчиком.
Дата и время окончания подачи заявок - 12.01.2017, 09:00.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 1061/01-2016 от 18.01.2017 г. для участия в Аукционе подано 3 заявки. Участник закупки, подавший заявку с порядковым номером 1 допущен к участию в Аукционе. Участникам закупки, подавшим заявки с порядковыми номерами 2 и 3 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В обосновании отклонения заявки с порядковым номером 2 в протоколе указано следующее: "несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 ФЗ N 44-ФЗ и п. 1 раздела 19 Информационной карты: участник закупки предоставил в заявке на участие в аукционе конкретные показатели, несоответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, предусмотренные в п. 1.3 Раздела III "Описание объекта закупки Техническая часть" Документации об электронном аукционе, а именно: для показателя характеристик объекта закупки "Форма выпуска" в заявке участника указано "наличие двойной упаковки", что не соответствует требованиям документации, где показатель характеристик объекта закупки "Форма выпуска" является неизменным и установлен в значении "двойная стерильная вакуумная упаковка".
Согласно Протоколу заседания аукционной комиссии по подведению итогов электронного аукциона N 1061/01-2016 от 20.01.2017 г. единственный участник закупки ООО "ПрактикаМед" признан соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
1. Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о таком аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В связи с тем, что жалоба на положения документации о закупке путём проведения указанного Аукциона подана Заявителем 23.01.2017 г., то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе (12.01.2017 г.), Комиссия Удмуртского УФАС России не рассматривает довод Заявителя в части обжалования положений документации о закупке.
2. Рассмотрев довод жалобы Заявителя о необоснованном отказе в допуске к участию в Аукционе участнику закупки, подавшему аукционную заявку N 2, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт его необоснованным на основании следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об Аукционе (раздел II "Описание объекта закупки: Спецификация") отсутствует указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, следовательно, первая часть заявки участников закупки должна соответствовать подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанное требование, предусмотренное Законом о контрактной системе, также установлено Заказчиком в пункте 19 Информационной карты документации об Аукционе.
В разделе III "Описание объекта закупки: Техническая часть" документации об Аукционе Заказчик установил следующие значения показателей лекарственного средства МНН Натрия хлорид:
1.1. Лекарственная форма: раствор для инфузий;
1.2. Дозировка: 0,9 %;
1.3 Форма выпуска: контейнер полимерный с 2 стерильными портами: один для введения лекарственных средств, второй для подключения инфузионной системы; двойная стерильная вакуумная упаковка;
1.4. Объем раствора в первичной упаковке: не менее 250 мл.
Комиссия Удмуртского УФАС России, рассмотрев первую часть аукционной заявки с порядковым номером 2 установила, что участник закупки предложил к поставке товар со следующими значениями показателей в отношении формы выпуска: "контейнер полимерный с 2 портами: один для введения лекарственных средств, второй для подключения инфузионной системы; наличие двойной упаковки", что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
При таких обстоятельствах, когда аукционная заявка с порядковым номером 2 содержала информацию о конкретном показателе товара, несоответствующую требования документации об Аукционе, Комиссия Удмуртского УФАС России признаёт решение Аукционной комиссии об отказе в допуске к участию в Аукционе указанному участнику закупки, правомерным.
3. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) под товаром понимается объект гражданских прав, предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона о защите конкуренции под взаимозаменяемыми товарами понимаются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении.
Оборот лекарственных средств на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств), согласно части 1 статьи 13 которого лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Следовательно, лекарственный препарат, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации, является товаром в контексте антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтические субстанции являются лекарственными средствами в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, которые обладают фармакологической активностью и предназначены для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяют их эффективность.
Международное непатентованное наименование лекарственного средства - наименование действующего вещества фармацевтической субстанции, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения (пункт 16 статьи 4 Закона об обращении лекарственных средств).
Таким образом, МНН лекарственного препарата является его функциональной характеристикой и определяет потребность заказчика.
Согласно пункту 24 Закона об обращении лекарственных средств под эффективностью лекарственного препарата понимается характеристика степени положительного влияния лекарственного препарата на течение, продолжительность заболевания или его предотвращение, реабилитацию, на сохранение, предотвращение или прерывание беременности.
Таким образом, указание МНН или при его отсутствии химического либо группировочного наименования лекарственного препарата, лекарственной формы и дозировки (с указанием возможности поставки эквивалента) является необходимым и достаточным условием идентификации лекарственного препарата (за исключением препаратов, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями).
Исходя из вышеизложенного следует, что лекарственные препараты с одинаковыми МНН, взаимозаменяемыми лекарственными формами, взаимозаменяемыми дозировками и разными торговыми наименованиями следует относить к взаимозаменяемым лекарственным препаратам. Никакие иные характеристики лекарственных препаратов в том числе первичная упаковка (форма выпуска) не влияют на терапевтические свойства лекарственных средств.
Согласно сведениям Государственного реестра лекарственных средств, ведение которого предусмотрено статьей 33 Закона об обращении лекарственных средств, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид" в лекарственной форме "раствор для инфузий" имеют одинаковую дозировку 0,9 %, соответствующие объем наполнения (250 мл, 400 мл, 500 мл) и различные формы выпуска (первичные упаковки), в том числе: "бутылки полиэтиленовые", "флаконы из полиэтилена, соответствующего требованиям Европейской Фармакопеи к полиэтилену для парентеральных препаратов", "бутылки полиэтиленовые без колпачка или с навариваемым евроколпачком или пластиковым колпачком или пробкой инфузионной или колпачком (евроколпачком)", "бутылки стеклянные", "контейнер полимерный с 2 стерильными портами: один для введения лекарственных средств, второй для подключения инфузионной системы", "двойная стерильная вакуумная упаковка".
Поскольку первичная упаковка и вторичная упаковка никаким образом не влияют на терапевтические свойства лекарственного препарата, лекарственные препараты с МНН "Натрия хлорид" имеющие различные формы выпуска следует считать эквивалентными.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представитель Заказчика не представил объективного обоснования своей потребности закупки лекарственного средства в форме выпуска "контейнер полимерный с 2 стерильными портами: один для введения лекарственных средств, второй для подключения инфузионной системы; двойная стерильная вакуумная упаковка".
В связи с вышеизложенным, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки с указанием формы выпуска "контейнер полимерный с 2 стерильными портами: один для введения лекарственных средств, второй для подключения инфузионной системы; двойная стерильная вакуумная упаковка" носит необъективный характер и нарушает требование пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с положениями статьи 26 Закона о контрактной системе порядок создания либо возложения полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд субъекта Российской Федерации на государственный орган, то есть, определение уполномоченного органа, установлен в частях 1-3 статьи 26 Закона о контрактной системе, согласно которым осуществить такое возложение полномочий возможно либо принятием соответствующего законодательного акта субъекта, либо решением высшего исполнительного органа власти субъекта.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных и бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных органов, муниципальных казенных и бюджетных учреждений, а также полномочия на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, для нескольких органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенных учреждений субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных казенных учреждений могут быть возложены соответственно на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, казенное учреждение субъекта Российской Федерации, муниципальный орган, муниципальное казенное учреждение или несколько указанных органов, учреждений.
Приказом Министерства здравоохранения Удмуртской Республики от 05.04.2016 года N 29 полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд подведомственных казенных и бюджетных учреждений возложены на уполномоченный орган - Министерство здравоохранения Удмуртской Республики. Также данным приказом утвержден порядок взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков в порядке части 10 статьи 26 Закона о контрактной системе.
Согласно указанному порядку используемые в тексте термины применяются в значениях, определенных Законом о контрактной системе (пункт 3 порядка). Также с учетом требований порядка заказчики в целях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обращаются в уполномоченный орган, который осуществляет соответствующие функции, в том числе размещение извещения и документации о закупке в ЕИС.
В соответствии с Постановлением Правительства УР от 23.12.2013 года N 604 "О наделении Министерства экономики Удмуртской Республики полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений Удмуртской Республики путем проведения конкурсов и аукционов в электронной форме" полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений Удмуртской Республики (далее - заказчики) путем проведения конкурсов и аукционов в электронной форме наделен государственный орган - Министерство экономики Удмуртской Республики, следовательно, Министерство экономики Удмуртской Республики является уполномоченным органом.
Согласно пункту 1.1 Постановления (в ред. постановления Правительства УР от 04.04.2016 года N 142) действие настоящего постановления не распространяется на случаи определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках лекарственных препаратов, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, средств для дезинфекции, иммунобиологических лекарственных препаратов, продуктов детского питания, расходных материалов для лабораторий, осуществляемых Министерством здравоохранения Удмуртской Республики и подведомственными ему бюджетными учреждениями, являющимися медицинскими организациями.
В материалы дела не представлено документа, подтверждающего возложение на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики полномочий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для бюджетных учреждений.
Из вышеизложенного следует, что БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" передало полномочия заказчика по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, не являющемуся уполномоченным органом в контексте статьи 26 Закона о контрактной системе, в связи с чем нарушило статью 26 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 1, 3, 4 статьи 105, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Фармкомплект" на действия аукционной комиссии БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" при проведении электронного аукциона 1061/01-2016 на право заключить контракт на поставку лекарственного средства Натрия хлорид для нужд БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - 0113200003316000944) необоснованной.
2. Признать Заказчика - БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" нарушившим статью 26, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" предписание об аннулировании процедуры определения поставщика.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Удмуртского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновного должностного лица БУЗ УР "Малопургинская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: |
____________ <_> |
Члены Комиссии: |
____________ <_>
____________ <_>
|
<_> (3412) 57-22-58
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 30 января 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2017