Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 декабря 2016 г. N 1879-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
при участии представителей:
- заказчикав лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет"-
-в отсутствии заявителя в лицеООО "Монолит", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Монолит" (356135, Ставропольский край, р-н.Изобильненский, с. Московское, х. Поминов, д. 4, кв. 2) о нарушении заказчиком в лицеФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет" (620144, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 30) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и придомовых территорий (извещение N0362100027916000083), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту- Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалобаООО "Монолит" (вх. N 01-20890 от 23.12.2016 г.) о нарушении заказчиком в лицеФедерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет", его комиссиейпри осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и придомовых территорий (извещение N 0362100027916000083)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что положения аукционной документации содержат нарушения Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки, просит признать жалобу обоснованной.
Представителизаказчикас доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
02 декабря 2016 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N0362100027916000083и документация об аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 833 333,33 рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В своей жалобе заявитель ссылается на то, что в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком в положениях аукционной документации не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
В п.1.1 раздела IV "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации установлено, что не допускается указание в заявке участника электронного аукциона численных характеристик со словами "не более" и "не менее", кроме случаев, прямо указанных заказчиком (т.е. в случаях наличия слов "не более" и/или "не менее" в таблице N 1 настоящего раздела).
Так же в раздела IVаукционной документации установлена рекомендуемая форма описания товара (Таблица N 1), содержащая в себе позиции обозначенные символами "*" и "**". В соответствии с примечанием к таблицеN 1 установлено описание правил чтения данных символов:
* - необходимо указать конкретные показатели поставляемого товара, соответствую-щие значениям, установленным настоящей документацией об электронном аукционе (без слов "не более", "не менее"); заказчик указывает минимальные необходимые показатели товара, в ходе поставки товара допускается отклонение в лучшую сторону указанных участником закупки в заявке на участие в настоящем электронном аукционе показателей товара, обусловленное кон-структивными особенностями такого товара (в соответствии с техническим паспортом изго-товителя на указанный товар);
** - необходимо указать товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак об-служивания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), по-лезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны проис-хождения поставляемого товара.
Таким образом, раздел IV аукционной документации с содержащейся в нем рекомендуемой формой описания товара (Таблица N 1) по своей сути является инструкцией по заполнению заявки, позволяющей участникам составить заявку в соответствии с требованиями заказчика. Следовательно довод заявителя об отсутствии в положениях аукционной документации инструкции по заполнению заявки не находит своего подтверждения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер; при составлении описания закупки должны использоваться показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показателей, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологий.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе II аукционной документации установлено описание объекта закупки, а также функциональные, технические и качественные характеристики товаров используемых в ходе оказания услуг, в том числе:
N п/п |
Техническое требование заказчика(функциональные, технические и качественные характеристики,эксплуатационные характеристики (при необходимости) товара) |
|
Наименование товара, используемого дляоказания услуги |
Наименование, единица измерения, значение показателя(минимальное и (или) максимальное) или значение,которое не может быть изменено) |
|
Уборка помещений | ||
3. |
Средство для чистки раковин, ванн,унитазов, кафеля, фаянсовых изделийот ржавчины, известковых отложений, жировых и прочих загрязнений |
Состав: не более 5 % неионогенный ПАВ, 5 %-15 % анионный ПАВ, щавелевая кислота, ароматизатор, краситель. (согласно ГОСТ 32478-2013). |
4. |
Моющее средство для кафеля |
Степень воздействия на организм человека - не опасный. (согласно ГОСТ 32478-2013). |
5. |
Универсальное моющее средство |
Содержание ПАВ: не более 7 %. Должно соответствовать ГОСТ Р 51696-2000. |
6. |
Средство для санитарной уборки |
Действующее вещество: смесь четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) - алкилдиметилбензил, алкилдиметил (этилбензил), дидецилдиметилгуанидин гидрохлорид - не менее 5 %, но не более 7 %. Значение рН средства: не менее 9, но не более 12. |
8. |
Средство для полировки различных поверхностей |
Допускается деформация клапана (корпуса) не более 0,8 мм при избыточном давлении паров: более (1,00 |
9. |
Освежители воздуха |
Допускается деформация клапана (корпуса) не более 0,8 мм при избыточном давлении паров: не более (1,20 |
В п. 3 "Средство для чистки раковин, ванн, унитазов, кафеля, фаянсовых изделий от ржавчины, известковых отложений, жировых и прочих загрязнений" таблицы N 1раздела II аукционной документации установлено требование к товару "состав: не более 5 % неионогенный ПАВ". При этом заказчиком установлено, что товар должен соответствовать ГОСТу 32478-2013 "Товары бытовой химии. Общие технические требования". Однако, в соответствии с Приложением Б указанного ГОСТа установлено, что массовую долю компонентов в процентах указывают следующим образом:менее 5%;5% или более, но менее 15%; 15% или более, но менее 30%; 30% и более. Следовательно, ГОСТом 32478-2013 не предусмотрено требование к массовой доле неионогенного ПАВ "не более 5 %". Таким образом Заказчиком при описании объекта закупки в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе используются требования не предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При этом в положениях аукционной документации не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п. 8 "Средство для полировки различных поверхностей" таблицы N 1раздела II аукционной документации установлено требование к товару "Допускается деформация клапана (корпуса) не более 0,8 мм при избыточном давлении паров: более (1,000,05) МПа [(10,0
0,5) кгс/см2], но не менее (2,20
0,05) МПа [(22,0
0,5) кгс/см2] (согласно ГОСТ 26891-86)". Аналогично в п. 9 "Освежители воздуха"таблицы N 1 раздела II аукционной документации установлено требование к товару "Допускается деформация клапана (корпуса) не более 0,8 мм при избыточном давлении паров: не более (1,20
0,05) МПа [(12,0
0,5) кгс/см2] (согласно ГОСТ 26891-86)". Данные параметры определяются лишь при испытаниях товара, и указываются для отдельных партий. Таким образом, участник для указания показателей по данным требованиям должен иметь товар в наличии.Однако, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, заказчиком, в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в положениях аукционной документации в части описания объекта закупки включены излишние требования к закупаемому товару.
В п. 5 таблицы N 1 раздела II аукционной документации установлено требование к товару "Универсальное моющее средство" - содержание ПАВ: не более 7 %. При этом заказчиком установлено, что товар должен соответствовать ГОСТу Р 51696-2000 "Товары бытовой химии. Общие технические требования". Однако в соответствии с п. 3.2.1 ГОСТу Р 51696-2000 по физико-химическим показателям средства должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 1.
В таблице 1 указаны следующие значения:
Наименование показателя |
Значение |
5 Массовая доля анионных поверхностно-активных веществ (АПАВ) в средствах, содержащих АПАВ, %, не более |
35 |
6 Массовая доля неионогенных поверхностно-активных веществ (НПАВ) в средствах, содержащих НПАВ, %, не более |
45 |
В положениях ГОСТ Р 51696-2000 отсутствует показатель содержание ПАВ, а следовательно заказчиком в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе используются требования не предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. При этом в положениях аукционной документации не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В п. 4 "Моющее средство для кафеля" таблицы N 1 раздела II аукционной документации установлено требование к товару"степень воздействия на организм человека - не опасный".Заявитель в своей жалобе ссылается на положения ГОСТа 12.1.007-76 "Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности", указывая что в данном ГОСТ классы опасности подразделяются на: 1-й - вещества чрезвычайно опасные; 2-й - вещества высокоопасные; 3-й - вещества умерено опасные; 4-й - вещества малоопасные. Однако в положениях аукционной отсутствует ссылка на ГОСТ 12.1.007-76, в связи с чем классификация приведенная заявителем в жалобе в данном случае не применима.
В п. 6 "Средство для санитарной уборки" таблицы N 1 раздела II аукционной документации установлено требование к товару "Действующее вещество: смесь четвертичных аммониевых соединений (ЧАС) - алкилдиметилбензил, алкилдиметил (этилбензил), дидецилдиметилгуанидин гидрохлорид - не менее 5 %, но не более 7 %". В данном случае заявитель также ссылается на требования Приложение Б указанного ГОСТ32478-2013 касающиеся критериев указания массовой доли компонентов в процентах. Однако в п. 6 "Средство для санитарной уборки" таблицы N 1 раздела II аукционной документации не устанавливается соответствие ГОСТ 32478-2013, ввиду чего доводы заявителя не находят своего подтверждения.
В то же время, Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком в п. 6 "Средство для санитарной уборки" таблицы N 1 раздела II аукционной документации не установлено требование о соответствии какому либо ГОСТу, ТУ или иному документу принятому в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и техническом регулировании. При этом в положениях аукционной документации не содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ввиду вышеизложенного Комиссия приходит к выводу что при описании товара "Средство для санитарной уборки" заказчиком в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет" в нарушение требований п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, предусмотренные техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
В данных действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет" имеют место признаки административного правонарушения предусмотренного ч. ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. ЖалобуООО "Монолит"признать частично обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет"выявленынарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчику обеспечить явку должностного лица, утвердившего документацию об электронном аукционе (извещение N 0362100027916000083) с документами, удостоверяющими личность, а также документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации на составление протокола об административном правонарушении 27.02.2017 г. в 11:00 по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта, 5 / Химиков, 3 этаж 4.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРЕДПИСАНИЕ 1879-З
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе
г. Екатеринбург 28.12.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
на основании решения 1879-З от 28.12.2017 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет" в срок до 20.02.2017 года устранить нарушения Закона о контрактной системе, допущенные при проведении электронного аукциона N 0362100027916000083, путем отмены протоколов, внесения изменений в документацию об электронного аукциона, продления сроков подачи заявок и завершения процедуры закупки в соответствии требованиями Закона о контрактной системе.
2. Заказчику в лице Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Уральский государственный горный университет" в срок до 03.03.2017 года представить в Свердловское УФАС России копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, а также по факсу: (343) 377-00-84.
Комиссия Свердловского УФАС России обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 28 декабря 2016 г. N 1879-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2017