Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 января 2017 г. N 34-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ", в присутствии:
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 41 от 14.07.2016,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 8 от 21.09.2016,
- представителя ГКУ Челябинской области "Центр организации закупок в сфере здравоохранения", действующего на основании доверенности N 3 от 09.01.2017,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку препарата "Омепразол" для медицинских организаций Челябинской области на I полугодие 2017 года (изв. N 0869200000216002316) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 29.12.2016 ГКУ Челябинской области
"Центр организации закупок в сфере здравоохранения" объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 560 138, 90 копеек.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 23.01.2017 в 10:00.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ФК САТИКОМ" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что в документации об аукционе неправомерно установлены требования к лекарственному средству по позиции 1 Приложения N 1 к информационной карте - капсулы кишечнорастворимые, дозировка - 10 мг N 28.
Указанным характеристикам соответствует единственный препарат "Ультоп", что может привести к ограничению количества участников закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Под характеристики, установленные в документации об аукционе, подходят лекарственные препараты трех производителей, что свидетельствует об отсутствии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, потребность заказчика в части установления лекарственной формы и дозировки омепразола по позиции 1 связаны с необходимость использования препарата для поддерживающей терапии язвенных заболеваний.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного учреждения, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 13 Закона о контрактной системе, заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки, в том числе указать максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, отражающие потребность заказчика.
В пункте 2 информационной карты документации об аукционе установлено, что описание объекта закупки указано в приложении N 1 к документации о закупке.
В указанном приложении содержится таблица с наименованием и описанием объекта закупки, в которой установлены международное непатентованное наименование (далее - МНН) лекарственного средства - омепразол, требование к лекарственной форме - капсулы кишечнорастворимые, дозировка - 10 мг N 28 (позиция 1).
Таким образом, характеристики, указанные в техническом задании документации о закупке в части требований к лекарственному средству, отражают потребность заказчика, обусловленную необходимостью оказания медицинской помощи для лечения язвенных заболеваний, что соответствует пункту 1 части 1 статьи 64, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Исходя из совокупного толкования указанных положений антимонопольного законодательства следует, что запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к ограничению (устранению, недопущению) конкуренции, как с точки зрения их фактического, так и возможного влияния на конкурентную среду при проведении закупки.
Как следует из информации, представленной заказчиком, при мониторинге рынка омепразола установлено три лекарственных средства, которые по МНН, лекарственной форме и дозировке соответствуют требованиям документации о закупке.
Так, согласно государственному реестру лекарственных средств к таким препаратам относятся:
- Ультоп, производитель АО "КРКА, д.д., Ново место" (Словения);
- Омепразол-зентива, производитель Зентива к.с. (Чешская республика);
- Омепразол-Тева, производитель Тева Фармацевтические Предприятия Лтд. (Израиль).
Кроме того, из первых частей заявок следует, что два участника закупки по первой позиции предложили товар различных производителей (Омепразол-Тева и Ультоп).
Из таблицы с обоснованием начальной (максимальной) цены контракта также следует, что стоимость двух лекарственных средств: Омепразол-зентива и Ультоп, использовалась для определения цены контракта.
Таким образом, анализ рынка указанных лекарственных средств, а также фактические результаты закупки показали на наличие возможности предложить к поставке лекарственные средства различных производителей (по позиции 1), что свидетельствуют о наличии конкурентной среды при проведении закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявитель не предоставил документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о соответствии характеристик лекарственного средства, указанного в документации об аукционе, только препарату Ультоп.
Относительно представленных заявителем в составе жалобы Писем ФАС России N АД/6345/16 от 03.02.2016, N АК/58960/15 от 26.10.2015, N АК/74356/15 от 23.12.2015 Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым указать, что данные документы содержат разъяснения по вопросу взаимозаменяемости лекарственных препаратов, имеющих международное непатентованное наименование "Глатирамера ацетат", "Меропенем", "Моксифлоксацин". Следовательно, не представляется возможным определить насколько содержащаяся в Письмах ФАС России информация соответствует настоящему объекту закупки (поставка омепразола).
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В силу части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Данные условия проведения совместных конкурсов и аукционов продублированы и пункте 2 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1088.
Таким образом, из указанных положений законодательства о контрактной системе следует, что объект закупки для каждого заказчика при проведении совместного электронного аукциона должен быть един. При этом, исходя из положений статьи 33 Закона о контрактной системе, объектом закупки является не только общее наименование закупаемой группы товаров, но и их свойства, характеристики и иная информация о необходимом к поставке товаре.
В соответствии с Приложением N 1 к информационной карте объектом закупки являются следующие лекарственные препараты:
- Омепразол, капсулы кишечнорастворимые 10 мг, N28;
- Омепразол, капсулы кишечнорастворимые 20 мг N30;
- Омепразол, лиофилизат для приготовления раствора для внутривенного введения 40 мг N1. Возможность использования в качестве растворителя 0,9% раствор натрия хлорида (приготовленный раствор может быть использован в течение 12 часов).
В соответствии с соглашением о проведении совместного аукциона N 207/I/2017 от 08.12.2016 (далее - соглашение), заказчиками закупки выступили 64 учреждения здравоохранения Челябинской области.
При этом, согласно пункту 1.5 Соглашения, не всем учреждениям здравоохранения требуются три позиции лекарственных препаратов.
Так, например, три позиции препаратов требуются только одному лечебному учреждению - ГБУЗ "Областная больница г. Троицк",
Омепразол, капсулы кишечнорастворимые 10 мг, N28 требуется четырем заказчикам: ГБУЗ "Амбулатория Троицкого муниципального района", ГБУЗ "Городская больница N 3 г. Копейск", ГБУЗ "Областная больница г. Троицк", МУЗ "Карталинская городская больница".
Большинству учреждений здравоохранения требуется комбинированная поставка препаратов по двум позициям.
Вместе с тем, отсутствие потребности в приобретении одних и тех же товаров у всех заказчиков означает невозможность закупки данных товаров путем проведения совместного электронного аукциона.
Таким образом, в нарушение требований части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе заказчики заключили соглашение о проведении совместного электронного аукциона и провели совместный аукцион на различные объекты закупки.
Кроме того, согласно правовым подходам по рассмотрению споров, связанных с применением законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также для обеспечения государственных, муниципальных нужд, утвержденных на заседании президиума Арбитражного суда Уральского округа 12.08.2016, под одними и теми же товарами понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться.
При этом, на заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения пояснили, что в зависимости от лекарственной формы и дозировки препарата определяется их медицинское назначение: для лечения язвенных кровотечений путем введения препарата в вену, для поддерживающей или интенсивной терапии язвенных заболеваний.
Таким образом, различные лекарственная форма и дозировка являются существенными и основными свойствами лекарственного средства, которые не могут быть взаимозаменяемыми, так как используются в различных терапевтических целях.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчиков совместного аукциона и уполномоченного учреждения необоснованными ввиду недоказанности.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчиков совместного аукциона и уполномоченного учреждения нарушение части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 января 2017 г. N 34-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2017