Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 января 2017 г. N 10
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
председателя Комиссии Тюменского УФАС России, руководителя Тюменского УФАС России Веретенникова И.В.,
членов Комиссии Тюменского УФАС России:
начальник отдела Верзун Ю.Д.,
ведущего специалиста-эксперта Логиновой Н.В.,
с участием представителей сторон:
от заказчика: Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления министерства Внутренних дел Российской Федерации по Тюменской области" (далее также - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области, заказчик) Кожевникова М.В. по доверенности, Токарева К.А. по доверенности, Попов В.С. по доверенности,
в отсутствии представителя заявителя: ООО "СК МонтажСтройСервис" (далее также - заявитель, участник закупки, Общество), извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу заявителя (далее - заявитель) на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона N ЭА-157/16 (реестровый номер закупки 0867100000316000157) на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области (далее также - аукцион, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России 18.01.2017 в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заказчика, заявителя. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещена в ЕИС в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
В этой связи, на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 20.01.2017 г. N 25 "О проведении внеплановой проверки", комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика, аукционной комиссии при проведении обозначенного электронного аукциона.
Согласно доводам жалобы, заявителю неправомерно отказано в допуске к участию в аукционе. По мнению заявителя, первая часть заявки Общества на участие в аукционе составлена в соответствии с требованиями аукционной документации, требованиями ГОСТа Р 52354-2005 "Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения. Общие технические условия".
Как следует из пояснений представителей заказчика, заявка с порядковым номером 8 (ООО "СК МонтажСтройСервис") отклонена аукционной комиссией, по подпункту 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, поскольку в заявке участника имеется несоответствие представленной информации характеристикам товара, используемых для оказания услуг, определенных в приложении к Техническому заданию (Приложение N 7 документации электронного аукциона):
в пункте 25 заявки участника указано, что бумажные полотенца соответствует ГОСТ Р 52354-2005, при этом для показателя "ширина" указано значение "160 мм", для показателя "длина" указано значение "160 мм". Согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 52354-2005 минимальная площадь листа полотенца должна составлять 35 000 мм2. Однако в пункте 25 заявки указаны такие значения показателей "ширина" и "длина", исходя из которых площадь предлагаемых к использованию полотенец составляет 25 600 мм2, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52354-2005;
в пункте 52 заявки указано, что бумажные салфетки соответствует ГОСТ Р 52354-2005, при этом для показателя "ширина" указано значение "100 мм", для показателя "длина" указано значение "100 мм". Согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 52354-2005 минимальная площадь листа полотенца должна составлять 17 000 мм2. Однако в пункте 52 заявки указаны такие значения показателей "ширина" и "длина", исходя из которых площадь предлагаемых к использованию салфеток составляет 10 000 мм2, что меньше минимально допустимой требованиями ГОСТ Р 52354-2005 площади салфеток, т.е. предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям ГОСТ Р 52354-2005.
На основании изложенного, считает доводы жалобы несостоятельными, просит признать жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно пп.3 части 3 стать 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Статьей 67 Закона о контрактной системе установлен порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе.
Частью 1 указанной статьи установлено, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
При этом, отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе).
Как следует из пп. "б" п. 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
Соответственно, участник закупки должен конкретизировать тот товар, которой он предполагает использовать при оказании услуг, в частности, его наименование, конкретные характеристики, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе.
Из материалов дела усматривается, что ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области с начальной (максимальной) ценой контракта 18 485 942,87 рублей.
Информация об указанном электронном аукционе (с документацией об аукционе) была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0867100000316000157).
Как следует из решения аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, оформленного протоколом от 16.01.2017, заявка с порядковым номером 8 (ООО "СК МонтажСтройСервис") отклонена аукционной комиссией, по подпункту 2 части 4 статьи 67 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе, поскольку в заявке участника имеется несоответствие представленной информации характеристикам товара, используемых для оказания услуг, определенных в приложении к Техническому заданию (Приложение N 7 документации электронного аукциона):
в пункте 25 заявки участника указано, что бумажные полотенца соответствует ГОСТ Р 52354-2005, при этом для показателя "ширина" указано значение "160 мм", для показателя "длина" указано значение "160 мм". Согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 52354-2005 минимальная площадь листа полотенца должна составлять 35 000 мм2. Однако в пункте 25 заявки указаны такие значения показателей "ширина" и "длина", исходя из которых площадь предлагаемых к использованию полотенец составляет 25 600 мм2, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 52354-2005.
в пункте 52 заявки указано, что бумажные салфетки соответствует ГОСТ Р 52354-2005, при этом для показателя "ширина" указано значение "100 мм", для показателя "длина" указано значение "100 мм". Согласно пункту 3.4 ГОСТ Р 52354-2005 минимальная площадь листа полотенца должна составлять 17 000 мм2. Однако в пункте 52 заявки указаны такие значения показателей "ширина" и "длина", исходя из которых площадь предлагаемых к использованию салфеток составляет 10 000 мм2, что меньше минимально допустимой требованиями ГОСТ Р 52354-2005 площади салфеток, т.е. предлагаемый к поставке товар не соответствует требованиям ГОСТ Р 52354-2005.
Приложением к техническому заданию аукционной документации N ЭА-157/16 (Приложение N 7 документации электронного аукциона) определены характеристики товаров, используемых для оказания услуг, в том числе:
- бумажные полотенца: ширина не менее 160, длина не менее 160, капиллярная впитываемость не менее 35 или не нормируется, поверхностная впитываемость 0,1 мл воды не более 5, максимальное смещение слоев относительно друг друга не более 3 или не нормируется, должны соответствовать ГОСТ Р 52354-2005 (п. 25 Приложения к техническому заданию аукционной документации N ЭА-157/16).
- салфетки бумажные: ширина не менее 100, длина не менее 100, капиллярная впитываемость не более 20 или не нормируется, поверхностная впитываемость 0,1 мл воды не более 5, должны соответствовать ГОСТ Р 52354-2005 (п. 52 Приложения к техническому заданию аукционной документации N ЭА-157/16).
Комиссией установлено, что в первой части заявки заявитель предлагает: бумажные полотенца, соответствующие ГОСТу Р 52354-2005, длина и ширина которых составляет 160 мм (пункт 25 заявки заявителя), а также салфетки бумажные, соответствующие ГОСТу Р 52354-2005, длина и ширина которых составляет 100 мм (пункт 52 заявки заявителя).
Согласно Национальному стандарту РФ "Изделия из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения" ГОСТ Р 52354-2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 10.06.2005 N 152-ст) (далее по тексту ГОСТ Р 52354-2005) минимальная площадь листа полотенец составляет - 35000 мм2, минимальная площадь салфетки -17000 мм2 (п.3.4 ГОСТа Р 52354-2005).
Вместе с тем, согласно п. 25, п. 52 заявки заявителя площадь листа бумажного полотенца, предлагаемого к использованию при оказании услуг составляет 25 600 мм2 (160х160мм), а площадь предлагаемых салфеток составляет 10 000 мм2 (100х100мм), что меньше минимально допустимой площади бумажных полотенец, салфеток, установленных в ГОСТе Р 52354-2005 (35000 мм2, 17000 мм2 соответственно).
Изложенное указывает на наличие в первой части заявки заявителя информации в отношении площади бумажных полотенец, салфеток, не соответствующей ГОСТу Р 52354-2005, что является безусловным основанием для отказа в допуске заявки от участия в закупке, следовательно, аукционная комиссия, руководствуясь требованиями аукционной документации в части соответствия изделий (полотенец, салфеток) требованиям ГОСТа Р 52354-2005 правомерно отказала Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки в документации о закупки.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристикам объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели (потребительские свойства) товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей;
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Производство изделий из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения в Российской Федерации регламентируется ГОСТом Р 52354-2005, который содержит оптимальные требования, предъявляемые в том числе к бумажным полотенцам, салфеткам.
Комиссия антимонопольного органа, исследовав пункт 3.4 ГОСТа Р 52354-2005, определяющего минимальные размеры изделий из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения (салфетки, полотенца), а также характеристики товаров, используемых для оказания услуги, установленные аукционной документацией N ЭА-157/16, установила следующее:
наименование изделия |
Приложение к техническому заданию аукционной документации N ЭА-157/16 (Приложение N 7 документации электронного аукциона) характеристики товаров, используемых для оказания услуг: |
|
салфетки |
минимальная площадь салфетки -17000 мм2 |
требование к площади отсутствует |
|
требования к ширине не предусмотрены |
ширина не менее 100 |
|
требования к длине не предусмотрены |
длина не менее 100 |
полотенца |
минимальная площадь листа -35000 мм2 |
требование к площади отсутствует |
|
минимальная ширина листа или рулона -160 мм |
ширина не менее 160 |
|
требования к длине не предусмотрены |
длина не менее 160 |
|
|
|
|
|
|
Учитывая изложенное Комиссия, приходит к выводу, что ГОСТом Р 52354-2005, определена лишь минимальная площадь салфеток, тогда как заказчиком к бумажным салфеткам предъявляются требования в части длины, ширины, что не регламентируется ГОСТом. Также, указанным ГОСТом не определяется требование в части длины полотенец, при этом аукционной документацией N ЭА-157/16 определен данный показатель как "не менее 160".
Следовательно, указание характеристик (в части длины, ширины салфеток, в части длины полотенец), которые предусмотрены аукционной документацией N ЭА-157/16, не поименованных в ГОСТе Р 52354-2005, вводит участников закупки в заблуждение, относительно правильного указания требуемых характеристик в заявках на участие в закупке.
Согласно протоколу от 16.01.2017 по рассмотрению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, заявки с порядковыми номерами 2,6,8,12 отклонены закупочной комиссией от участия в аукционе, поскольку представленная в заявках информация касаемо показателей ширины, длины предлагаемых к использованию салфеток, полотенец, противоречила требованиям ГОСТа Р 52354-2005 в части минимальной площади изделия (полотенца, салфетки).
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что указанная информация в заявках на участие в закупке с порядковыми номерами 2,6,8,12 в части длины, ширины салфеток, полотенец соответствовала значениям установленным аукционной документацией N ЭА-157/16.
Так, согласно аукционной документации N ЭА-157/16 ширина, длина полотенца должна составлять не менее 160 мм, ширина, длина салфетки не менее 100 мм.
Не допущенными до участия в аукционе участниками с порядковыми номерами 2,6,8,12 предложены полотенца с шириной, длиной 160 мм, салфетки с шириной, длиной 100 мм, что соответствует значениям установленным в документации N ЭА-157/16.
Однако, площадь предлагаемых изделий (полотенец, салфеток) не соответствовала требованиям ГОСТа Р 52354-2005.
Согласно пункту 3.4 ГОСТа Р 52354-2005 минимальная площадь полотенца должна составлять 35 000 мм2, а площадь предлагаемых полотенец участниками составляет 25 600 мм2 (160х160). Минимальная площадь салфеток должна составлять 17000 мм2, а площадь предлагаемых полотенец участниками составляет 10 000 мм2 (100х100).
Более того, заказчик установив требование к бумажным полотенцам, салфеткам о соответствии ГОСТу Р 52354-2005 и при этом отклонив от участия в закупке заявки с порядковыми номерами 2,6,8,12 за несоответствие в части площади изделий, сам требования к площади в аукционной документации не определил.
Кроме того, согласно пояснений представителей заказчика, показатели в части длины, ширины салфеток, в части длины полотенец, установленные в аукционной документации получены из информации с сайтов производителей изделий из бумаги бытового и санитарно-гигиенического назначения.
Однако Комиссия отмечает, что в силу прямого указания пп.2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей.
Вместе с тем, аукционная документация электронного аукциона N ЭА-157/16 не содержит какого-либо обоснования использования отличных от ГОСТ Р 52354-2005 показателей при описании характеристик бумажных изделий.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчик установив показатели расходного материала (полотенца, салфетки), противоречащие пункту 3.4 ГОСТа Р 52354-2005, нарушил требования части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава правонарушения предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, Комиссией установлено следующее.
Приложением к техническому заданию аукционной документации N ЭА-157/16 (Приложение N 7 документации электронного аукциона) определены характеристики товаров, используемых для оказания услуг, в частности указано:
рН моющего средства для поверхностей из стекла не менее 3 (п.5 Приложения к техническому заданию);
рН очистителя для санузлов не более 11,5, плотность не более 1,085 (п.6 Приложения к техническому заданию);
диапазон температуры застывания жирных кислот, выделенных из мыла хозяйственного, первоначальный объем пены не более 300 см (п.9 Приложения к техническому заданию);
содержание твердых тел очистителя поверхностей не более 2,0%, плотность не более 0,998 г/см (п.9 Приложения к техническому заданию);
максимальное количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов в 1 мл крем-мыла для диспенсеров не более 103КОЕ (п.22 Приложения к техническому заданию);
максимальное разрушающее усилие (для влажных полотенец) не менее 02,2 Н(п.25 Приложения к техническому заданию) и т.п.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Согласно пункту 2.1 Раздела 2 аукционной документации N ЭА-157/16 (Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электроном аукционе) требуемое значение показателя с использованием слова "не менее" означает требование значения, превышающего или равного указанному, слово "не более" означает требование указания значения, не превышающего или равного указанному.
Показатели физико-механических свойств, а также иные качественные и количественные характеристики каждого товара в рамках одной характеристики (параметра, значения) должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара с учетом реально существующих свойств требуемого товара и не должны противоречить составу документации об аукционе, а также законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с требованиями заказчика (Раздела 2 аукционной документации N ЭА-157/16).
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 3 Письма ФАС России от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая изложенное, Комиссия считает, что требования к физико-химическим показателям товара, используемого при оказании услуги (рН средства, диапазон температуры застывания жирных кислот, выделенных из мыла, содержание твердых тел и тому подобное) не обоснованы реальными потребностями заказчика. Установление соответствующих требований затрудняет возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
При этом заказчиком не обоснована необходимость, и значимость для заказчика соответствующих значений моющего средства, очистителя, мыла, не указано, каким образом иные значения химических показателей обозначенного материала повлияют на их безопасность и результат оказываемых услуг.
Комиссия отмечает, что безусловно, при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика. В рассматриваемом случае заказчик не обосновал потребность к указанию таких характеристик, их влияние на результат услуги.
Таким образом, включение подобных требований в аукционную документацию является недопустимым, излишними, необъективными и противоречащим требованиям п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства РФ в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством РФ, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия считает необходимым выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенного нарушения законодательства о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения электронного аукциона, внесения изменений в аукционную документацию N ЭА-157/16 (реестровый номер закупки 0867100000316000157), продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства с учётом выводов, изложенных в настоящем решении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СК МонтажСтройСервис" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона (реестровый номер закупки 0867100000316000157) на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области необоснованной.
2. Признать ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Тюменской области нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N ЭА-157/16 на оказание услуг по уборке административных зданий подчиненных органов внутренних дел УМВД России по Тюменской области, реестровый номер закупки 0867100000316000157.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем отмены всех протоколов составленных в ходе проведения закупки, внесения изменений в аукционную документацию N ЭА-157/16, продлению сроков подачи заявок на участие в аукционе и проведения процедур в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В. Веретенников
Члены Комиссии Ю.Д. Верзун
Н.В. Логинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 января 2017 г. N 10
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2017