Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 января 2017 г. N 06-26/17т
изготовлено в полном объеме 24 января 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Профит плюс" (далее по тексту - ООО "Профит плюс", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее по тексту - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", Общество, заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заказчика администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - АМО "г. Удачный", заказчик) - уведомлены надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие представителей заказчика;
рассмотрев жалобы заявителей ООО "Профит плюс", ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
12 января 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Профит плюс" на действия заказчика Администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114).
13 января 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика Администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 19 января 2017 года в 11 часов 00 минут.
До рассмотрения жалобы от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "Профит плюс" была оглашена в полном объеме. Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются следующие действия заказчика:
1. Установление некорректного срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - с 28.12.2016 г. по 13.01.2017 г.
Указывают, что с учетом положений статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), устанавливающей, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало, статьи 194 ГК РФ, определяющей, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114) должен быть установлен не ранее 13.01.2017 23:59.
Между тем заказчиком датой и временем окончания подачи заявок определено 13.01.2017 17:00.
2. Не указание в извещении о проведении электронного аукциона исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе
3. Не установление в извещении о проведении электронного аукциона требования к участникам закупки о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
4. Включение заказчиком в техническое задание аукционной документации излишних требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
Указывают, что установление таких требований приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
5. Не указание в аукционной документации норм ГОСТ для материалов пароизоляция, плиты минераловатные на синтетическом связующем, краска фактурная, краска масляная, уголок металлический, блоки оконные поливинилхлоридные (ПВХ), металлические стальные перфорированные листы, комплектующие к кассетам фасадным, оконные откосы и сливы, штукатурка, при этом не указана причина не возможности использования конкретных ГОСТ на каждый требуемый материал
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Доводы жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" также были оглашены в полном объеме в ходе рассмотрения дела. Из жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, в том числе:
1. Указание заказчиком в технической части аукционной документации зарегистрированного товарного знака URSA без обязательной оговорки об эквивалентности.
2. Установление требования о предоставлении в составе вторых частей заявок ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника без соответствующей ссылки на необходимость его предоставления только при их наличии.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из пояснений заказчика следует, что АМО "г. Удачный" с доводами жалоб ООО "Профит плюс" и ООО "СТРОЙИНВЕСТ" не согласно.
Относительно жалобы ООО "Профит плюс" получены следующие письаенные пояснения:
1. Срок, установленный заказчиком для подачи заявок на участие в электронном аукционе превышает пятнадцать дней.
2. Извещение и аукционная документация являются неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В извещении N 0116300011316000114 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания в части установления требований к участникам закупки и документов, необходимых к предоставлению заказчиком указано: "декларируется во второй части заявки". А требования к содержанию и оформлению второй части заявки отражены в аукционной документации, следовательно заказчиком указан необходимый перечень документов, которые необходимо предоставить участникам закупки.
3. При формировании технического задания заказчику, в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Включение в документацию о закупке требований к химическому составу и компонентам материалов возможно в том случае, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание объекта закупки.
С учетом климатической особенности местности заказчику необходима детализация требований, позволяющая выявить лучшего исполнителя, в целях реализации возложенных на него задач.
Указывают, что необходимые заказчику материалы подлежат обязательной сертификации и проходят испытания на заводе производителя. Сертификат соответствия выдается производителем товара в соответствии с 184-ФЗ и подтверждает, что продукция соответствует требованиям технических регламентов.
4. Положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, вопреки мнению заявителя, не обязывают заказчика указывать в аукционной документации ГОСТы в технических характеристиках товаров.
Относительно жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" поясняют следующее.
1. В разделе 5 "Ведомость объектов работ" технического задания аукционной документации содержится указание на товарный знак URSA, что не нарушает требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку данный раздел не содержит требований к применяемым материалам. Указанные требования содержатся в пункте 7 раздела 7 Приложения N1 "Техническое задание" к аукционной документации, и составлены с учетом требования законодательства о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Если сформулировать положения указанной нормы в соответствии со словарем современного русского языка С.И. Ожегова, где понятие "информация" означает сообщение, осведомляющее о положении дел, пункт 1 части 6 статьи 69 будет истолковываться как не сообщение/сообщение о положении дел. Сообщение об отсутствии ИНН, либо аналоге ИНН у участника закупки, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки и есть достоверное отображение обстоятельств дела. Таким образом, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в себе информацию об отсутствии ИНН.
Просят признать обе жалобы необоснованными, а требования, содержащиеся в них, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
28 декабря 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещены извещение N 0116300011316000114 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания, а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 383 294,69 руб.
16 января 2017 года состоялось рассмотрение заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116300011316000114-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 15 (пятнадцать) заявок с регистрационными номерами 2, 3, 5-15.
Рассмотрев первые части заявок на участие в закупке, аукционная комиссия заказчика приняла решение отказать в допуске к участию в электронном аукционе участникам с номерами заявок 5, 6, 7 и 14, и допустить к участию в электронном аукционе остальных участников закупки.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Профит плюс" частично обоснованной, а жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обоснованной исходя из следующего.
Заявителем ООО "Профит плюс" обжалуется следующее:
1. По мнению ООО "Профит плюс" заказчиком установлен некорректный, укороченный срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Частями 1-3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено следующее.
1. Извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
2. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
3. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Порядок установления заказчиком срока подачи заявок на участие в электронном аукционе законодательством о контрактной системе прямо не урегулирован.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Материалами дела установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114) указано, что сроком подачи заявок на участие в закупке определен период с 15 часов 54 минут 28.12.2016 г. по 17 часов 00 минут 13.01.2017 г.
Как верно указывает заявитель в своей жалобе в данном случае применению подлежат положения статьи 191 ГК РФ.
Таким образом, исходя из положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, а также статьи 191 ГК РФ, срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен быть установлен заказчиком таким образом, чтобы у участника закупки имелось 15 дней для подготовки и подачи заявки на участие в закупке.
На это косвенно указывает часть 6 статьи 63 Закона о контрактной системе, устанавливающая право заказчика на внесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, при том, что срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что срок подачи заявок на участие в электронном аукционе установлен заказчиком корректно, поскольку период времени с 29.12.2016 г. по 17 часов 00 минут 13.01.2017 г. включает в себя 15 календарных дней и 17 часов.
В связи с вышеизложенным первый довод жалобы ООО "Профит плюс" признается необоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Статья 31 Закона о контрактной системе определяет требования к участникам закупки, в том числе часть 1 названной нормы устанавливает обязательные требования к участникам закупки, а части 1.1, 2 и 2.1 - дополнительные.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, требования Закона о контрактной системе обязывают заказчика указывать в извещении о проведении закупки исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания N 0116300011316000114 указано следующее: "1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) - отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков. 2. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ). Декларируется во 2 части заявки на аукцион. Участникам закупки, необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ для вышеперечисленных видов работ".
Также материалами дела установлено, что в подпункте 1 пункта 14 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе, установлено, в том числе, следующее единое требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям Градостроительного кодекса РФ.".
В подпункте 2 пункта 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпункте 1 пункта 1 части 14 настоящего раздела документации, или копии этих документов.
Следовательно, в извещении о проведении закупки указаны документы, которые надлежит представить участникам закупки в целях подтверждения своего соответствия требованию, установленному в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе указаны. При этом указанные документы соответствуют требованиям, установленным в аукционной документации.
В связи с вышеизложенным второй довод жалоба ООО "Профит плюс" признается необоснованным.
3. Заявитель указывает на то, что в извещении о проведении закупки заказчиком не установлено требование о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны быть указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
С 01.01.2016 г. по настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457, утвердившее Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 к.
Согласно пункту 5 указанного перечня на территории Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 г.
Материалами дела установлено, что предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания.
Следовательно заказчику надлежало указать в извещении о проведении закупки запрет на выполнение указанных работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
В связи с вышеизложенным, третий довод жалобы ООО "Профит плюс" признается обоснованным. Заказчик признается нарушившим пункт 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
4. Заявитель указывает на то, что заказчиком в техническое задание аукционной документации включены требования к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.
В своей жалобе ООО "Профит плюс" указало, что установление таких требований приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 7 раздела 7 "Общие требования к выполнению работ" Приложения N 1 "Техническое задание на выполнение работ по ремонту фасада здания" установлены, в том числе, следующие требования к товарам (материалам) используемым при выполнении работ:
- Краска фактурная, массовая доля нелетучих веществ не менее 55%, укрывистость высушенного покрытия не более 180 г/кв.м, смываемость пленки не более 2 г/кв.м, степень перетира не более 80 мкм, морозостойкость циклов замораживания/оттаивания (-40°С до +20°С) не менее 10;
- Краска масляная - Массовая доля нелетучих веществ 60-93%, условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20,00,5) °С, 60-180с, время высыхания до степени 3 при температуре (202) °С, не более 24 ч, стойкость покрытия к статическому воздействию воды при температуре (202) °С, не менее 1 ч;
- Штукатурка - сухая смесь: плотность, кг/м3 не менее 900 не более 1100; теплопроводность не более 0,35 Вт/м°С; водопоглощение % от 13 до 15.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные действия заказчика по подробному изложению в документации об электронном аукционе требований к таким показателям товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика, установившего требование к описанию участниками закупки показателей товаров, используемых при выполнении работ, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Четвертый довод жалобы ООО "Профит плюс" признается обоснованным.
5. Заявитель указывает на то, что заказчиком в аукционной документации не указаны нормы ГОСТ для материалов пароизоляция, плиты минераловатные на синтетическом связующем, краска фактурная, краска масляная, уголок металлический, блоки оконные поливинилхлоридные (ПВХ), металлические стальные перфорированные листы, комплектующие к кассетам фасадным, оконные откосы и сливы, штукатурка, при этом не указана причина не возможности использования конкретных ГОСТ на каждый требуемый материал.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что при установлении требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, заказчику надлежит устанавливать показатели, соответствующие, в том числе, государственным стандартам. Также заказчику дается право устанавливать требования, отличающиеся, от установленных в таких стандартов, при этом заказчику надлежит обосновать установление таких требований.
Вместе с тем, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не содержит требований об указании заказчиками наименований таких стандартов.
Из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность, следует, что обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя такой жалобы.
ООО "Профит плюс" в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие то, что показатели, установленные заказчиком по материалам пароизоляция, плиты минераловатные на синтетическом связующем, краска фактурная, краска масляная, уголок металлический, блоки оконные поливинилхлоридные (ПВХ), металлические стальные перфорированные листы, комплектующие к кассетам фасадным, оконные откосы и сливы, штукатурка, не соответствуют показателям, установленным в государственных стандартах.
При изложенных обстоятельствах, пятый довод жалобы ООО "Профит плюс" подлежит признанию не обоснованным.
Жалоба ООО "Профит плюс" признается обоснованной частично.
Заявителем ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обжалуется следующее:
1. Указание заказчиком в технической части аукционной документации зарегистрированного товарного знака URSA без обязательной оговорки об эквивалентности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Материалами дела установлено, что предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по ремонту(облицовке) фасада здания с использование товаров.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" заказчиком указано следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
б) конкретные показатели, используемых материалов (товаров), соответствующие значениям, установленным в Приложение N1 "Техническое задание" к документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов предлагаемых для использования (конкретные показатели материалов (товаров).
При этом сведения о материалах (товаре), содержащиеся в предоставляемой участником размещения заказа заявке на участие в аукционе, должны быть полными, то есть должны в обязательном порядке включать в себя: конкретное наименование материала (товара), описание технических характеристик материала (товара), а также товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материалов (товаров). (Приложение N 4 к настоящей документации "Образец первой части заявки с указанием технических характеристик материалов (товаров), используемых при выполнении работ").".
Из пояснений заказчика следует, что АМО "г. Удачный" не оспаривает наличия в аукционной документации наименования товарного знака "URSA" без оговорки об эквивалентности, при этом заказчик указывает, что участникам закупки, при составлении заявки на участие в электронном аукционе, надлежит руководствоваться требованиями к применяемым материалам, указанным в пункте 7 раздела 7 Приложения N1 "Техническое задание" к аукционной документации, где указание на товарный знак "URSA" отсутствует.
Между тем, в аукционной документации отсутствует указание на конкретный пункт и раздел Приложения N 1 "Техническое задание" аукционной документации, в соответствии с требованиями которого участникам закупки надлежит указывать характеристики товаров, используемых при выполнении работ в первых частях своих заявок.
Напротив, в информационной карте электронного аукциона содержится указание на то, что участникам закупки надлежит руководствоваться значениями, установленными в Приложении N1 "Техническое задание" аукционной документации в целом, без выделения частностей.
В связи с вышеизложенным, заказчик, допустивший указание в описании объекта закупки наименования товарного знака без обязательной оговорки об эквивалентности, признается нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что заказчиком, в нарушение требований Закона о контрактной системе, установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника без соответствующей ссылки на необходимость его предоставления только при их наличии.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Материалами дела установлено, что в подпункте 2 пункта 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе установлено требование о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, информацию о наименовании, фирменном наименовании (при наличии), месте нахождения, почтовом адресе (для юридического лица), фамилии, имени, отчестве (при наличии), паспортных данных, месте жительства (для физического лица), номере контактного телефона, идентификационном номере налогоплательщика участника такого аукциона или, в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства, аналоге идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационном номере налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе подпункт 2 пункта 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе не содержит указания о том, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона только при их наличии.
При изложенных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" подлежит признанию обоснованным. Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованной в полном объеме.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из вышеизложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику надлежит устанавливать соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
В раздел III указанного перечня "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" включены 33 вида работ по объектам строительства, реконструкции и капитального ремонта, которые, в свою очередь, разделены на подвиды по типу работ.
Как отмечено выше, согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Также, как отмечено выше, в силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Материалами проверки установлено, что предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания.
Также материалами проверки установлено, что в разделе "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания N 0116300011316000114 указано следующее: "Декларируется во 2 части заявки на аукцион. Участникам закупки, необходимо предоставить свидетельство саморегулируемой организации (СРО) о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ для вышеперечисленных видов работ".
В подпункте 1 пункта 14 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе, установлено, в том числе, следующее единой требование к участникам закупки: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно членство в саморегулируемой организации и наличие свидетельств о допуске, выданных саморегулируемыми организациями на выполнение работ по строительству объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и являются предметом проводимого электронного аукциона, а также соответствие участника размещения заказа требованиям Градостроительного кодекса РФ.".
В подпункте 2 пункта 15 раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об электронном аукционе заказчиком указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпункте 1 пункта 1 части 14 настоящего раздела документации, или копии этих документов.
Таким образом, учитывая то, что разделом III приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 установлен перечень работ, охватывающий широкий спектр видов работ по объектам капитального строительства, ремонта и реконструкции, включающий в себя земляные, свайные, буровзрывные работы, работы по монтажу сборных бетонных и железобетонных конструкций и т.д., принимая во внимание то, что предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, устанавливая требования о предоставлении участниками закупки свидетельств СРО, заказчику в извещении о проведении закупки и в аукционной документации необходимо было конкретизировать виды работ, о допуске к которым участникам закупки надлежит иметь свидетельства СРО.
При этом Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что в перечне, утвержденном приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 работы по пункту 14 "Фасадные работы" отмечены знаком <*>, что согласно примечанию к перечню означает, что данные работы требуют получения свидетельства СРО, в случае выполнения таких работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
При изложенных обстоятельствах, заказчик признается нарушившим часть 6 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Как отмечено выше, частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что аукционная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, должны быть указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
С 01.01.2016 г. по настоящее время действует постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. N 1457, утвердившее Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 к.
Согласно пункту 5 указанного перечня на территории Российской Федерации выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01 января 2016 г.
Материалами дела установлено, что предметом контракта, на право заключения которого проводится электронный аукцион, является выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания.
Между тем, в аукционной документации информация об установлении заказчиком запрета на выполнение указанных работ организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики отсутствует.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Профит плюс" на действия заказчика администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114) обоснованной частично.
2. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту (облицовке) фасада здания (извещение N 0116300011316000114) обоснованной.
3. Признать заказчика администрацию муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) нарушившей часть 6 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 6 и 7 части 5 статьи 63, часть 1, пункт 2 части 1 статьи 64, пункт 1 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику администрации муниципального образования "г. Удачный" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) предписание об устранении допущенных нарушений.
5. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 19 января 2017 г. N 06-26/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2017