Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 января 2017 г. N 06-31/17т
изготовлено в полном объеме 26 января 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России),в составе:
Нановой Т.А. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Васильевой С.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее по тексту - ООО "СТРОЙИНВЕСТ", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее по тексту - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились;
от заявителя индивидуального предпринимателя Черняка Георгия Евгеньевича (далее по тексту - ИП Черняк Г.Е., заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились
от заказчика государственного казенного учреждения "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" (далее по тексту - ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", заказчик) - Павлов Р.Н. (представитель по доверенности;
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики МСаха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее по тексту - уполномоченный орган, Госкомзакупок РС(Я)): Игнатьева А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу заявителей ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ИП Черняк Г.Е., ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса" (извещение N 0116200007916009908), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
16 января 2017 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ", ИП Черняк Г.Е., ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса" (извещение N 0116200007916009908).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещена информация о поступлении жалоб, времени и месте их рассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 23 января 2017 года в 15 часов 30 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" была оглашена в полном объеме. Из текста жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, а именно:
1. Установление в проекте контракта излишнего условия, предусматривающего обязанность Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Указывают, что в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", Поставщик (Подрядчика, Исполнителя) обязан предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта только в случае если начальная (максимальная) цена контракта для осуществления закупки для обеспечения федеральных нужд превышает 1 млрд. рублей, для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации - превышает 100 млн. рублей.
Указывает, что в данном случае упомянутые условия не выполняются, поскольку закупка осуществляется для обеспечения нужд субъекта РФ с начальной (максимальной) ценой контракта менее 100 миллионов рублей.
2. Установление требования о предоставлении участниками закупки во вторых частях своих заявок копий свидетельств СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" по виду работ 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Указывает, что в аукционной документации запрет на привлечение субподрядных организаций не установлен, вместе с тем, участник работы может выполнить работы по объекту самостоятельно, следовательно, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) и/или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.
В связи с вышеизложенным, считает установление заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих наличие исключительно свидетельства СРО о допуске к организации строительства, ограничивающим круг участников закупки.
3. Наличие в проекте контракта пункта 19.5, устанавливающего, что контракт составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, для каждой из сторон.
Указывает, что из смысла частей 8 и 10 статьи 70 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронного аукциона контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями заказчика и победителя аукциона. Заключение контракта в бумажном виде по результатам электронного аукциона Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Из жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" следует, что заявителем также обжалуются положения аукционной документации, а именно включение заказчиком в техническое задание аукционной документации излишних требований к химическому составу и компонентам товаров, используемых при выполнении работ.
Из жалобы ИП Черняка Г.Е. следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации, в том числе:
1. Указание в части II аукционной документации "Описание объекта закупки" не существующего ГОСТ 30247.2-94. При этом в аукционной документации нет указания, о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам
2. Указание в описании объекта закупки некорректных единиц измерения в приложении N 4 к описанию объекта закупки:
Вт/(мх°С) - по товару "Лента ПСУЛ (предварительно сжатая саморасширяющаяся лента)";
г/см - по товару "Паста антисептическая";
кг/см - по товару "Клей плиточный"".
3. Наличии противоречивых сведений по сорту товара "Доски обрезные хвойных пород" таблицы "Требования к основным используемым материалам" приложения N 4 к описанию объекта закупки: "Сорт I; II; III. По качеству древесины и обработки доски должны быть 3 сорт (Рисунок 12)".
Просит признать жалобу обоснованной, выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа с доводами жалоб не согласилась и пояснила следующее.
Относительно первого и третьего доводов жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ":
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Указанные пункты контракта не противоречат положениям ГК РФ и Закона о контрактной системе, не ведут к ограничению количества участников закупки, что подтверждается поступлением 6-ти заявок от участников закупки, которые согласны с условиями проекта контракта.
По второму доводу жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" поясняет, что в пункте 31 Информационной карты в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование: "Участники осуществления закупок во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе предоставляют копию свидетельства СРО согласно Приказу Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", а именно: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Данное требование основывается на следующем.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно пункту 1 статьи 706 Гражданского кодекса РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Поскольку предметом закупки является выполнение работ "под ключ" и из проекта контракта не вытекает обязанность подрядчика выполнить работы лично он вправе привлечь к выполнению субподрядчиков.
Более того, в соответствии с пунктом 30 Информационной карты, пунктом 3.1.67 проекта контракта подрядчик обязан привлечь субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 20 % от цены контракта, что может сделать только генеральный подрядчик, имеющий допуск к работам по организации строительства. При этом, право определять какие работы будут отданы на субподряд СМП или СОНКО остается за подрядчиком, более того, подрядчик вправе отдать на субподряд хоть все работы по контракту.
Относительно доводов жалоб ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Черняк Г.Е. поясняет, что установленные к применяемым материалами требования не помешали поступлению 6-ти заявок на участие в электронном аукционе. При этом по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе ни одна из поступивших заявок не была отклонена в связи с несоответствием, либо непредоставлением информации по пунктам 10, 16, 23, 24, 33 34, 37, 42, 61, 63 Приложения N 4 к Описанию объекта закупки.
Просит признать жалобы необоснованными, а требования, содержащиеся в них, - не подлежащими удовлетворению.
Представитель заказчика с доводами жалобы также не согласился, поддержал позицию представителя уполномоченного органа и пояснил следующее.
По первому доводу жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" наличие в проекте государственного контракта пункта 3.1.68, устанавливающего обязанность подрядчика (исполнителя) по договору предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, вызвано тем, что в редакции извещения N 0116200007916009908, опубликованной 02.12.2016 г. начальная (максимальная) цена контракта составляла 121 270 248,07 руб.
По второму доводу жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" - аналогично пояснениям представителя уполномоченного органа.
По третьему доводу жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" указание в пункте 19.5 проекта государственного контракта того, что контракт составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой из сторон, допущено по технической ошибке.
По жалобе ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" - пояснения аналогичные пояснениям уполномоченного органа.
По первому доводу жалобы ИП Черняк Г.Е. представитель заказчика соглашается.
По второму доводу указывает, что значение "Вт/(мIхєС)" тождественно значению "Вт/(м*°C)", вместо значка "*" заказчиком использован значок "х", при этом, согласно правилам математики оба указанных значка имеют одинаковое значение.
Значения "г/см" вместо "г/см3" и "кг/смI" вместо "кгс/см2" указаны заказчиком по технической ошибке.
Требования по сортности, указанные в характеристиках товара "Доски обрезные хвойных пород" не являются противоречивыми, а относятся к разным характеристикам - к качеству древесины, из которой изготовлены доски и к качеству обработки досок.
При этом представитель заказчика подчеркивает, что заявители ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" и ИП Черняк Г.Е. не воспользовались своим правом обратиться к заказчику за разъяснениями положений аукционной документации.
Просит признать жалобы необоснованными.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
02 декабря 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещены извещение N 0116200007916009908 о проведении электронного аукциона на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса, а также аукционная документация.
13 декабря 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещены изменения N ИИ1 извещения N 0116200007916009908 о проведении электронного аукциона на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса, а также измененная аукционная документация.
21 декабря 2016 года уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, а также на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП" размещены изменения N ИИ2 извещения N 0116200007916009908 о проведении электронного аукциона на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса", а также измененная аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 97 061 189,05 руб.
19 января 2017 года состоялось рассмотрение первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007916009908-1.
Согласно указанному протоколу на участие в электронном аукционе поступило 6 (шесть) заявок с регистрационными номерами 1, 3, 4, 5, 7 и 8. По итогам указанной процедуры, аукционная комиссия приняла решение о признании соответствующей требованиям аукционной документации первой части заявки участника закупки с номером 4, и об отказе в допуске к участию в электронном аукционе остальным участникам закупки.
20 января 2017 года состоялось рассмотрение второй части заявки единственного участника электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007916009908-3.
Согласно указанному протоколу вторая часть заявки единственного участника электронного аукциона признана соответствующей требованиям электронного аукциона.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" частично обоснованной, жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" обоснованной, жалобу ИП Черняк Г.Е. частично обоснованной исходя из следующего.
Из текста жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" следует, что заявителем обжалуются следующие положения аукционной документации:
1. Установление в проекте контракта излишнего условия, предусматривающего обязанность Поставщика (Подрядчика, Исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 г. N 775 установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Из извещения N 0116200007916009908 о проведении электронного аукциона на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса следует, что источником финансирования закупки является бюджет Республики Саха (Якутия).
При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 97 061 189,05 руб.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта, на право заключения которого проводится закупка, не превышает порогового значения, установленного в постановлении Правительства Российской Федерации N 775 от 04.09.2013 г., заказчик, включивший в проект контракта излишнее условие о обязательстве подрядчика (исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта, признается нарушившим часть 23 статьи 34 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы подлежит признанию обоснованным.
2. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" считает установление требования о предоставлении участниками закупки во вторых частях своих заявок копий свидетельств СРО согласно Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 по виду работ 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство неправомерным.
Довод свой обосновывает тем, что в аукционной документации запрет на привлечение субподрядных организаций не установлен, вместе с тем, участник работы может выполнить работы по объекту самостоятельно, следовательно, участник закупки должен иметь допуск к работам по организации строительства (генподряд) и/или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки.
Считает установление заказчиком требований к участнику закупки, предусматривающих наличие исключительно свидетельства СРО о допуске к организации строительства, ограничивающим круг участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из вышеизложенного следует, что в случае, если предметом закупки является выполнение работ/оказание услуг, осуществление которых требует наличия разрешительных документов, заказчику надлежит устанавливать соответствующее требование к специальной правоспособности участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ) установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116200007916009908 о проведении электронного аукциона на Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса" установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ) в размере 20 % от цены контракта.
Частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе определено право заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по установлению в извещении об осуществлении закупки требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Соответствующее требование установлено в пункте 30 раздела 1 "Информационная карта части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" документации об электронном аукционе, а также в пункте 3.1.67 проекта государственного контракта.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определены функции лица, осуществляющего строительство. Так, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Учитывая вышеизложенное, работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ:
- организацию и координацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ;
- осуществление строительного контроля;
- выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением иных лиц.
Аналогичная позиция изложена в согласно письме Министерства регионального развития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08.
Следовательно, лицо, организующее строительство, выполняет весь комплекс работ по строительству.
В связи с вышеизложенным, лицу, имеющему свидетельство о допуске к работам по организации строительства, не требуется получение свидетельства о допуске к определенным видам строительных работ. Свидетельство СРО о допуске к определенным видам строительных работ должно иметь лицо, привлеченное по договору субподряда для выполнения указанного вида работ.
При этом, участниками закупки могут быть также лица, имеющие помимо допуска к работам по организации строительства, допуск к определенным видам работ, запрета на участие таких лиц в закупке аукционная документация не содержит.
И напротив, предлагаемая заявителем ООО "СТРОЙИНВЕСТ" редакция требований, устанавливаемых к участникам закупки: "допуск к работам по организации строительства (генподряд) и/или все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки" является двусмысленной, и может ущемить права участников закупки, планирующих осуществить все работы по контракту с использованием привлеченных субподрядных организаций.
При этом следует отметить, что законодательством о контрактной системе не предусматривается безусловная обязанность заказчика по осуществлению контроля над тем, какие работы по контракту будут выполняться собственными силами исполнителя (подрядчика), а какие - привлеченными.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что проектом контракта установлена обязанность подрядчика (исполнителя) о привлечении субподрядных организаций, действия заказчика/уполномоченного по установлению требования об обязательном наличии и предоставлении участниками закупки свидетельств СРО о допуске к работам по организации жилищно-гражданского строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) являются правомерными. Второй довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается необоснованным.
3. ООО "СТРОЙИНВЕСТ" обжалует наличие в проекте контракта пункта 19.5, устанавливающего, что контракт составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, для каждой из сторон. По мнению заявителя контракт, заключаемый по итогам электронного аукциона, должен составляться исключительно в электронном виде.
Частью 1 статьи 60, регулирующей особенности документооборота при проведении электронного аукциона, установлено, что обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона определен статьей 70 Закона о контрактной системе.
В рамках указанной процедуры названная норма определяет, что контракт по итогам электронного аукциона подписывается сначала победителем закупки, затем - заказчиком.
Согласно части 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, статья 70 Закона о контрактной системе не предусматривает заключение контракта по итогам электронного аукциона на бумажном носителе, а напротив, определяет, что заключенным является контракт, подписанный усиленной электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени сторон по контракту, и размещенный в единой информационной системе, то есть контракт, составленный в электронном виде.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 1 статьи 60, часть 8 статьи 70 Закона о контрактной системе. Третий довод жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" признается обоснованным.
Жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" подлежит признанию обоснованной частично.
Из текста жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" следует, что заявителем обжалуется включение заказчиком в техническое задание аукционной документации излишних требований к химическому составу и компонентам товаров, используемых при выполнении работ, а именно:
- по позиции N16 Приложения N 4 к описанию объекта закупки "Требования к основным используемым товарам" документации об электронном аукционе" (далее - Приложение N4): "Массовая доля смолы, % 50-60. Массовая доля воды, % не более 17. Массовая доля свободного фенола, % не более 10";
- по позиции N23 Приложения N4: "доля воды (по массе) равна не более 0,7%";
- по позиция N24 Приложения N4: "Массовая доля ароматических углеводородов, %, не более 16. Массовая доля серы, %, не более 0,025";
- по позиции N33 Приложения N4: "Содержание SО3, % 1,7/2,9";
- по позиции N34 Приложения N4: "Активные минеральные добавки % по массе: от 20 до 80. Массовая доля ангидрида серной кислоты (SO(3)) в цементе должна быть не менее 1,0 и не более 4,0";
- по позиции N37 Приложения N4: "Основные характеристики извести негашеной кальциевой комовой I сорт: Активные CaO+MgO, %, не менее 90,0 (Норма) 91,1 (Факт); Активный MgO,%, не более 5,0 (Норма) 1,65 (Факт); Содержание CO2, %, не более 3,0 (Норма) 1,8 (Факт)_ Основные характеристики извести негашеной кальциевой комовой II сорт: Активные CaO+MgO, %, не менее 80,0 (Норма) 84,3 (Факт). Активный MgO,%, не более 5,0 (Норма) 1,65 (Факт); Содержание CO2, %, не более 5,0 (Норма) 3,2 (Факт)".
В пункте 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1.2.3 подраздела 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено, что если часть 2 "Описание объекта закупки" содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", которые содержат требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, при этом в таблице не указано наименование страны происхождения товара (при этом могут содержаться средства индивидуализации), участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ, оказанию услуг товаров, соответствующие значениям показателей, установленных документацией об электронном аукционе, их средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара.
Материалами дела установление указанных заявителем ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" требований в Приложении N4 к описанию объекта закупки документации об электронном аукционе "Требования к основным используемым товарам" подтверждается.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, действия заказчика по подробному изложению в аукционной документации требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в электронном аукционе.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2016 г. N ИА/44536/16.
В связи с вышеизложенным, указанные действия заказчика признаются нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованной.
Вместе с тем, из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916009908-1 от 19.01.2017 г. не следует, что не предоставление, либо предоставление неверных показателей по химическому составу товаров по позициям NN 16, 23, 24, 33 и 34 Приложения N4 к описанию объекта закупки "Требования к основным используемым товарам" документации об электронном аукционе" стало причиной отклонения от участия в электронном аукционе кого-либо из участников закупки.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение, допущенное заказчиком, повлияло на результаты осуществления закупки.
Из жалобы ИП Черняка Г.Е. следует, что заявителем обжалуются следующие положения аукционной документации:
1. Указание в части II аукционной документации "Описание объекта закупки" не существующего ГОСТ 30247.2-94. При этом в аукционной документации отсутствует указание о том, каким образом нужно поступать участникам закупки при установлении требований по недействующим нормативным документам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что в при установлении требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, заказчику надлежит устанавливать показатели, соответствующие, в том числе, государственным стандартам. Также заказчику дается право устанавливать требования, отличающиеся, от установленных в таких стандартов, при этом заказчику надлежит обосновать установление таких требований.
Материалами дела установлено, что в части 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" заказчиком установлено, в том числе, следующее: "Двери электрощитовой и узла ввода - сертифицированные противопожарные по ГОСТ 30247.2-94".
Между тем, в базе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии государственный стандарт с указанным номером отсутствует, а имеются межгосударственный стандарт ГОСТ 30247.0-94 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Общие требования" и межгосударственный стандарт ГОСТ 30247.2-97 "Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Двери и ворота" (утратил силу в Российской Федерации с 30.04.2009 г.).
Между тем, из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещении такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
При изложенных обстоятельствах первый довод жалобы ИП Черняк Г.Е. признается обоснованным, а заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как отмечалось выше, согласно пункту 1.2.3 подраздела 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации если часть 2 "Описание объекта закупки" содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", которые содержат требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, при этом в таблице не указано наименование страны происхождения товара (при этом могут содержаться средства индивидуализации), участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ, оказанию услуг товаров, соответствующие значениям показателей, установленных документацией об электронном аукционе, их средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара.
В приложении N 4 к описанию объекта закупки "Требования к основным используемым товарам" указание на не существующий ГОСТ 30247.2-94 отсутствует.
Кроме того, из протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916009908-1 от 19.01.2017 г. не следует, что не предоставление, либо предоставление показателей не соответствующих ГОСТ 30247.2-94 явилось причиной отклонения от участия в электронном аукционе кого-либо из участников закупки.
Таким образом, у антимонопольного органа отсутствуют сведения о том, что указанное нарушение, допущенное заказчиком и уполномоченным органом, повлияло на результаты осуществления закупки.
2. ИП Черняк Г.Е. указывает на наличие некорректных единиц измерения в приложении N 4 к описанию объекта закупки.
Вт/(мIхєС) - по товару "Лента ПСУЛ (предварительно сжатая саморасширяющаяся лента)";
г/см - по товару "Паста антисептическая";
кг/смI - по товару "Клей плиточный".
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Как указано выше, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из смысла вышеизложенной нормы следует, что в при установлении требований к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, заказчику надлежит устанавливать показатели, в том числе, единицы измерения, соответствующие, техническим регламентам и государственным стандартам. Также заказчик наделен правом устанавливать требования, отличающиеся, от общепринятых, при этом заказчику надлежит обосновать установление таких требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1.2.3 подраздела 1 "Первая часть заявки" раздела 2 "Инструкция по заполнению заявки" части 1 "Информационная карта, Инструкция по заполнению заявки" аукционной документации установлено, что если часть 2 "Описание объекта закупки" содержит таблицу или перечень "Требования к основным используемым товарам", которые содержат требования к товарам, используемым при выполнении работ, оказании услуг, при этом в таблице не указано наименование страны происхождения товара (при этом могут содержаться средства индивидуализации), участник закупки в первой части заявки должен предоставить согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также указать конкретные значения показателей предлагаемых к выполнению работ, оказанию услуг товаров, соответствующие значениям показателей, установленных документацией об электронном аукционе, их средства индивидуализации и наименование страны происхождения товара.
Из пояснений заказчика и уполномоченного органа следует, что указание некорректных единиц измерения действительно имеет место быть в аукционной документации - вместо "г/см3" - "г/см", вместо "кгс/см2" - "кг/смI".
Представитель заказчика указывает, что это вызвано техническими ошибками, допущенными специалистами при составлении описания объекта закупки.
При изложенных обстоятельствах, второй довод жалобы ИП Черняк Г.Е. подлежит признанию обоснованным. Заказчик и уполномоченный орган признаются нарушившими пункт 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, допущенное нарушение не повлияло на результат осуществления закупки, поскольку согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0116200007916009908-1 от 19.01.2017 г. представление не соответствующих аукционной документации сведений/не предоставление сведений по коэффициенту теплопроводности ленты ПСУЛ, плотности пасты антисептической, адгезии с основанием клея плиточного не явилось основанием для недопуска к участию в электронном аукционе кого-либо из участников закупки.
3. ИП Черняк Г.Е. указывает на наличие противоречивых сведений по сорту товара "Доски обрезные хвойных пород" таблицы "Требования к основным используемым материалам" приложения N 4 к описанию объекта закупки: "Сорт I; II; III. По качеству древесины и обработки доски должны быть 3 сорт (Рисунок 12)".
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика пояснил, что указанные требования не являются противоречивыми, а требования к сортности относятся к разным характеристикам - к качеству древесины, из которой изготовлены доски и к качеству обработки досок.
Из смысла части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, устанавливающей, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность, следует, что обязанность доказывания доводов жалобы возлагается на заявителя такой жалобы.
ИП Черняк Г.Е. не представил в материалы дела доказательства, в подтверждение своего довода о том, что показатели сортности, установленные заказчиком и уполномоченным органом по товару "Доски обрезные хвойных пород" являются противоречивыми, а не относятся к различным характеристикам одного товара.
При изложенных обстоятельствах третий довод жалобы ИП Черняк Г.Е. признается необоснованным.
Жалоба ИП Черняк Г.Е. признается обоснованной частично.
Кроме того, Комиссия Якутского УФАС России считает необходимым отметить, что часть 3 статьи 65 Закона о контрактной системе устанавливает право участника электронного аукциона, получившего аккредитацию на электронной площадке, направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запросов о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Материалами дела установлено, что запросы о даче разъяснений положений аукционной документации соответствующие доводам жалобы ИП Черняк Г.Е. об указании в документации об электронном аукционе несуществующего ГОСТа, и использовании несуществующих единиц измерения, в срок, установленный Законом о контрактной системе в адрес заказчика через оператора электронной площадки не направлялись.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса" (извещение N 0116200007916009908) обоснованной частично, в части установления заказчиком в проекте государственного контракта излишних и некорректных условий.
2. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса" (извещение N 0116200007916009908) обоснованной.
3. Признать жалобу ИП Черняка Г.Е. на действия заказчика ГКУ "Служба государственного заказчика РС(Я)", уполномоченного органа Госкомзакупок РС(Я) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Культурный центр с. Аппаны Намского улуса" (извещение N 0116200007916009908) обоснованной частично, в части указания заказчиком в описании объекта закпуки некорректных обозначений единиц измерения, а также в части использования несуществующего ГОСТа.
4. Признать заказчика государственное казенное учреждение "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" нарушившим часть 23 статьи 34, пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 60, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 8 статьи 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Выдать заказчику государственному казенному учреждению "Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
6. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Т.А. Нанова
Члены комиссии М.Н. Мохначевская
С.Н. Васильева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 23 января 2017 г. N 06-31/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2017