Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 января 2017 г. N 06-1152-1/16т
изготовлено в полном объеме 18 января 2017 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д.-начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. -заместителя начальникаотдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Данилова В.А.-старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителей:
общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (далее также - ООО "Стройинвест", заявитель, Общество):не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
общества с ограниченной ответственностью "Стройиндустрия" (далее также - ООО "Стройиндустрия", заявитель, Общество): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Муниципального казенного учреждения "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) (далее также - заказчик): не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом;
от уполномоченного органа Муниципального казенного учреждения "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района РС(Я) (далее тпкже - уполномоченный орган, МКУ "КИОиМЗ" Нюрбинского района): Егоров П.Я. (представитель по доверенности),
рассмотревжалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия"на действия уполномоченного органа МКУ "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района РС(Я), заказчика МКУ "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Детский сад на 50 мест в г. Нюрба Нюрбинского района РС(Я)" (извещение N 0316300092216000367),проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
30 декабря 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступилижалобыООО "Стройинвест", ООО "Стройиндустрия"на действия уполномоченного органа МКУ "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района РС(Я), заказчика МКУ "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Детский сад на 50 мест в г. Нюрба Нюрбинского района РС(Я)" (извещение N 0316300092216000367).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте единой информационной системыwww.zakupki.gov.ruразмещена информация о поступлении жалоб, времени и месте ихрассмотрения.
Рассмотрение жалоб назначено на 13 января 2017 года в 10 часов 00 минут.
До рассмотрения жалоб от заинтересованных лиц возражений не поступило.
Из сути жалобы ООО "Стройиндустрия" следует, что заказчик установил к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) в недействующей редакции.
Доводы жалобыООО "Стройинвест"выглядят следующим образом:
1. По мнению заявителя, заказчиком не установлено требование к участникам закупки о наличии копии лицензии МЧС, поскольку согласно положениям аукционной документации монтажные работы по установке пожарной сигнализации предусмотрены. Нарушены положения п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не установлен срок выплаты аванса подрядчику.
Просят рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа выразил несогласие с вышеуказанными жалобами.
Комиссия,заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.12.2016 года;заказчиком вносились изменения 20.12.2016 г., 30.12.2016 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 39 958 827,15 руб.;
4) на момент рассмотрения дела по существу срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не истек.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалоб по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобуООО "Стройинвест"необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявителем обжалуются положения аукционной документации.
Довод жалобы о том, что заказчиком в аукционной документации к участникам закупки не установлено требование о наличии копии лицензии МЧС, при этом, согласно положениям аукционной документации монтажные работы по установке пожарной сигнализации предусмотрены,признан необоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
Пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусматривает, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами 22 деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В рассматриваемом случае объектом закупки является строительство объекта "Детский сад на 50 мест в г. Нюрба Нюрбинского района РС(Я)", в связи с чем при определении единых требований к участникам закупки необходимо учитывать положения Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - Градостроительный кодекс).
Пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса определено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
На основании части 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам (часть 6 статьи 55.8 ГрК РФ).
Частью 4 этой же статьи определено, что перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В настоящее время применяется Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624).
Приведенным положениям корреспондируют требования статьи 52 Градостроительного кодекса. Так, согласно части 3 данной статьи лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. В свою очередь, частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса предусмотрено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
На основании части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, Градостроительный кодекс не использует понятия гражданского законодательства "генеральный подрядчик" и "субподрядчик" (пункт 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации), а предусматривает необходимость получения свидетельства о допуске к работам по организации строительства лицом, осуществляющим строительство.
Как разъяснено в письме Комитета по строительству и земельным отношениям Государственной Думы Российской Федерации от 11 февраля 2011 года N 3.31-22/105 работы по организации строительства включают в себя целый комплекс работ: - организация и координация работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства; - обеспечение соблюдения требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ; - осуществление строительного контроля; - выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства собственными силами или с привлечением третьих лиц.
В целях применения приведенных положений статей 52 и 55.8 Градостроительного кодекса необходимо учитывать раздел III Перечня N 624, которым определены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Среди таких работ Перечень N 624 выделяет в отдельную группу работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (пункт 33).
В пункте 20 раздела Iаукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду или видам работ по строительству, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом следующим образом:
5. Свайные работы. Закрепление грунтов;
5.2. Свайные работы, выполняемые в мерзлых и вечномерзлых грунтах;
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций;
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок;
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
12.8. Антисептирование деревянных конструкций;
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций;
12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования
и/или:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 706 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком в соответствии с правилами пункта 1 статьи 313 и статьи 403 настоящего Кодекса, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда.
Таким образом, наличие у участника допуска СРО с функцией генерального подрядчика, а именно наличие допуска к видам работ, предусмотренных пунктом 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, исключает обязательное условие наличия у участника закупки вышеуказанного разрешительного документа (лицензии МЧС), поскольку указанный допуск СРО позволяет подрядчику привлечь к выполнению работ, подлежащих лицензированию, субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
На основании вышеизложенного довод первый подлежит признанию необоснованным.
Довод жалобы о том, что заказчиком в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе не установлен срок оплаты аванса в проекте контракта также признается необоснованным в силу следующего.
Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В пункте 3.6 проекта муниципального контракта установлено, что безналичный расчет. Авансирование в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Поэтапная оплата работ, в соответствии с графиком оплаты выполненных работ.
Также в разделе 2 аукционной документации установлено следующее: "Форма, срок и порядок оплаты. Безналичный расчет. Авансирование в размере 30% от начальной (максимальной) цены контракта. Поэтапная оплата работ, в соответствии с графиком оплаты выполненных работ".
Комиссией антимонопольного органа установлено, что в ЕИС в составе аукционной документации размещен вышеуказанный график оплаты выполненных работ, где в пункте 1 данного графика указано, что оплата авансирования в размере 30% предусмотрено в течение 30 дней момента подписанияконтракта.
Жалоба подлежит признанию необоснованной полностью.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "Стройиндустрия"необоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заказчик установил к участникам закупки требования в соответствии с Постановлением N 99 в недействующей редакции.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также - Постановление N 99).
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ от 14.11.2016 года N 1185 "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99" пункт 2 Приложения N 1 Постановления N 99 изложен в следующей редакции:
"Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. копия исполненного контракта (договора);Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: копия исполненного контракта (договора);копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Данные изменения вступили в силу 25.11.2016 года, учитывая, что изменения в извещение о проведении электронного аукциона были опубликованы на официальном сайте ЕИС 05.12.2016 года, внесенные в Постановление N 99 изменения в данном случае подлежат применению.
Материалами дела установлено, что 30.12.2016 года уполномоченным органом внесены изменения в положения аукционной документации, на основании приказа заказчика МКУ "ИСУ" Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) N 108-п от 30.12.2016 г. "О внесении изменений в аукционную документацию для закупки N 0316300092216000367" и размещены в ЕИС.
Согласно вышеуказанным изменениям дополнительные требования к участникам закупки установлены в актуальной редакцииПостановления N 99.
В связи с чем, жалоба заявителя признается необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобуООО "Стройинвест"на действия уполномоченного органа МКУ "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района РС(Я), заказчика МКУ "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Детский сад на 50 мест в г. Нюрба Нюрбинского района РС(Я)" (извещение N 0316300092216000367) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "Стройиндустрия"на действия уполномоченного органа МКУ "Комитет имущественных отношений и муниципальных закупок" Нюрбинского района РС(Я), заказчика МКУ "Инвестиционно-строительное управление" Нюрбинского района РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство объекта "Детский сад на 50 мест в г. Нюрба Нюрбинского района РС(Я)" (извещение N 0316300092216000367) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 января 2017 г. N 06-1152-1/16т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2017