Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25 декабря 2014 г. N ЖФ-194/2014
Комиссия Амурского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Горячевой Н.В. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления; Малыгиной Т.Г. начальника отдела контроля закупок; Осинцева К.И. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
рассмотрела поступившую 18 декабря 2014 года в Амурское УФАС России от индивидуального предпринимателя Мухина Сергея Анатольевича жалобу на действия Единой комиссии и государственного заказчика - Благовещенской таможни при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию в чистоте и техническому обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры, утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп, а так же выполнение работ, необходимых для нормальной эксплуатации объекта Благовещенской таможни с использованием материалов и трудовых ресурсов Исполнителя. Объект - Городок служебных собак. Уборочная площадь сооружений - 34,7 кв.м. Уборочная площадь территории -10735,3 кв.м., объявленной извещением за N 0123100002914000100 от 27.11.2014 на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, неправомерном принятии решения о соответствии требованиям документации заявок всех участников аукциона, установлении требований к выполняемым работам (оказываемым услугам) ограничивающих количество участников закупки.
На заседании комиссии присутствовали от государственного заказчика: Волокитина М.П., действующая на основании доверенности б/н от 24.12.2014; Кузнецов С.В., действующий на основании доверенности б/н от 24.12.2014; Кухарь А.Е., действующий на основании доверенности б/н от 24.12.2014; Долгорук Д.С., действующий на основании доверенности б/н от 24.12.2014.
От заявителя представитель не явился, лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.
Сторонам по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России.
Из жалобы заявителя следует, что в соответствии с п. 1.1. проекта государственного контракта на выполнение работ по содержанию в чистоте и техническому обслуживанию сооружения, предлагаемого к подписанию по итогам проведенного аукциона в электронной форме помимо содержания в чистоте и технического обслуживания, предметом заключенного контракта станет также утилизация ртутьсодержащих приборов и ламп.
Техническое задание не содержит описания частоты и условий выполнения работ по утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп, кроме того, указанная деятельность является лицензируемой, поскольку ртутьсодержащие отходы относятся к I классу опасности. Однако, ни один из участников, допущенных к участию в аукционе в электронной форме, не имеет лицензию на утилизацию опасных отходов.
Вместе с тем, государственный контракт предусматривает выполнение работ по уборке, техническому содержанию зданий, а также по утилизации ртутьсодержащих отходов. Указанные виды работ не являются однородными и их закупка в рамках одного контракта является фактором, ограничивающим конкуренцию, поскольку не все категории предпринимателей, имеющие возможность оказывать один из перечисленных видов услуг, имеют возможность оказать сразу все указанные виды работ.
Просит признать в действиях заказчика нарушение законодательства РФ о контрактной системе, ограничивающее количество участников закупки, и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители государственного заказчика с доводами заявителя не согласились. Представили письменные возражения на жалобу. Позицию, изложенную в возражениях, подтвердили в полном объеме.
Дополнительно пояснили, что по результатам торгов победитель закупи самостоятельно принимает решение о возможности выполнения работ (услуг) по утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп с третьими лицами, что не влечет ограничение количества участников закупки и нарушение законодательства РФ о контрактной системе.
Считают доводы заявителя необоснованными.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Учитывая, что жалоба заявителя подана в антимонопольную службу по истечении установленного для обжалования срока, жалоба подлежит возвращению заявителю, Комиссией Амурского УФАС России проводиться внеплановая проверка закупки.
27.11.2014 государственным заказчиком - Благовещенской таможней на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru опубликовано извещение N 0123100002914000100 о размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию в чистоте и техническому обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры, утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп, а так же выполнение работ, необходимых для нормальной эксплуатации объекта Благовещенской таможни с использованием материалов и трудовых ресурсов Исполнителя. Объект - Городок служебных собак. Уборочная площадь сооружений - 34,7 кв.м. Уборочная площадь территории -10735,3 кв.м.
Соответствующая информация также размещена на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в сумме 863 913,36 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок 05.12.2014 в 10:00. Дата проведения аукциона в электронной форме 12.12.2014 в 12:45.
Согласно протокола N 94/14 -АЭ (N 0123100002914000100-1) рассмотрения заявок (первых частей) на участие в аукционе в электронной форме от 09.12.2014 на участие в торгах подано 4 (четыре) заявки.
По результатам рассмотрения первых частей заявок Единая комиссия приняла решение о соответствии четырех заявок требованиям документации и признании участников закупки участниками аукциона в электронной форме.
В соответствии с протоколом N 94/15-АЭ (N 0123100002914000100-3) подведения итогов на участие в аукционе в электронной форме от 17.12.2014 победителем торгов признано ООО "Электротехническая компания", с лучшим предложением цены контракта 587460.88 рублей. Заявки участников аукциона признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и аукционной документации.
На основании уведомления Амурского УФАС России заключение контракта по торгам приостановлено.
Согласно извещения и аукционной документации предметом торгов являются работы, в частности:
- по содержанию в чистоте и техническому обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры;
- утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп,
- выполнение работ, необходимых для нормальной эксплуатации объекта Благовещенской таможни с использованием материалов и трудовых ресурсов Исполнителя.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В нарушение требований части 1, 2 статьи 33 Закона о контрактной системе функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки в отношении работ (услуг) по утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп, позволяющие определить соответствие работ (услуг) требованиям заказчика в аукционной документации заказчиком не установлены.
В документации также установлены следующие характеристики объекта закупки:
Уборочная площадь сооружений - 34,7 кв.м.
Уборочная площадь территории -10735,3 кв.м.
Работы выполняются ежедневно с 8 до 17 часов, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней, а в случае необходимости во внерабочее время, в выходные и праздничные дни. Устранение аварийных ситуаций в любой день в максимально короткие сроки.
При снижении цены контракта в процессе проведения аукциона, сумма затрат на материалы (2015 год - 27 600,00 руб., 2016 год - 27 600,00 руб.) остается неизменной.
Заказчиком ненадлежащее исполнены требования статей 33, 42 Закона о контрактной системе в части указания в аукционной документации функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки и условий исполнения контракта в отношении вышеуказанных работ (услуг), используемых для выполнения работ материалов, позволяющих определить соответствие работ (услуг), используемых материалов требованиям заказчика, то есть заказчик предусмотрел, что исполнитель при выполнении работ должен использовать определенные материалы, перечень и характеристики которых документацией не определены.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
Пунктом 30 раздела 2 Информационной карты аукционной документации установлены единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки.
При этом в разделе 1 Информационной карты аукционной документации (Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе) предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе предоставление документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки (п.1 ч. 1 ст. 31) в данном аукционе не требуется.
Предметом торгов среди прочих работ (услуг) предусмотрена утилизация ртутьсодержащих приборов и ламп.
В соответствии с п. 3.4.1 "ГОСТ Р 54098-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения" утилизация предполагает под собой использование продукции после снятия ее с эксплуатации, а также отходов на последнем этапе их технологического цикла при избавлении от них с осуществлением обезвреживания, промышленной переработки и/или вторичного использования сырья, веществ и материалов.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. К I классу отнесены чрезвычайно опасные отходы, к которым, относятся в числе прочего ртутьсодержащие люминесцентные лампы.
Таким образом, законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим утилизацию ртутьсодержащих приборов и ламп установлено требование о наличии у них лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Из пункта 13 раздела 2 информационной карты документации и пункта 4.1 проекта контракта следует, что исполнитель работ (услуг) обязан выполнять их лично.
Возможность привлечения соисполнителей (подрядчиков) не предусмотрена.
В связи с чем, именно участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчиком в нарушение требований части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерно не установлено единое требование к участникам закупки о наличии у участников документа предоставляемого в составе второй части заявки, а именно, подтверждающего наличие лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Пунктом 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
При этом, в соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть предусмотрена заказчиком в проекте контракта являющимся неотъемлемой частью аукционной документации.
В нарушение требований пункта 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта не содержит условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Мухина С.А. на действия Единой комиссии и государственного заказчика - Благовещенской таможни при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по содержанию в чистоте и техническому обслуживанию объектов таможенной инфраструктуры, утилизации ртутьсодержащих приборов и ламп, а так же выполнение работ, необходимых для нормальной эксплуатации объекта Благовещенской таможни с использованием материалов и трудовых ресурсов Исполнителя. Объект - Городок служебных собак. Уборочная площадь сооружений - 34,7 кв.м. Уборочная площадь территории -10735,3 кв.м., объявленной извещением за N 0123100002914000100 от 27.11.2014 на электронной площадке - ЗАО "Сбербанк-АСТ" www.sberbank-ast.ru, на соответствие требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе, проведя внеплановую проверку размещения закупки,
руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 99, ч. 11 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
1. Жалобу ИП Мухина Сергея Анатольевича возвратить, без рассмотрения по существу.
2. По результатам проведения внеплановой проверки закупки в действиях государственного заказчика - Благовещенской таможни установлены нарушения:
- статьи 33 Закона о контрактной системе, в части установления необъективного описания предмета закупки и условий исполнения контракта;
- части 3 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части неправомерного не установления единого требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности;
- ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, в части отсутствия указания на возможность одностороннего отказа от исполнения контракта.
3. Выдать государственному заказчику предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системы.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: Н.В. Горячева
Члены Комиссии: Т.Г. Малыгина
К.И. Осинцев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 25 декабря 2014 г. N ЖФ-194/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2015