Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2014 г. N 233-вп/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Долгополовой К.А. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО "ТехПром" (далее - общество) о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района при проведении электронного аукциона на поставку и внедрение технического оборудования (извещение N 0169300028414000247) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителей Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района (далее - заказчик), действующих на основании распоряжения N 48-р от 26.03.2011 "О назначении начальника Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района", постановления N 180 от 25.02.2014 "О создании Единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок для определения поставщиков";
- представителя ООО "ТехПром", действующего на основании доверенности от 01.09.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО "ТехПром" о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района при проведении электронного аукциона на поставку и внедрение технического оборудования (извещение N 0169300028414000247). В связи с этим проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении указанного аукциона.
Согласно представленным документам, Управления по имуществу и земельным отношениям Кизильского муниципального района объявило о проведении электронного аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона на поставку и внедрение технического оборудования. Извещение о проведении электронного аукциона N 0169300028414000247 опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.12.2014 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2150000,00 рублей.
На момент проведения внеплановой проверки муниципальный контракт N 2014.406600 от 26.12.2014 года заключен с Индивидуальным предпринимателем Кунгурцевым Ильей Викторовичем.
Доводы ООО "ТехПром" заключаются в следующем.
Согласно обращению общества, в Приложении N 1 к муниципальному контракту "Перечень оборудования, материалов и работ по внедрению технического оборудования", в столбце "Оборудование" содержится информация о продукции и работах, технологически и функционально не связанных между собой.
Так, в рамках одного аукциона приобретается компьютерная техника и кондиционер, монтаж и настройка которого тоже предусмотрены документацией об аукционе.
Таким образом, обращение ООО "ТехПром" содержит указание на нарушение законодательства о контрактной системе в действиях заказчика при формировании документации об аукционе.
Представители заказчика с доводами обращения не согласились и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснили, что при составлении аукционной документации заказчик руководствовался положениями законодательства о контрактной системе, что исключает наличие нарушений указанного законодательства в действиях заказчика.
Позиция заказчика изложена в письменных пояснениях и заключается в следующем.
По мнению заказчика, документация об аукционе составлена таким образом, что все оборудование, перечисленное в Техническом задании аукционной документации, а также работы по монтажу указанного оборудования взаимосвязаны, и поставка оборудования не должна осуществляться отдельно от его монтажа, поскольку это экономически нецелесообразно.
Заказчиком приобретается компьютерное оборудование, в том числе сервер, для обеспечения работы которого в серверную комнату должен быть установлен кондиционер воздуха, охлаждающий указанную комнату для предупреждения перегрева и поломки сервера.
Более того, как отмечает заказчик, целью проведения аукциона является единоразовая поставка и внедрение технического оборудования для обеспечения функционирования одного из объектов инфраструктуры Кизильского муниципального района, что требует одновременного наличия на указанном объекте всего необходимого оборудования.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщиков, проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является поставка и внедрение технического оборудования, что согласно извещению о проведении аукциона, соответствует виду экономической деятельности по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) с кодом 30.02.11 "Машины вычислительные аналоговые и гибридные (аналогово-цифровые) для автоматической обработки данных".
Согласно Техническому заданию, содержащемуся в аукционной документации, заказчиком приобретается следующее оборудование: системный блок, термопринтер, считыватель смарт-карт, система управления очередью, монитор, источник бесперебойного питания, МФУ формата А 4, сервертип 1, сервертип 2, лицензионное офисное программное обеспечение.
Вид деятельности с кодом по ОКПД 30.02.11 входит в класс с кодом по ОКПД 30 "Офисное оборудование и вычислительная техника".
Приложение N 1 к проекту муниципального контракта озаглавлено как "Перечень оборудования, материалов и работ по внедрению технического оборудования" и содержит перечень оборудования, необходимого заказчику для приобретения в рамках рассматриваемого аукциона, в том числе: "Кондиционер + монтаж и настройка кондиционера в серверной", "Кондиционер + монтаж кондиционера в зале".
В ОКПД присутствует класс с кодом 29 "Машины и оборудование, не включенные в другие группировки", в которую входит вид с кодом 29.23.12 "Оборудование для кондиционирования воздуха (кондиционеры)".
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами в контексте данной нормы Закона о защите конкуренции следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями, являются неоднородными по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемы.
Поставка офисного оборудования и вычислительной техники, согласно Приложению N 1 к проекту контракта, объединена заказчиком с поставкой кондиционеров и их монтажом.
Между тем, товары, включенные в Приложение N 1 к проекту контракта технологически и функционально не связаны между собой. Поставка офисного оборудования и вычислительной техники и поставка и монтаж кондиционера воздух одновременно могут быть осуществлены только хозяйствующим субъектом, действующим сразу на нескольких товарных рынках, то есть осуществляющим параллельно экономическую деятельность различных видов.
В случае, если поставщик осуществляет свою деятельность только на товарном рынке, связанном с поставкой и монтажом офисного оборудования и вычислительной техники, для обеспечения исполнения условий контракта такому поставщику надлежит заключить договор с лицом, осуществляющим поставку и монтаж кондиционеров, что потребует от него дополнительных временных затрат.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении в действиях заказчика положений пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Комиссия отмечает, что помимо указанных действий, пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе нарушены заказчиком вследствие указания в документации об аукционе наименования производителя товара. Так, Приложение N 1 к проекту контракта и Техническое задание документации о закупке содержат указание на компанию-производителя программного обеспечения "Microsoft".
Дополнительно Комиссия делает вывод о том, что информация об объекте закупки, содержащаяся в Приложении N 1 к проекту контракта не соответствует информации, указанной заказчиком в Техническом задании аукционной документации, что могло привести к заключению контракта не на условиях документации об аукционе, а следовательно, к нарушению части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Извещение об аукционе указывает, что к участникам закупки установлены требования в соответствии с пунктом 16 документации об аукционе.
Пункт 16 Информационной карты устанавливает требование о соответствии участника закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, но не конкретизирует эти требования.
Таким образом, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не определены требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки, а также отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в подтверждение соответствия таким требованиям, установленным заказчиком.
Кроме того, в нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 16 Информационной карты документации об аукционе не установлен перечень требований законодательства Российской Федерации, которым должен соответствовать участник закупки.
3. В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.12.2014 в 20 часов 45 минут.
Начало подачи заявок - 05.12.2014 в 20 часов 50 минут.
Окончание срока подачи заявок: 12.12.2014 в 22 часа 00 минут.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Датой истечения срока подачи заявок является 12.12.2014, следовательно, срок подачи заявок на участие в аукционе исчисляется 6, 7, 8, 9, 10, 11 декабря 2014 года (шесть полных календарных дней).
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик сократил срок подачи заявок на участие в аукционе.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации о закупке установлено, что конкретные показатели товара должны представляться в составе первой части заявки на участие в аукционе по позициям Приложения N 2 к разделу "Техническое задание" документации, в то время как документ "Приложение N 2 к разделу Техническое задание" в составе аукционной документации отсутствует, что не дает возможности сделать однозначный вывод о требованиях заказчика к содержанию и составу первой части заявки на участие в аукционе.
Кроме того, в аукционной документации не содержится инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке представлено обоснование НМЦК, которое содержит расчета, путем проведения которого выполнено обоснование.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены требования Методических рекомендаций.
6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе от 12.12.2014 года, единственным участником закупки является Кунгурцев Илья Викторович, что соответствует и положениям единственной заявки неа участие в закупке.
Скриншот раздела "Карточка контракта" с официального сайта zakupki.gov.ru, представленный заказчиком представленный заказчиком на заседание Комиссии, свидетельствует о заключении контракта с Кунгурцевым Ильей Викторовичем.
Однако, Муниципальный контракт N 2014.406600 от 26.12.2014 года указывает в качестве "исполнителя" Индивидуального предпринимателя Кунгурцева Илью Викторовича.
Таким образом, заявка на участие в аукционе содержит сведения об участнике - физическом лице, а заключенный по итогам аукциона контракт о стороне контракта - Индивидуальном предпринимателе, что свидетельствует о заключении контракта не на условиях документации об аукционе и нарушении части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5, 6 статьи 31, части 3 статьи 64, части 2 статьи 63, части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии К.А. Долгополова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 29 декабря 2014 г. N 233-вп/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015