Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2014 г. N 163-вп/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии" о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Еткульская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение лабораторных бактериологических исследований биологических материалов (изв. N 0369300087614000067) (далее - аукцион), в присутствии:
- представителей Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Еткульская центральная районная больница", действующих на основании доверенностей N 17, N 18 от 06.08.2014 года;
- представителя ООО "Прогрессивные медицинские технологии", действующего на основании доверенности N 39-д от 06.08.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 31.07.2014 поступила жалоба ООО "Прогрессивные медицинские технологии" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение лабораторных бактериологических исследований биологических материалов (изв. N 0369300087614000067).
07.08.2014 поступило ходатайство ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии" (далее - общество) об отзыве жалобы на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение лабораторных бактериологических исследований биологических материалов (изв. N 0369300087614000067) и о прекращении рассмотрения жалобы заявителя по существу.
В связи с этим проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении указанного электронного аукциона.
Согласно представленным документам, Муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения "Еткульская центральная районная больница" (далее - заказчик) объявило о проведении электронного аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение лабораторных бактериологических исследований биологических материалов. Извещение о проведении электронного аукциона N 0369300087614000067 опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.07.2014 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1639951,05 рублей.
Контракт N 185/к-14 заключен 04.08.2014 года с ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС".
Доводы обращения ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии" заключаются в следующем.
При рассмотрении заявок на участие в аукционе аукционной комиссией допущены нарушения законодательства о контрактной системе.
Так, при рассмотрении заявки с защищенным номером 8223564 (порядковый номер заявки 2), по мнению общества, аукционная комиссия не учла несоответствия участника закупки, подавшего указанную заявку - ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС", требованиям документации об аукционе.
Общество указывает, что в аукционной документации содержится требование о том, что местонахождение исполнителя не должно превышать 55 км от местонахождения заказчика, а также установлено, что сроки доставки биоматериала до лаборатории не должны превышать двух часов.
ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" имеет филиалы в городах Москве и Екатеринбурге, юридический адрес - в городе Санкт-Петербурге. На территории Челябинской области указанный участник, согласно доводам ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии", деятельность не осуществляет и не имеет лаборатории для проведения бактериологических исследований биоматериала.
Общество представляет сведения из Единого реестра лицензий, согласно которым, ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" имеет лицензию N ЛО-77-01-007380 от 10.01.2014 на медицинскую деятельность, из которой следует, что ближайшим относительно местонахождения заказчика местом оказания указанным участником закупки услуг является филиал в городе Екатеринбурге, который, согласно лицензии, не осуществляет деятельность по бактериологии. Выполнять бактериологические исследования ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" имеет право только в городе Санкт-Петербурге.
Из указанного следует, что ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" не может соответствовать требованиям документации об аукционе, не имеет материально-технической базы для выполнения лабораторных биологических исследований в рамках контракта, заключенного по результатам рассматриваемого аукциона.
Кроме того, ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии" обращает внимание на тот факт, что сбор, транспортировка, хранение биологических материалов, необходимых для выполнения бактериологических исследований, регламентируется Национальным стандартом РФ ОСТ Р 53079.4-2008 "Технологии лабораторные клинические. Обеспечение качества клинических лабораторных исследований. Часть 4. Правила ведения преаналитического этапа" (далее - Национальный стандарт), пункт 3.5.4 которого устанавливает, что доставка в лабораторию любого образца биоматериала, предназначенного для микробиологического исследования, должна длиться не более двух часов после взятия материала. Таблица 5 Национального стандарта указывает, что для микробиологии максимально допустимое время доставки проб в лабораторию составляет 90 минут.
Далее общество приводит выдержки из Методических указаний МУ 4.2.2039-05 "Техника сбора и транспортирования биоматериалов в микробиологические лаборатории" (далее - Методические указания), согласно которым, нативный материал (моча, мокрота, кал на дисбактериоз кишечника) должен быть собран в стерильные одноразовые емкости с завинчивающейся крышкой, при этом не могут использоваться транспортные среды, позволяющие длительное хранение биологического материала.
ООО "Прогрессивные Медицинские Технологии" сообщает, что несоблюдение положений перечисленных нормативных документов приводит к получению недостоверных результатов проведенных исследований.
Таким образом, общество считает, что ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" признано соответствующим требованиям аукционной документации неправомерно, что свидетельствует о нарушении законодательства о контрактной системе аукционной комиссией при рассмотрении заявок на участие в закупке.
Представители заказчика с доводами обращения не согласились и на заседании Комиссии пояснили, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе аукционная комиссия руководствовалась требованиями Закона о контрактной системе.
Позиция заказчика изложена в письменных пояснениях и заключается в следующем.
Документацией об аукционе установлены требования о том, что фактическое местонахождение исполнителя не должно превышать 55 км от местонахождения заказчика, а также указано, что сроки доставки биологического материала в лабораторию не должны превышать двух часов, что обусловлено максимальными сроками хранения некоторых биоматериалов, исследование которых необходимо заказчику.
В составе второй части заявки на участие в аукционе ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" представлена лицензия на осуществление медицинской деятельности, согласно которой, указанный участник закупки вправе осуществлять медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной медицинской помощи по лабораторной диагностике. Место осуществления лицензируемого вида деятельности, согласно указанной лицензии, располагается в городе Санкт-Петербурге.
Однако, ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" дополнительно в составе второй части заявки на участие в аукционе представлено письмо, адресованное государственным заказчикам Челябинской области о том, что пункты сбора биоматериала, используемые при осуществлении деятельности данным участником аукциона, находятся в пределах административных границ города Челябинска, что не противоречит требованиям заказчика, изложенным в извещении и документации об аукционе.
Кроме того, указанное письмо содержит информацию о готовности ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" задействовать свой транспорт для транспортировки биоматериала по месту проведения лабораторных исследований.
На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что при рассмотрении заявок на участие в аукционе решение в отношении ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" принято с учетом положений указанного письма, представленного в заявке на участие в закупке.
Таким образом, по мнению заказчика, в действиях аукционной комиссии отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку заявка ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" полностью соответствует требованиям документации об аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщиков, проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика, аукционной комиссии выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).
Часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусматривает, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Технического задания документации об аукционе установлено, что фактическое местонахождение исполнителя не должно превышать 55 км от местонахождения заказчика. Кроме того, в указанном пункте Технического задания заказчик определяет, что деятельность исполнителя должна осуществляться на основании действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "Клиническая лабораторная диагностика, бактериология, паразитология и вирусология".
Пункт 2 Технического задания аукционной документации указывает, что в соответствии с Приказом МЗ СССР N 535 от 22.04.1985 "Об унификации бактериологических методов исследования, применяемых в лабораториях лечебно-профилактических учреждений" сроки доставки биоматериала в лабораторию не должны превышать двух часов.
В протоколе N 2 подведения итогов электронного аукциона от 22.07.2014 года указано, что по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе аукционной комиссией принято решении о соответствии второй части заявки ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" (номер заявки в протоколе 2, защищенный номер заявки 8223564) требованиям документации об аукционе.
Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к указанному Положению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из анализа указанного приложения следует, что медицинскую деятельность составляют работы по бактериологии, клинической лабораторной диагностике.
Согласно подпункту "а" пункта 4 указанного Положения, одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.
Рассматривая документы и сведения, представленные заказчиком на заседание Комиссии, Комиссия установила, что ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" в составе заявки на участие в аукционе представлена лицензия N ЛО-77-01-007380 от 10.01.2014 года на осуществление медицинской деятельности с Приложениями, из содержания которой следует, что медицинская деятельность осуществляется по адресам, указанным в Приложениях.
Согласно Приложению N 1 (стр. 6) к указанной лицензии, доврачебная медицинская помощь по клинической лабораторной диагностике, бактериологии, паразитологии и вирусологии осуществляется в Санкт-Петербурге.
Заявка ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" на участие в закупке не соответствует требованиям документации об аукционе, поскольку из документов, представленных в составе заявки, следует, что условие о месте нахождения исполнителя на расстоянии не более 55 км от местонахождения заказчика, то есть с. Еткуль Челябинской области, не может быть выполнено.
Наличие пунктов сбора биологического материала в пределах административных границ города Челябинска, о котором ООО "Научно-производственная Фирма "ХЕЛИКС" сообщило заказчику в информационном письме, не предполагает проведение всех работ, предусмотренных объектом закупки, на указанной территории.
Таким образом, Комиссия усматривает нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе в действиях аукционной комиссии.
Дополнительно Комиссия отмечает, что участник закупки, заявка которого неправомерно признана соответствующей требованиям документации об аукционе, признан победителем аукциона.
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении аукциона не конкретизированы требования к участникам закупки, не предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также установлено требование о соответствии участников аукциона требованиям пункта 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в то время как указанное положение Закона о контрактной системе на момент размещения извещения утратило силу.
Кроме того, в нарушение частей 1, 5, 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона не установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Извещение о проведении электронного аукциона опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 10.07.2014 в 15 часов 44 минуты.
Начало подачи заявок - 11.07.2014 в 08 часов 00 минут.
Окончание срока подачи заявок: 17.07.2014 в 10 часов 00 минут.
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Более того, датой истечения срока подачи заявок является 17.07.2014, следовательно, срок подачи заявок на участие в аукционе исчисляется 12, 13, 14, 15, 16 июля 2014 года (пять полных календарных дней).
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик сократил срок подачи заявок на участие в аукционе.
Кроме того, законодательством о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Таким образом, заказчиком, при установлении срока подачи заявок на участие в аукционе, нарушена часть 7 статьи 66 Закона о контрактной системе.
4. В нарушение части 3 статьи 64, пункта 1 части 1, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в документации об аукционе не установлен перечень требований законодательства Российской Федерации, которым должен соответствовать участник закупки.
5. В нарушение пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 11 Информационной карты документации о закупке установлены требования к первой части заявки на участие в аукционе при заключении контракта на поставку товара, в то время как объектом закупки является оказание услуг.
6. В нарушение пункта 1 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в документации о закупке установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника аукциона.
Между тем, Закон о контрактной системе требует представления во второй части заявки указанной информации при наличии такой информации.
7. В нарушение пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в пункте 11 Информационной карты документации об аукционе заказчиком установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в аукционе документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт.
Между тем, пункт 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливающий требование о правомочности, на момент утверждения аукционной документации утратил силу.
8. Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 3.5.3 проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения контракта возвращается исполнителю в течение 10 банковских дней после подписания сторонами акта приема-передачи товара, несмотря на тот факт, что контракт заключается на оказание услуг. Кроме того, пунктом 3.4 проекта контракта предусмотрено ежемесячное представление заказчику актов лабораторных исследований, которые согласно пункту 2.1.4 проекта контракта, заказчик обязан подписать в течение 5 рабочих дней после получения, что в совокупности с положениями пункта 3.5.3 проекта контракта обязывает заказчика ежемесячно возвращать денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, формально исполнив требование части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе, заказчик вместе с тем установил такой срок возврата денежных средств, который в рамках рассматриваемого контракта соблюсти невозможно.
9. Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливает, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Между тем, в проекте контракта отсутствует указание на формулу, в соответствии с которой рассчитывается пеня исполнителя за просрочку исполнения обязательств по контракту, что указывает на тот факт, что заказчиком не учтены положения Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 при формировании проекта контракта.
10. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие о сроках приемки оказанных услуг.
11. Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке представлено обоснование НМЦК, которое не содержит реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет, а также самого расчета.
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены требования Методических рекомендаций.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, частей 1, 5, 6 статьи 31, части 2 статьи 63, части 7 статьи 66, части 3 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 5 статьи 66, части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии П.А. Ушакова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2014 г. N 163-вп/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015