Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 октября 2014 г. N 162-вп/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Ушаковой П.А. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Индивидуального предпринимателя Аникиной Екатерины Александровны о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку реактивов и расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" (изв. N 0369100004714000593) (далее - аукцион), в присутствии:
- Индивидуального предпринимателя Аникиной Екатерины Александровны (далее - заявитель, предприниматель);
- представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик), действующего на основании доверенности б/н от 01.08.2014 года;
- представителя ООО "ЛабЭксперт", действующего на основании доверенности от 14.08.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступило обращение Индивидуального предпринимателя Аникиной Екатерины Александровны о нарушении законодательства о контрактной системе в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" при проведении электронного аукциона на поставку реактивов и расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" (изв. N 0369100004714000593). В связи с этим проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении рассматриваемого аукциона.
Согласно представленным документам, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) объявило о проведении открытого аукциона в электронной форме путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона на поставку реактивов и расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории для нужд Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 71 Федерального медико-биологического агентства". Изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0369100004714000593 опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 26.07.2014 года.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2024266,20 рублей.
По состоянию на 02.10.2014 года контракт заключен.
Доводы обращения предпринимателя заключаются в следующем.
Техническое задание документации об аукционе содержит информацию о товарах, приобретаемых заказчиком путем проведения рассматриваемого аукциона, с указанием на наименования производителей реактивов и расходных материалов, что, по мнению заявителя, нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе. Обращение Индивидуального предпринимателя Аникиной Екатерины Александровны указывает на неправомерные действия заказчика при включении в аукционную документацию указания на товарный знак "Horiba ABX SAS" при описании реактивов и расходных материалов для гематологических анализаторов "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18".
При этом, заявителем сделан запрос о разъяснении документации об аукционе, в котором содержится указание на факт нарушения законодательства о контрактной системе в части описания объекта закупки с просьбой внести изменения в документацию о закупке. Кроме того, в указанном запросе заказчику сообщается о том, что приборы "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18", имеющиеся у заказчика, являются открытыми системами, а следовательно, допускают использование реактивов не только производства компании "Horiba ABX SAS", указанной заказчиком в Техническом задании, но и иных производителей.
В ответ на запрос заказчик сообщил, что в соответствии с официальными письмами производителей имеющегося у заказчика оборудования и руководствами пользователей на данное оборудование, на приборах, которые применяет в своей деятельности заказчик, могут использоваться только оригинальные реактивы и расходные материалы, поскольку приборы являются закрытыми системами, что не позволяет использовать на них иные реактивы и расходные материалы. Вносить изменения в аукционную документацию, с учетом изложенных обстоятельств, заказчик отказался.
Предприниматель ссылается на инструкции к используемым заказчиком приборам, а также письмо производителя реактивов ООО "Реамед" б/н от 12.03.2012 года.
Так, по мнению заявителя, отсутствие в инструкции к приборам "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18" однозначного указания на обязанность пользователя применять только реактивы "Horiba ABX SAS" в целях обеспечения работы приборов, а также прямого запрета на использование реактивов другого производства, свидетельствует об отсутствии у заказчика оснований указывать товарный знак в документации о закупке.
Письмо ООО "Реамед" б/н от 12.03.2012 года информирует о том, что ООО "Реамед" с 1996 года занимается производством комплектов реактивов для форменных элементов крови и гемоглобина "Юни-Гем", которые являются эквивалентом и полным аналогом импортных реактивов для различных гематологических анализаторов в рамках ТУ 9398-247-45399867-2006, в том числе, для анализатора "Микрос 60 ОТ 16/18". Далее указано, что реактивы "Юни-Гем" производства ООО "Реамед" допущены к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Регистрационное удостоверение N ФСР 2011/10980), накопленный производственный опыт позволяет ООО "Реамед" утверждать о невозможности возникновения неисправностей гематологических анализаторов по причине использования реактивов "Юни-Гем".
Кроме того, изложенную в обращении позицию подтверждает протокол сравнительных испытаний реактивов и информация о взаимозаменяемости реагентов, размещенная на сайте Федеральной антимонопольной службы России.
Так, согласно Протоколу сравнительных испытаний комплекта реактивов "Юни-Гем" и комплекта реактивов "Horiba ABX" на приборе "Микрос 60", проведенных в клинико-диагностической лаборатории Городской поликлиники N 215 города Москвы, в ходе испытаний оценены правильность, воспроизводимость и проведен корреляционный анализ. По результатам испытаний выявлено, что результаты измерения контрольной крови на разных комплектах реактивов практически совпадают (в пределах воспроизводимости прибора), что свидетельствует о корректной работе анализатора на всех исследуемых комплектах реактивов. В заключении сообщается, что по результатам испытаний можно сделать вывод, что комплект реактивов "Юни-Гем" может с успехом применяться для прибора "Микрос 60" в качестве эквивалента реактивов "Horiba ABX". Дополнительно заявителем представлены отзывы медицинских учреждений о работе реактивов "Юни-Гем" на приборах "Микрос 60".
Согласно отзыву Городской поликлиники N 215 города Москвы от 28.08.2012 года, прибор "Микрос 60 ОТ 16/18", имеющийся у медицинского учреждения, около 6 месяцев работает на реактивах производства ООО "Реамед", в ходе чего сбоев в работе не наблюдалось, правильность работы прибора регулярно проверялась по контрольным материалам и соответствовала требованиям контроля качества.
В отзыве Городской поликлиники N 27 Управления здравоохранения Южного административного округа города Москвы б/н от 20.09.2006 года сообщается, что реактивы "Юни-Гем" используются учреждением более трех лет на приборе "Микрос 60 ОТ 16/18". В ходе использования указанных реактивов проблем в работе не наблюдалось. Достоверность результатов анализов проверялась по контрольным материалам и соответствовала требованиям контроля качества. Кроме того, при переходе с реактивов "Horiba ABX" на реактивы "Юни-Гем" не понадобилась перекалибровка прибора.
Письмом Негосударственного учреждения здравоохранения "Узловая поликлиника на станции Магдагачи Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" б/н от 15.04.2013 года также сообщается об использовании на протяжении длительного времени растворов производства ООО "Реамед" на анализаторе "Микрос 60 ОТ 16/18", за время которого не выявлено недостатков в работе анализатора и качестве проводимых исследований.
Также заявителем представлены Акты апробации реактивов производства ООО "Реамед".
Согласно Акту N 2306/Л1 от 23.06.2011 года по апробации реактивов производства ООО "Реамед", проведенной Городской поликлиникой N 20 города Казани, опробированные реактивы обеспечили качественную калибровку прибора "Микрос 60" и результаты анализов крови, которые подтверждены при микроскопии.
Акт по апробации тех же реактивов, проведенной ФГБУЗ ЦМСЧ N 15 ФМБА, содержит вывод о возможности приобретения медицинским учреждением реактивов производства ООО "Реамед" при условии наличия адаптированных крышек для обеспечения герметичного закрытия емкости, негативных отзывов о реактивах в указанном акте не содержится.
На основании изложенного, заявитель считает, что при формировании аукционной документации заказчик нарушил положения статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами обращения не согласился и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что при составлении аукционной документации заказчик руководствовался положениями законодательства о контрактной системе, что исключает наличие нарушений указанного законодательства в действиях заказчика.
Позиция заказчика изложена в письменных пояснениях и заключается в следующем.
Статьей 33 Закона о контрактной системе предусмотрен случай, при котором допускается указание в аукционной документации требований в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя товара, а именно, отсутствие другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Указанное положение статьи 33 Закона о контрактной системе распространяется на рассматриваемую закупку, поскольку гематологические анализаторы, для которых приобретаются реактивы, являются закрытыми системами, в связи с чем при их использовании должны применяться только оригинальные реактивы и расходные материалы. При этом, под оригинальными понимаются реактивы и расходные материалы того же производителя, что и анализаторы "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18", то есть "Horiba ABX SAS".
Согласно доводам заказчика, руководство пользователя на приборы "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18" содержит рекомендацию по использованию оригинальных реактивов, так как реактивы, используемые при работе анализаторов для анализа, промывки и очистки, перечислены в указанных руководствах и должны использоваться строго по назначению. Пункт 1.5.2 руководства пользователя перечисляет такие реактивы с указанием товарных знаков. Пункт 1.7 руководства пользователя указывает расход реактивов в мл, значения рассчитаны на основании проведения 100 циклов для определенной программной версии, в зависимости от товарного знака реактива.
Производителем анализаторов "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18" - компанией "Horiba ABX SAS" в письме от 16.02.2012 года поддерживается позиция о том, что данные анализаторы представляют собой единые системы, в работе которых могут применяться только оригинальные реактивы производства "Horiba ABX SAS".
По мнению заказчика, заявителем не представлено доказательств того, что предлагаемые указанным субъектом реактивы рекомендованы к применению технической документацией на оборудование или самим производителем.
Кроме того, производитель оборудования не может подтвердить взаимозаменяемости реактивов, о которой идет речь в письме производителя реактивов ООО "Реамед" б/н от 12.03.2012 года и протоколе сравнительных испытаний реактивов, представленных предпринимателем. Более того, никто из производителей реактивов не приобретал у компании "Horiba ABX SAS" права на производство реактивов для анализаторов "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18" и технологическую документацию по их производству. Информация от компании "Horiba ABX SAS" по данному вопросу отсутствует в свободном доступе.
В подтверждение того, что производитель реактивов "Horiba ABX SAS" не имеет информации о взаимозаменяемых реактивах, заказчик представил письмо от 22.05.2014 года, в котором указанная компания доводит до сведения всех заинтересованных лиц тот факт, что компания "Horiba ABX SAS", как производитель анализатора "Микрос 60", не проводила тестирований и не давала рекомендаций относительно использования реактивов "Юни-Гем" производства компании ООО "Реамед" в работе гематологических анализаторов.
Дополнительно заказчик сообщает, что имеет негативный опыт применения реактивов "Юни-Гем" производства ООО "Реамед" на анализаторе "Микрос 60", который показал, что применение данных реактивов, заявленных как эквиваленты реактивов производства "Horiba ABX SAS", привело к сбою работы анализатора и искажению результатов анализов. Указанные сбои искажения выразились в появлении после идентификации проб крови с помощью контроля качества флагов тревоги по большинству параметров, что означает несоответствие результатов контроля установленному допустимому пределу.
В связи с указанными затруднениями инженер ООО "НПЦ "Полимедсервис", обслуживающий имеющееся у заказчика оборудование на протяжении 9 лет, рекомендовал прекратить использование реактивов "Юни-Гем" и вернуться к использованию оригинальных реактивов.
Таким образом, заказчик считает недопустимым применение реактивов, которые не рекомендованы производителем оборудования, поскольку оборудование является дорогостоящим, и замена, ремонт и простаивание данного оборудования приводят к большим затратам денежных средств.
Кроме того, в пояснениях заказчика указано, что в руководстве пользователя к анализатору "Микрос 60" нет информации об адаптации реактивов, произведенных не компанией "Horiba ABX SAS", для использования в указанном приборе, что не позволяет сделать вывод о том, нужно ли при использовании не оригинальных реактивов менять настройки оборудования, а также не предоставляет информации об изменении погрешности измеряемых показателей, а также о процессе использования иных реактивов.
Резюмируя изложенное, заказчик настаивает на соблюдении им положений законодательства о контрактной системе при формировании документации об аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщиков, проведенной в порядке, предусмотренном частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки содержится в Техническом задании документации об аукционе и выполнено в виде таблицы, содержащей информацию о функциональных, технических и качественных, эксплуатационных характеристиках объекта закупки, количестве товара и единице измерения количества товара.
Согласно указанной таблице, заказчиком приобретаются расходные материалы для мочевого анализатора "Combi Scan 100" (закрытая система), запрограммированного и откалиброванного на расходные материалы товарного знака "Combi Scan", расходные материалы для мочевого анализатора "Покет Хем" (закрытая система), запрограммированного и откалиброванного на расходные материалы товарного знака "Аушен Стикс Эркрей", реактивы и расходные материалы для гематологических анализаторов "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18", (закрытые системы), запрограммированных и откалиброванных на реактивы товарного знака "HORIBA ABX SAS", реактивы и расходные материалы для автоматического анализатора глюкозы и лактата "Eco Matic" (закрытая система), запрограммированного и откалиброванного на реактивы товарного знака "Сare diagnostica laborreagenzien".
Подгруппа товаров "реактивы и расходные материалы для гематологических анализаторов "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18", (закрытые системы), запрограммированных и откалиброванных на реактивы товарного знака "Horiba ABX SAS" содержит 5 наименований товара, по 4 из которых установлено требование о товарном знаке, что по общему правилу запрещено положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения довода заказчика относительно указания товарных знаков в документации об аукционе в связи с осуществлением закупки расходных материалов к оборудованию, используемому заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанное оборудование, Комиссией установлено следующее.
Гематологические анализаторы "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18" не являются закрытыми системами, что подтверждается фактом наличия технической возможности использования реактивов других производителей.
Руководство пользователя на гематологические анализаторы "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18", содержит информацию только о порядке использования реактивов производства "Horiba ABX SAS", а именно, в пункте 1.7 руководства содержится информация о потреблении реактивов с перечислением реактивов только указанного производителя.
Кроме того, дополнительно в руководстве пользователя указано следующее: "ABX Diagnostics поставляет к анализаторам ABX MICROS 60-CT/OT реагенты, калибраторы и контроль качества. Использование продуктов, не рекомендованных ABX Diagnostics, может привести к получению ошибочных результатов".
Вместе с тем, в указанном руководстве не содержится информации о том, что используемое заказчиком оборудование является закрытой системой и должно эксплуатироваться только с реактивами "Horiba ABX SAS".
В своих пояснениях заказчик ссылается на письма производителя "Horiba ABX SAS". Проанализировав указанные письма, Комиссия установила, что в письме от 22.05.2014 года всем заинтересованным лицам сообщается, что производитель не проводил тестирований и не давал рекомендаций относительно использования реактивов ООО "Реамед", а также в случае использования таких реактивов в работе гематологических анализаторов, в том числе, имеющихся у заказчика, производитель "Horiba ABX SAS" снимает с себя ответственность за качество выдаваемых результатов измерений, а также за работоспособность анализаторов, производимых "Horiba ABX SAS". Кроме того, производитель оставляет за собой право отказать в замене по гарантии вышедшего из строя анализатора или части анализатора. Аналогичное письмо производителя "Horiba ABX SAS" представлено в отношении использования реактивов производства ООО "Реамед".
Также на заседание Комиссии заказчиком представлено письмо производителя "Horiba ABX SAS" от 16.02.2012 года, в котором указано, что "Micros 60/ES60/CRP200" представляют собой единую систему, состоящую из соответствующего анализатора и системы реактивов, специально разработанных компанией для достижения наилучшего качества соответствующих аналитических возможностей приборов. В связи с этим производитель сообщает, что "Micros 60/ES60/CRP200" являются закрытыми системами, в работе которых могут использоваться только оригинальные реактивы производства "Horiba ABX SAS". Однако, в этом же письме указано, что в случае использования неоригинальных реагентов, выпускаемых любыми другими производителями, кроме "Horiba ABX SAS", производитель и его эксклюзивный дистрибьютор компания ООО "ЛАБИКС" снимают с себя ответственность за качество результатов работы анализаторов и их работоспособность.
Между тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные обстоятельства, а также факт возможности использования реактивов иных производителей, кроме "Horiba ABX SAS", на рассматриваемых анализаторах, о чем свидетельствуют акты апробации реактивов и отзывы медицинских учреждений, представленные заявителем, подтверждают, что "Микрос 60 ОТ 8", "Микрос 60 ОТ 18" не являются закрытыми системами.
Дополнительно заказчиком представлены сведения об использовании реактивов производства ООО "Реамед" в лаборатории заказчика. Так, согласно служебной записке заведующей лабораторией от 04.11.2004, направленной в адрес начальника ФГБУЗ ЦМСЧ N 71 ФМБА России, в октябре 2004 года возникла проблема в эксплуатации гематологического анализатора "Микрос-18", имеющегося в лаборатории. При исследовании крови прибор выдает флаги, предупреждающие лаборанта о возможном присутствии патологических клеток. Согласно инструкции к прибору, все аномалии, отмеченные флагами, должны быть проверены лаборантами микроскопически. Автор служебной записки указывает, что проблема заключается в том, что при переходе на использование неоригинальных реактивов производства ООО "Реамед" количество анализов с флагами увеличилось с 20 % до 90 %.
С указанной проблемой заведующая лабораторией обратилась к дистрибьютору компании "Horiba ABX SAS" ООО "ЛАБИКС", после чего было получено информационное письмо от ООО "ЛАБИКС", на основании которого, с учетом сложившейся ситуации, заведующей лабораторией было принято решение о пересчете анализов, имеющих сигнальные флаги, микроскопическим методом. В результате реализации такого решения увеличились временные затраты на выполнение анализа крови, расход реактивов, снизилась точность результатов анализов.
Заказчиком в обоснование своей позиции также представлено письмо ООО "НПЦ "Полимедсервис" N 65-14 от 13.08.2014 года, которое осуществляет обслуживание оборудования лаборатории заказчика, в том числе гематологические анализаторы, на протяжении 9 лет.
В данном письме ООО "НПЦ "Полимедсервис" ссылается на письмо производителя "Horiba ABX SAS", в котором указано о необходимости использования только оригинальных реактивов, а также на отрицательный опыт заказчика при использовании реактивов "Юни-Гем" производства ООО "Реамед", в связи с чем ООО "НПЦ "Полимедсервис" рекомендовало заказчику прекратить использование реактивов "Юни-Гем" и вернуться к использованию оригинальных реактивов. Также отмечается, что после перехода на реактивы "Horiba ABX SAS" проблема при использовании анализаторов полностью устранена. Кроме того, обращается внимание на тот факт, что все реактивы "Horiba ABX SAS" разработаны и протестированы на полную антикоррозийную совместимость со всеми внутренними компонентами анализаторов и гарантируют отсутствие вредного влияния на металлические, резиновые и пластиковые компоненты гидравлической системы и клапанов. Реактивы ООО "Реамед" производитель анализаторов на совместимость не испытывал, и в связи с другими составом и технологией изготовления возможна ранняя коррозия и повреждение элементов системы.
Также заказчик представил протокол сравнительных испытаний реактивов "Horiba ABX SAS" и реактивов производства ООО "Реамед" на гематологических анализаторах "Micros 60OT" от 13.08.2014 года. Согласно заключению, содержащемуся в указанном протоколе, в ходе испытаний выявлены заметные расхождения между значениями, полученными на имеющихся комплектах реактивов при измерении основных параметров крови. На комплекте "Юни-Гем" прибор работает нестабильно, воспроизводимость результатов плохая, имеется значительных разброс результатов и смещение. По результатам испытаний делается вывод о том, что комплект реактивов "Юни-Гем" не следует применять для прибора "Micros 60OT" в качестве эквивалента реактивам "Horiba ABX SAS".
Контракт N 355А-14 на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинского оборудования от 14.07.2014, заключенный между заказчиком и ООО "НПЦ "Полимедсервис", в Приложении N 1 к контракту содержит перечень оборудования, имеющегося у заказчика и подлежащего техническому обслуживанию. Согласно указанному перечню, обслуживанию подлежат 2 гематологических анализатора "Микрос-60" 2006 и 2010 годов выпуска.
Согласно представленному заказчиком гражданско-правовому договору N 42МА-12 от 28.08.2012, гарантия производителя на указанные анализаторы составляет 12 месяцев с момента поставки, что свидетельствует о том, что имеющееся оборудование на момент проведения аукциона не находится на гарантийном обслуживании.
Проанализировав представленные доказательства, Комиссия приходит к следующим выводам.
Законом о контрактной системе предусмотрено несколько случаев, при которых допускается указание на товарные знаки в документации об аукционе: если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки или если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта (при этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком), а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Отсутствие способа, обеспечивающего более точное и четкое описание объекта закупки, чем при указании в документации об аукционе товарного знака, на заседании Комиссии заказчиком не доказано.
Руководство пользователя на гематологические анализаторы "Микрос 60", имеющиеся у заказчика, не содержит информации о том, что анализатор является закрытой системой, на оборудовании могут быть использованы только реактивы "Horiba ABX SAS" и использование реактивов других производителей технически невозможно.
Информационные письма производителя, в том числе письмо, в котором сообщается о закрытом характере системы, содержат сведения о технической возможности использования реактивов других производителей, и более того, подтверждают факты такого использования, тем самым доказывая, что система является открытой.
Протокол сравнительных испытаний реактивов от 13.08.2014 года, информационное письмо ООО "НПЦ "Полимедсервис" N 65-14 от 13.08.2014 года, опыт заказчика в отношении использования реактивов различных производителей на гематологических анализаторах "Микрос-60" не могут служить основанием для принятия заказчиком решения о включении требований в отношении товарных знаков в документацию об аукционе, поскольку не являются технической документацией на оборудование. Кроме того, причины некорректных результатов анализов при использовании реактивов ООО "Реамед" в лаборатории заказчика, неисправности анализаторов не установлены, что не дает возможности утверждать о влиянии реактивов ООО "Реамед" на работу анализаторов и позволяет предположить в качестве причин указанной ситуации отсутствие калибровки приборов, истечение срока годности используемых реактивов и любую иную причину.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении в действиях заказчика пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в том числе ввиду безосновательного указания в документации об аукционе сведений о закрытых системах анализаторов "Микрос 60" и товарных знаках реактивов "Horiba ABX SAS", не позволяющих принять участие в закупке хозяйствующим субъектам, имеющим возможность поставить реактивы производства "Реамед", которые могут быть использованы на анализаторах "Микрос 60" при надлежащей калибровке таких анализаторов.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрено, что при проведении торгов, запроса котировок цен, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
Частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе производственном).
Под технологически и функционально не связанными между собой товарами в контексте данной нормы Закона о защите конкуренции следует понимать товары, работы, услуги, которые отличаются друг от друга значительными особенностями, являются неоднородными по своему потребительскому назначению и не могут быть взаимозаменяемы.
При объединении товаров в один лот заказчику необходимо учитывать не только технологическую и функциональную взаимосвязь, но и способность потенциальных участников закупки поставить указанный товар и принять участие в аукционе.
Объединение в один лот технологически и функционально не связанных между собой товаров требует от потенциальных участников аукциона наличия большого объема финансовых ресурсов.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Таким образом, взаимозаменяемость - это критерий, применяемый в большей степени для экономического обоснования отнесения товаров к одному товарному рынку.
При определении технологической и функциональной взаимосвязи товаров необходимо исходить из совокупности следующих критериев:
- техническая однородность;
- потребительское назначение
- взаимозаменяемость.
В Техническом задании документации об аукционе указано, что заказчиком, помимо 178 упаковок реактивов и 3 упаковок контрольной крови к гематологическим анализаторам "Микрос 60", приобретаются тест-полоски в количестве 5 упаковок для мочевых анализаторов "Combi Scan 100", в количестве 350 упаковок для мочевых анализаторов "Покет Хем", а также реактивы и расходные материалы в количестве 39 упаковок для автоматического анализатора глюкозы и лактата "Eco Matic".
Мочевые анализаторы "Combi Scan 100", "Покет Хем", анализатор глюкозы и лактата "Eco Matic", согласно документации об аукционе, являются закрытыми системами, в связи с чем заказчик указал требование о необходимости поставки оригинальных расходных материалов исключительно для этого оборудования, следовательно, можно сделать вывод о том, что указанные реактивы, расходные материалы и тест-полоски могут реализовываться производителями данного оборудования и их дилерами.
Кроме того, оборудование, для которого закупаются реактивы, расходные материалы и тест-полоски, используется для проведения различных анализов, что подразумевает разное функциональное назначение товаров, приобретаемых рамках рассматриваемой закупки.
Таким образом, из содержания аукционной документации следует, что товар в зависимости от его функций, может выпускаться различными производителями, которые, как правило, реализуют продукцию через своих дилеров - компании, которые имеют возможность предложить наиболее выгодные цены при поставке такого товара.
Рассматриваемый товар приобретается государственным учреждением для обеспечения своей деятельности.
При этом, закупки проводятся с периодичностью примерно 1 раз в полугодие, начальные (максимальные) цены контрактов таких закупок превышают 1 миллион рублей. Соответственно, подобные закупки являются экономически интересными для производителей расходных материалов каждого из анализаторов ("Horiba ABX SAS", "Analyticon Biotechnologies AG", "Arkray", "Care Diagnostica Laborreagenzien GmbH") и их дилеров.
Объединение в рамках одного аукциона различных видов товаров требует от компаний, специализирующихся на поставках продукции определенной торговой марки, и имеющих, к примеру, дилерское соглашение, приобретать продукцию иных торговых марок, в ряде случаев, у конкурирующих компаний. При этом, компании должны учитывать сроки поставки товара, риски, связанные с поставкой некачественного товара или несвоевременной поставкой им другими компаниями продукции и, как следствие, возможные санкции за неисполнение условий контракта, а также иные условия исполнения контракта.
Таким образом, объединение в один лот товара, имеющего разные функциональные возможности, предназначенного для разных целей, применяемого в различных условиях, выпускаемого различными производителями, ограничивает доступ к участию в аукционе производителей товаров и компаний, специализирующихся на поставке изготавливаемой ими продукции, в том числе дилеров, что может привести к уменьшению количества участников размещения заказа, и, как следствие, к ограничению, устранению, недопущению конкуренции при проведении торгов.
Подобное формирование аукционной документации способствует заключению антиконкурентных соглашений и совершению антиконкурентных согласованных действий между хозяйствующими субъектами, что не соответствует целям осуществления закупок, в том числе не способствует снижению цены контракта в ходе проведения аукциона.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в состав одного лота включен товар, различный по техническим характеристикам и назначению, выпускаемый и реализуемый различными хозяйствующими субъектами.
Исходя из изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, частей 1-3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии П.А. Ушакова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 2 октября 2014 г. N 162-вп/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015