Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2015 г. N 25-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО "СпецАвтоМир НН" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобиля, оборудованного под подвижную радиологическую лабораторию (извещение N 0369100026415000007) (далее - аукцион), в присутствии:
представителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области", действующих на основании доверенностей от 24.02.2015, 12.03.2015;
в отсутствии представителя заявителя,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 24.02.2015 поступило обращение ООО "СпецАвтоМир НН" на действия заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку автомобиля, оборудованного под подвижную радиологическую лабораторию (извещение N 0369100026415000007) .
Согласно представленным документам заказчик объявил о проведении электронного аукциона путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.02.2015 извещения N 0369100026415000007. В соответствии с Протоколом решения о внесении изменений по причине технической ошибки в документацию о закупке 06.02.2015 внесены изменения. Изменения извещения о проведении электронного аукциона опубликованы на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 06.02.2015 в 17:40.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 331 387, 50 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 24.02.2015 в 09 часов 00 минут.
По состоянию на 13.03.2015 контракт на поставку автомобиля, оборудованного под подвижную радиологическую лабораторию не заключен.
Согласно доводам заявителя в техническом задании Заказчиком указаны технические, функциональные характеристики подвижной радиологической лаборатории, соответствующие только техническим характеристикам дозиметрической установки "Гамма-сенсор", производимой ООО НПП "Доза", что, по мнению ООО "СпецАвтоМир НН", может привести к ограничению конкуренции.
На заседании Комиссии представители заказчика с доводами обращения не согласились и пояснили следующее.
Техническое задание сформировано Заказчиком в соответствии с приложением 4.9 к Приказу Минздрава РФ от 24.01.2000 N 20 "О введении в действие руководства по организации санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий при крупномасштабных радиационных авариях". Более того, технические параметры подвижной радиологической лаборатории сформированы Заказчиком с учетом принятия необходимых мер защиты населения при широкомасштабных радиационных авариях в Уральском регионе, согласно предложениям Управления Роспотребнадзора по оснащению оборудованием Уральского межрегионального центра Роспотребнадзора по вопросам радиационной безопасности.
Указанные Заказчиком в техническом задании функциональные, технические характеристики подвижной радиологической лаборатории соответствуют техническим характеристикам дозиметрической установки МКС-01А "Мультирад", производимой ООО "НПЦ Амплитуда", спектрометров МКГ-АТ1321, ДКГ-01 "Сталкер", производимых ЗАО "НТЦ Экспертцентр". Иными словами, описанные в документации о закупке технические характеристики требуемой подвижной радиологической лаборатории не исключают поставки оборудования иных производителей. В подтверждение своих доводов представители заказчика представили технические описания указанного оборудования.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно части 1, 3 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В техническом задании в качестве характеристики детектора, входящего в состав подвижной радиологической лаборатории, Заказчиком указано:
"диапазон измерения мощности дозы гамма-излучения, мкЗв/ч-Зв/ч не более 0,1 не менее 10;
диапазон энергии регистрируемого гамма-излучения, МэВ не более 0,05 не менее 3".
Согласно материалам дела, на участие в настоящем аукционе подано две заявки. В заявках участниками закупки в качестве характеристики детектора, входящего в состав передвижной радиологической лаборатории, указано:
"диапазон измерения мощности дозы гамма-излучения, мкЗв/ч-Зв/ч 0,1-10;
диапазон энергии регистрируемого гамма-излучения, МэВ 0,05-3".
Таким образом, фактически, указанные в заявках участниками закупки показатели диапазонов, не соответствуют техническому заданию Заказчика.
При этом, данные заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, что подтверждается Протоколом 1/ЭА-15 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.02.2015.
Исходя из сведений, содержащихся в технических описаниях к оборудованию, диапазонов, которые указаны Заказчиком в документации об электронном аукционе, не существует.
Согласно техническому описанию установки спектрометрической МКС-01А "Мультирад", производимой ООО "НТЦ Амплитуда", диапазон энергии регистрируемого гамма-излучения составляет от 0,04 до 3 МэВ. В соответствии с техническим описанием дозиметра ДКГ-01 "Сталкер", производимого ЗАО "НТЦ Экспертцентр", энергетический диапазон регистрируемого фотонного излучения составляет от 0,05 до 3,0 МэВ, диапазон измерения МЭД от 0,1 мкЗв/ч до 1000,0 мкЗв/ч. В техническом описании установки дозиметрической "Гамма-сенсор", производимой НПП "Доза", диапазон энергии регистрируемого гамма-излучения составляет от 0,05 до 3 МэВ, диапазон измерения МАЭД гамма-излучения от 0,1 до 3 мкЗв/ч.
Таким образом, Заказчиком при формировании технического задания были указаны недостоверные данные в части описания диапазонов измерения мощности дозы гамма-излучения, энергии регистрируемого гамма-излучения детектора, входящего в состав подвижной радиологической лаборатории. В связи с чем, описание объекта закупки не носит объективного характера, что не позволит участникам надлежащим образом оформить заявку. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. В частях 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участниками в составе заявки. Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об обеспечении единства измерений" утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О техническом регулировании" сертификация представляет собой форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Выдаваемый органом по сертификации сертификат соответствия - это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно сведениям Госреестра об утвержденных типах средств измерений, спектрометрическая установка МКС-01А "Мультирад", производимая ООО "НТЦ Амплитуда", зарегистрирована за номером 32716-06, дозиметр ДКГ-01 "Сталкер", производимый ЗАО "НТЦ Экспертцентр", - за номером 15802-08, дозиметрическая установка "Гамма-сенсор", производимая НПП "Доза", - за номером 24921-08.
Также указанные дозиметрические и спектрометрические установки включены в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982.
Согласно техническому заданию, участник на момент поставки подвижной радиологической лаборатории должен предоставить Заказчику заверенные производителем копии свидетельства об утверждении типа средств измерений и сертификата соответствия ГОСТ Р.
Исходя из пояснений представителей Заказчика, указанное требование установлено в соответствии с нормами действующего законодательства. Однако Заказчиком не конкретизируется, какими именно нормами регламентирована обязанность по предоставлению поставщиками копий документов, заверенных производителем.
Вместе с тем, в действующем законодательстве отсутствует норма, предусматривающая заверение производителем копий свидетельства об утверждении типа средств измерений и сертификата соответствия ГОСТ Р. Более того, обязанность участника, представлять Заказчику копии документов, заверенные производителем, не предусмотрена частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе. В связи с этим, такое требование установлено Заказчиком неправомерно и может привести к ограничению конкуренции, поскольку, например, иностранные организации принять участие в настоящем аукционе уже не смогут. Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 6 статьи 66, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В пункте 7.1 документации об электронном аукционе прописано, что возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта производится Заказчиком в течение 10 дней с момента исполнения контракта.
Однако в пункте 7.3 проекта государственного контракта прописано, что возврат Заказчиком Поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента исполнения контракта.
Таким образом, указанное обстоятельство приведет к заключению государственного контракта не на условиях документации об электронном аукционе, что не соответствует части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. В силу части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривают особый порядок начисления штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно пунктам 4, 5 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В пунктах 5.2, 5.3 государственного контракта прописано, что штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (Приложение N 2 к контракту N 1/ЭА-15). В размере 2,5 процента цены контракта.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы в размере 10 процентов цены контракта.
Однако цена контракта составляет 3 314 730, 56 рублей. В связи с чем, размер штрафа за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, должен составлять 2 процента цены контракта, а размер штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, - 5 процентов цены контракта.
Таким образом, Заказчиком неверно определены размеры штрафов, начисляемых за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, что не является надлежащим исполнением обязанности по установлению в проекте контракта условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) и свидетельствует о нарушении Правил и части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе. Более того, указанное обстоятельство может повлечь за собой заключение контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 4 статьи 34, части 2 статьи 8, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 13 марта 2015 г. N 25-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.03.2015