Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 января 2015 г. N 07-05/16
резолютивная часть решения объявлена 21.01.2015 г.
в полном объеме решение изготовлено 26.01.2014 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии заявителя - индивидуального предпринимателя Гузоева Руслана Магомедовича (личность установлена паспортом) (далее - заявитель)
в отсутствие представителей заказчика - МОУ "Лицей N1" г. Тырныауз (далее - заказчик),
рассмотрев жалобу заявителя на действия единой комиссии заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) способом электронного аукциона N0304300011414000020 "Поставка продуктов питания для нужд МОУ "Лицей N1" г. Тырныауза Эльбрусского муниципального района" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 11.02.2014 г. N75/14 "Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой и территориальными органами Федеральной антимонопольной службы полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с вступлением в силу Закона о контрактной системе и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя Гузоева Руслана Магомедовича на действия единой комиссии заказчика, при проведении электронного аукциона N0304300011414000020 "Поставка продуктов питания для нужд МОУ "Лицей N1" г. Тырныауза Эльбрусского муниципального района".
По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными отклонением единой комиссией заказчика заявки ИП Гузоева Р.М. по основанию: "В составе представленной заявки отсутствуют сведения предусмотренные п.п а. п.1 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в заявке не указана должным образом наименование места происхождения товара или наименование производителя товара). По смыслу статьи 1516 Гражданского кодекса РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. По общему правилу правовая охрана наименования места происхождения товара в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации. Какое-либо обозначение приобретает статус наименования места происхождения товара не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Таким образом, указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования страны происхождения (Россия, Китай, США и др.) не является наименованием места происхождения товара. Заявка подлежит отклонению, если дополнительно не указано наименование производителя товара. Обращаем внимание, что наименование производителя товара должно быть указано с соблюдением требований ст. 54 Гражданского кодекса РФ, а именно с указанием организационно-правовой формы юридического лица.
Учитывая, что зарегистрированных мест происхождения товара не так много, участникам целесообразно в первых частях заявок указывать наименование производителя товара с соблюдением требований законодательства РФ".
На основании вышеизложенного, заявитель просит: признать жалобу обоснованной, приостановить процедуру закупки до рассмотрения жалобы по существу и выдать предписание об устранении нарушений.
На рассмотрении жалобы, состоявшемся 21 января 2015 года, заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме.
Рассмотрев доводы заявителя и изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, Комиссия пришла к следующим выводам:
31.12.2014 г. в 17:26 ч. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru была размещена закупка N0304300011414000020 "Поставка продуктов питания для нужд МОУ "Лицей N1" г. Тырныауза Эльбрусского муниципального района". Начальная (максимальная) цена контракта - 116 598 рублей.
На участие в аукционе было подано, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 09.12.2015 г., три заявки, впоследствии все три заявки были отклонены от участия в аукционе по основанию По мнению заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными отклонением единой комиссией заказчика заявки ИП Гузоева Р.М. по основанию: "В составе представленной заявки отсутствуют сведения предусмотренные п.п а. п.1 ч.3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в заявке не указана должным образом наименование места происхождения товара или наименование производителя товара). По смыслу статьи 1516 Гражданского кодекса РФ наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. По общему правилу правовая охрана наименования места происхождения товара в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации. Какое-либо обозначение приобретает статус наименования места происхождения товара не автоматически, а лишь в случае его соответствия определенным критериям охраноспособности, подтверждаемым при его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Таким образом, указание в первой части заявки на участие в электронном аукционе наименования страны происхождения (Россия, Китай, США и др.) не является наименованием места происхождения товара. Заявка подлежит отклонению, если дополнительно не указано наименование производителя товара. Обращаем внимание, что наименование производителя товара должно быть указано с соблюдением требований ст. 54 Гражданского кодекса РФ, а именно с указанием организационно-правовой формы юридического лица.
Учитывая, что зарегистрированных мест происхождения товара не так много, участникам целесообразно в первых частях заявок указывать наименование производителя товара с соблюдением требований законодательства РФ" и электронный аукцион признан несостоявшимся.
Согласно требованиям документации об аукционе, а также инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе :"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения: а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара; б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
*** Участнику закупки необходимо указать наименование места происхождения товара или наименование производителя (в соответствии с подпунктом "б", пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе)".
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, при этом ни в документации об аукционе ни в инструкции по заполнению заявки не установлена ссылка на Гражданский кодекс РФ, которым руководствуется единая комиссия при принятии решения об отклонении заявок на участие в аукционе.
Комиссия считает, что место происхождения поставляемого товара не должно идентифицироваться единой комиссией и не относится к конкретным показателям такого товара, следовательно, не может служить основанием для отказа в допуске к участию в аукционе, если участник, в соответствии с требованиями установленными в документации об аукционе к составу и содержанию заявки на участие в аукционе, указал место происхождение товара "Россия".
В силу части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Федерального закона "О контрактной системе" участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Участники в заявках на участие в аукционе указали конкретные показатели в соответствии с требованиями установленными в документации об аукционе, таким образом участники аукциона указав место происхождения товара "Россия" исполнили требования закона о контрактной системе и документации об аукционе, а единая комиссия, в свою очередь, в нарушение частей 1,3,4,5 статьи 67 Закона о контрактной системе неправомерно отклонила заявки на участие в аукционе.
31.12.2014 г. в силу вступили изменения Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" согласно которым В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Документация об аукционе размещена на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 31.12.2014 г. в 17:26 ч., таким образом заказчик изначально в документации об аукционе установил незаконные требования к содержанию заявки на участие в аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией также установлено:
1) в нарушение пункта 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе нет ссылки на положения документации, которым не соответствуют отклоненные от участия в аукционе заявки.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, который должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Датой составления протокола установлена 09.12.2015 г., тогда как датой составления протокола является 09.01.2015 г.
2) в нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, в пункте 6.4 проекта муниципального контракта установлено: "Срок действия обеспечения исполнения Муниципального контракта в форме банковоской гарантии - не менее чем до 01.02.2015 г.", тогда как в пункте 11.1 вышеуказанного контракта установлено: "Контракт вступает в силу со 02.02.2015 г. и действует с учетом оплаты в установленные Муниципальным Контрактом сроки до 30.04.2015 года".
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Гузоева Руслана Магомедовича обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика - МОУ "Лицей N1" г. Тырныауз, единой комиссии заказчика нарушение требований части 3 статьи 66, пункта 2 части 1 статьи 64, частей 1,3,4,5 и пункта 2 части 6 статьи 67, части 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику, единой комиссии заказчика, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Передать соответствующему должностному лицу УФАС по КБР материалы дела 07-05/15 для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд КБР в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 21 января 2015 г. N 07-05/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.01.2015