Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 января 2015 г. N 04-02/460
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия по контролю в сфере закупок), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строй-Сервис" (далее - ООО "Строй-Сервис", заявитель) исх. от 31.12.2014 (вх. от 12.01.2015 NN 4эл, 18) на действия заказчика - Дорожного агентства Республики Коми при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Цилемский", МО МР "Ижемский" в 2015 - 2017 г.г. (ЭА-1262)", извещение N 0107200002714001560 (далее - закупка, электронный аукцион, жалоба),
при участии:
- <_>,
УСТАНОВИЛА:
1. ООО "Строй-Сервис", Дорожное агентство Республики Коми, Министерство финансов Республики Коми, закрытое акционерное общество "Сбербанк-Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ") надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Министерством финансов Республики Коми исх. от 16.01.2015 N 20-17/31 (вх. от 16.01.2015 N 70эл, от 19.01.2015 N 292) заявлено о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.
На рассмотрении жалобы представители Министерства финансов Республики Коми, ЗАО "Сбербанк - АСТ" отсутствуют, что с учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы не препятствует ее рассмотрению по существу.
ООО "Строй-Сервис" обжалует действие заказчика - Дорожного агентства Республики Коми в виде принятия решения о признании заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта по результатам осуществлении закупки способом электронного аукциона.
Дорожным агентством Республики Коми в отзыве на жалобу исх. от 16.01.2015 N 12/99 (вх. от 19.01.2015 N 242) и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно доводов жалобы.
2. Комиссия по контролю в сфере закупок в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучив материалы жалобы, заслушав представителей ООО "Строй-Сервис", Дорожного агентства Республики Коми, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось Дорожное агентство Республики Коми.
Уполномоченным органом осуществления закупки явилось Министерство финансов Республики Коми.
Наименование объекта закупки - Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Цилемский", МО МР "Ижемский" в 2015 - 2017 г.г. (ЭА-1262).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 261 674 237,57 рублей.
Источником финансирования закупки явились средства республиканского бюджета Республики Коми.
Документация об электронном аукционе (ЭА-1262) по определению подрядчика для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог в МО МР "Усть-Цилемский", МО МР "Ижемский" в 2015 - 2017 г.г. (далее - документация об электронном аукционе) утверждена письмом заместителя руководителя Дорожного агентства Республики Коми исх. от 13.11.2014 N 12/7281.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0107200002714001560, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 21.11.2014.
2.2. По части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
В соответствии с частями 1 - 7 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно частям 1-5 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пунктам 2, 6, 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе:
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
- установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.
Аналогичные пунктам 2, 6, 7 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе требования к содержанию банковской гарантии определены подпунктами 2, 6, 7 пункта 2 части 18 "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению" раздела I документации об электронном аукционе.
Согласно Переченя документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Дополнительными требованиями к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", "Правилами ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий") (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 N 1339) (далее - Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005) Бенефициар одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии (далее - требование по банковской гарантии) направляет гаранту следующие документы:
- платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
- документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
- документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).
Согласно пункта б) Дополнительных требований к банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2014 N 1339), банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с учетом требований, в том числе недопустимости включения в банковскую гарантию требований о предоставлении заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии документов, не включенных в перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 N 1005.
В соответствии с частями 5-7 статьи 45 Закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.
Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий;
2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.
Разделом II "Информационная карта" документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта), извещением о проведении электронного аукциона установлен размер обеспечения исполнения контракта - 10 % начальной (максимальной) цены контракта - 26 167 423,76 рублей.
Пунктом 16 Информационной карты определено, наряду с прочим: "Срок предоставления обеспечения исполнения контракта - в сроки, установленные для заключения контракта в соответствии с п. 21 раздела I настоящей документации.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Условия банковской гарантии:
- право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;
- обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
1. Уплатить Заказчику неустойки (штраф, пени) предусмотренные Контрактом.
2. Возместить Заказчику убытки, причиненные, при исполнении обязательств по Контракту, в том числе в случае повреждения имущества.
3. Возместить Заказчику убытки, причиненные в результате некачественно выполненных работ.
4. Возместить Заказчику расходы на устранение недостатков выполненных работ".
2.3. По результатам проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона N 0107200002714001560-3 от 15.12.2014, размещен на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" 15.12.2014, на официальном сайте 16.12.2014) победителем электронного аукциона определено ООО "Строй-Сервис".
Дорожным агентством Республики Коми оператору электронной площадки 16.12.2014 направлен проект государственного контракта.
Оператором электронной площадки проект государственного контракта направлен ООО "Строй-Сервис" 16.12.2014.
ООО "Строй-Сервис" 22.12.2014 размещен протокол разногласий по контракту, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона - ООО "Строй-Сервис".
Дорожным агентством Республики Коми 23.12.2014 повторно размещен в единой информационной системе проект контракта без усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени заказчика, с указанием в отдельном документе причин отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания ООО "Строй-Сервис".
ООО "Строй-Сервис" 26.12.2014 направлен оператору электронной площадки проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта - банковскую гарантию N 14/БГ-1010 от 26.12.2014, выданную Коммерческим Банком "Центрально-Европейский Банк) (общество с ограниченной ответственностью) (далее - банковская гарантия), подписанные усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника электронного аукциона - ООО "Строй-Сервис".
Дорожным агентством Республики Коми 30.12.2014 сформирован и размещен на официальном сайте и на сайте электронной площадки протокол об отказе от заключения государственного контракта N 0107200002714001560-4, из содержания которого следует, что в связи с тем, что банковская гарантия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, документации об электронном аукционе, она не может являться обеспечением исполнения обязательств по контракту; на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе ООО "Строй-Сервис" признано уклонившимся от заключения государственного контракта.
На заседании Комиссии Коми УФАС России установлено, что банковская гарантия не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, документации об электронном аукционе:
- банковская гарантия не содержит указанных в пункте 16 Информационной карты обязательств принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
- банковская гарантия не содержит отлагательного условия, предусматривающего заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении;
- пунктом 7 банковской гарантии определен перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, не соответствующий Перечню документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005.
Следовательно, банковская гарантия не является надлежащим обеспечением исполнения контракта.
Действие заказчика - Дорожного агентства Республики Коми в виде принятия решения о признании ООО "Строй-Сервис" уклонившимся от заключения государственного контракта по причине непредставления (ненадлежащего представления) обеспечения контракта соответствует требованиям части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Строй-Сервис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 19 января 2015 г. N 04-02/460
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.01.2015