Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 марта 2015 г. N 02-06/33-15
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - _________ - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
___________ - специалист 1 разряда отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
___________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в отсутствие представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница" (далее - ГБУ РМЭ "РКБ"), заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СанПлит" (далее - ООО "СанПлит"), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "СанПлит" на действия ГБУ РМЭ "РКБ" при проведении запроса предложений на выполнение работ по ремонту операционного отделения ГБУ РМЭ "РКБ" (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0308200003115000072 от 06.03.2015),
установила:
ГБУ РМЭ "РКБ" проводился запрос предложений на выполнение работ по ремонту операционного отделения ГБУ РМЭ "РКБ" (номер извещения на официальном сайте 0308200003115000072 от 06.03.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "СанПлит" на действия ГБУ РМЭ "РКБ" при проведении указанного запроса предложений.
Заявитель полагает, что заказчик неправомерно проводит закупку в форме запроса предложений, поскольку положения статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не предполагают проведение запроса предложений для данного предмета закупки.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения, представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Главным врачом ГБУ РМЭ "РКБ" ___________ утверждена документация по проведению запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту операционного отделения ГБУ РМЭ "РКБ".
Извещение о проведении запроса предложений, документация на выполнение работ по ремонту операционного отделения ГБУ РМЭ "РКБ" размещены на официальном сайте 06.03.2015 (код закупки 0308200003115000072).
Начальная (максимальная) цена контракта: 2285019 руб. 60 коп.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений: 12.03.2015 08:00.
Согласно части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем запроса предложений, в том числе, в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 названного Федерального закона.
Из части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе следует, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 указанного Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 названного Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 названного Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссией Марийского УФАС России установлено, что ГБУ РМЭ "РКБ" 29.01.2015 был объявлен аукцион в электронной форме на выполнение работ по ремонту операционного отделения ГБУ РМЭ "РКБ" с начальной (максимальной) ценой контракта 2285019 руб. 60 коп (номер извещения на официальном сайте 0308200003115000031). 06.03.2015 года аукционной комиссией заказчика повторно (на основании предписания по делу 02-06/21-15 от 17.02.2015) рассмотрены первые части заявок участников названного электронного аукциона и принято решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе всем участникам закупки.
В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 данной статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся (часть 8 статьи 67 Закона о контрактной системе).
Соответственно аукционной комиссией 06.03.2015 проведенный электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании изложенного, заказчиком правомерно выбран такой способ закупки, как запрос предложений.
Между тем, в нарушение части 4 статьи 71 Закона о контрактной системе заказчиком не внесены необходимые изменения в план-график.
Согласно пункту 4.1.1. документации о запросе предложений заявки на участие в запросе предложений подаются участниками закупки в сроки и порядке, установленные в извещении о проведении запроса предложений и "Информационной карте запроса предложений".
В информационной карте проводимого запроса предложений (часть II. документации) указано, что заявки на участие в запросе предложений, окончательные предложения подаются по адресу: Российская Федерация, 424037, г. Йошкар-Ола, ул. Осипенко, 33, каб. менеджера. Подача заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений в форме электронных документов осуществляется по адресу е-mail: rkb-torgi@mail.ru.
Однако из части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе следует, что в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 названного Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений. При этом указанные заявки, окончательные предложения и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием единой информационной системы.
В соответствии с частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и сроки ввода в эксплуатацию единой информационной системы. До ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В настоящее время единая информационная система не введена в эксплуатацию, функционалом официального сайта не предусмотрена возможность подачи заявки в форме электронного документа.
Поскольку Закон о контрактной системе не предусматривает возможность подачи заявок на участие в запросе предложений на электронную почту заказчика, то указание ГБУ РМЭ "РКБ" в документации о проводимом запросе предложений возможности подачи заявок в форме электронного документа на электронный адрес заказчика является нарушением части 1 статьи 5 Закона о контрактной системе.
Согласно части 13 статьи 83 Закона о контрактной системе в единой информационной системе в день вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
Заказчиком 12.03.2015 на официальном сайте опубликована выписка из протокола N 0308200003115000072-1 от 12.03.2015 проведения запроса предложений, согласно которой на участие в названном запросе предложений поступило три заявки, которым присвоены соответствующие порядковые номера. Заявка с порядковым номером 1 отстранена от участия в запросе предложений (не представлена выписка из ЕГРЮЛ или в нотариальном порядке заверенная копия такой выписки), также в названной выписке указано следующее:
N п/п |
Наименование |
|
1 |
Цена контракта |
2 273 594,50 рублей |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
|
2.1 |
Качество работ |
Сведения представлены на 79 стр. |
3 |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие у него финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
3.1 |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
Сведения представлены (2) |
3.2 |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
Сведения представлены (8) |
3.4 |
Деловая репутация участника закупки |
Сведения представлены (2) |
Между тем, Комиссия Марийского УФАС России считает, что в выписке из протокола N 0308200003115000072-1 от 12.03.2015 проведения запроса предложений, в нарушение части 13 статьи 83 Закона о контрактной системе, не полностью указаны условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, поскольку из пункта 2.1. приведенной таблицы относительно предложенного качества работ в лучшей заявке возможно только определить на каком количестве страниц содержится данное предложение. На основании указанной информации другому участнику закупки становится невозможно улучшить свое предложение относительно качества предлагаемых к выполнению работ.
Довод представителя заказчика, что данное предложение объемно, соответственно не представляется возможным указать его полностью в выписке из протокола, подлежит отклонению Комиссией Марийского УФАС России, поскольку Закон о контрактной системе не ограничивает количество страниц, которые может содержать документ, размещаемый на официальном сайте.
В приложении N 1 к информационной карте запроса предложений заказчик устанавливает критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, их содержание и значимость.
Одним из нестоимостных критериев оценки являются качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 2 Приложения N1 к информационной карте запроса предложений предметом оценки (по качественным, функциональным и экологическим характеристикам объекта закупки) является показатель "Качество работ". Оценивается развернутое предложение участника закупки о качестве работ, оформляемое в произвольной форме.
Указанное предложение должно включать:
- предложения по методологии выполнения работ (порядок и последовательность выполнения работ, используемые методы (схемы, способствующие повышению уровня качества выполнения работ), применяемые исполнителем локальные акты, способствующие повышению уровня качества работ);
- предложения по используемым при выполнении работ технологиям;
- предложения по контролю качества работ (информацию о проведении внутреннего контроля качества за выполняемыми работами и выполнения их в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации).
Баллы по показателю присваиваются от 0 до 100 баллов в зависимости от совокупности признаков, которые позволяют выявить наиболее предпочтительные для заказчика (лучшие) из представленных участниками закупки предложений. К таким признакам относятся следующие параметры:
а) предложенная методология и технология выполнения работ позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ по разработке проектно-сметной документации;
б) соответствие предложения о качестве работ требованиям законодательства, в том числе Градостроительного кодекса Российской Федерации и подзаконных актов, принятых в соответствии с данным федеральным законом;
в) предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ и обеспечить надлежащее качество выполняемых работ.
Баллы по показателю начисляются по следующей шкале:
- предложение о качестве работ с приложениями не представлено или представлено, но не отвечает по содержанию требованиям настоящей документации о проведении запроса предложений или предложение содержит положения, не соответствующие действующему на момент окончания подачи заявок законодательству - 0 баллов;
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей документацией о проведении запроса предложений и требованиями законодательства, но предложенные методология и технология выполнения работ не позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ на объекте Заказчика, предложенная система контроля качества не позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ и обеспечить надлежащее качество выполняемых работ - 25 баллов;
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей документации о проведении запроса предложений и требованиями законодательства, но предложенные методология и технология выполнения работ не позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ на объекте Заказчика, однако предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ - 50 баллов;
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей документации о проведении запроса предложений и требованиями законодательства, предложенные методология и технология выполнения работ позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ на объекте Заказчика, но предложенная система контроля качества не позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ и обеспечить надлежащее качество выполняемых работ - 75 баллов;
- предложение разработано в соответствии с требованиями настоящей документацией о проведении запроса предложений и требованиями законодательства, предложенные методология и технология выполнения работ позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ на объекте Заказчика, предложенная система контроля качества позволяет обеспечить соблюдение применяемой методологии и технологии выполняемых работ и обеспечить надлежащее качество выполняемых работ - 100 баллов.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Соответственно при осуществлении закупок заказчику необходимо руководствоваться данными принципами.
Между тем, одним из признаков, которые позволяют выявить лучшие условия из представленных участниками закупки предложений является предложенная методология и технология выполнения работ, которые позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ по разработке проектно-сметной документации, хотя объектом закупки является выполнение ремонтных работ.
К тому же перечисленные показатели не раскрывают значение критерия - качественные, функциональные и экологические характеристики.
На вопрос Комиссии Марийского УФАС России, по каким документам в составе заявки (или другим данным) при описании качественных характеристик выполняемых работ, единая комиссия заказчика определяет, что предложенная методология и технология выполнения работ не позволяют обеспечить высокое качество выполнения работ или наоборот - позволяют, ответа от представителя заказчика не последовало.
Из итогового протокола N 0308200003115000072-1 проведения запроса предложений следует, что окончательные предложения на участие в проводимом запросе предложений направили ООО "Силби" и ООО "РентгенСнаб".
Оба участника закупки при описании качественных, функциональных и экологических характеристик указали, что при выполнении работ будут соблюдены требования технических регламентов, правил пожарной безопасности, СНиП, различных приказов Ростехнадзора и иных нормативных документов; также приведена дефектная ведомость на ремонт операционного отделения; прописаны гарантийные обязательства.
Однако количество баллов, присвоенных единой комиссией названным участникам закупки по данному критерию различно: ООО "Силби" - 25 баллов, а ООО "РентгенСнаб" - 100 баллов.
Соответственно нарушение заказчиком статьи 6 Закона о контрактной системе, а именно несоблюдение принципов Закона о контрактной системе, привело к принятию единой комиссией субъективного решения.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "СанПлит" необоснованной.
2.Признать в действиях государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл "Республиканская клиническая больница" нарушение части 1 статьи 5, статьи 6, части 4 статьи 71, части 13 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела N 02-06/33-15 уполномоченному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии __________
Члены Комиссии: __________
_________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 марта 2015 г. N 02-06/33-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.03.2015