Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 февраля 2015 г. N 02-06/27-15
Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
Заместитель председателя Комиссии - ___________ - заместитель руководителя - начальник отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов;
члены Комиссии:
____________ - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
____________ - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителей:
заказчика - Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл (далее - Министерство культуры, заказчик):
_____________
в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "РусЭкспертСтрой" (далее - ООО "РусЭкспертСтрой"), надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "РусЭкспертСтрой" на положения конкурсной документации открытого конкурса на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ на объекте: "Марийская государственная филармония им. Я.Эшпая (II очередь), проводимого Министерством культуры (номер извещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг http://www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 0108200000915000006 от 02.02.2015),
установила:
Министерством культуры проводился открытый конкурс на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ на объекте: "Марийская государственная филармония им. Я.Эшпая (II очередь) (номер извещения на официальном сайте 0108200000915000006 от 02.02.2015).
В Марийское УФАС России поступила жалоба ООО "РусЭкспертСтрой" на положения конкурсной документации названного открытого конкурса.
Заявитель указывает, что часть работ, предусмотренных техническим заданием, относится не к работам по строительному контролю, а к функции заказчика-застройщика при проведении технического надзора, поэтому заказчик объединил в один лот функционально и технологически не связанные работы. Податель жалобы также указал, что начальная (максимальная) цена контракта определена заказчиком неверно.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной, поддержал письменные пояснения (исх. N 956 от 26.02.2015), представленные в ходе рассмотрения жалобы.
При рассмотрении жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Марийским УФАС России проведена внеплановая проверка процедуры закупки. В результате внеплановой проверки, оценки представленных доказательств установлено следующее.
Приказом Министерства культуры N 24-вр от 02.02.2015 "О проведении открытого конкурса" утверждена конкурсная документация по проводимой закупке.
Извещение о проведении открытого конкурса, конкурсная документация на оказание услуг по строительному контролю при выполнении работ на объекте: "Марийская государственная филармония им. Я.Эшпая (II очередь) размещены на официальном сайте 02.02.2015 (код закупки 0108200000915000006).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе: 25.02.2015 09:00.
Дата и время вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 25.02.2015 09:00.
Дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: 03.03.2015.
Согласно Техническому заданию (часть III. конкурсной документации) победитель указанного открытого конкурса (исполнитель по государственному контракту) выполняет, в том числе, следующие виды работ:
е) своевременно предъявляет претензии к подрядным организациям, поставщикам, проектно-изыскательским и другим организациям за невыполнение и ненадлежащее выполнение договорных обязательств.
н) в необходимых случаях организует по согласованию с Государственным заказчиком внесение изменений в проектно-сметную документацию, ее переутверждение и изменение сроков завершения отдельных видов работ;
о) по согласованию с Государственным заказчиком принимает решение о временном прекращении работ и консервации объекта;
р) принимает от подрядчика законсервированный объект и организует его охрану;
у) определяет режим эксплуатации объекта в период пробной эксплуатации, пуска и гарантийного срока эксплуатации;
ф) принимает от подрядчика на основании акта приема-передачи объект и необходимую исполнительную и техническую документацию, включая гарантийные обязательства;
ш) доводит до Государственного заказчика в письменной форме в течение одного дня после окончательного расчета по государственному контракту, заключенному Государственным заказчиком с подрядчиком, сведения об исполнении контракта;
В рамках реализации настоящего контракта выполняет иные поручения Государственного заказчика, предусмотренные нормативными правовыми актами в области проектирования и строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 468) утвержден, в том числе, перечень видов работ при осуществлении строительного контроля заказчиком. Данный перечень видов работ не предусматривает выполнение работ, указанных заказчиком в пунктах "е", "н", "о", "р", "у", "ф" и "ш" технического задания.
Довод заказчика, что перечень видов работ по строительному контролю, утвержденный Постановлением N 468 не является исчерпывающим, соответственно указание дополнительных пунктов в техническом задании не нарушает действующее законодательство, отклоняется комиссией Марийского УФАС России, поскольку работы, предусмотренные указанными пунктами технического задания в соответствии с Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1998 N 16 "Об утверждении Положения о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре" относятся к функции заказчика-застройщика.
Вместе с тем, понятия "строительный контроль" и "технический надзор" не являются однородными.
В соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство (подрядчиком), а в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, о чем свидетельствует содержание Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением N 468 (далее - Положение о проведении строительного контроля).
Вместе с тем, осуществление технического надзора при строительстве определен в Положении о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 г. N 16 (далее - Положением о заказчике-застройщике).
Согласно пункту 1.1 Положения о заказчике-застройщике заказчиком-застройщиком являются единые заказчики в городах, на территории автономных республик, краев и областей по строительству жилых домов, объектов социально-культурной сферы и коммунального хозяйства в лице управлений (отделов) капитального строительства Советов Министров автономных республик, исполкомов Советов народных депутатов, предприятий или организаций.
Кроме того, как следует из пункта 1.2 Положения о заказчике-застройщике заказчик-застройщик является юридическим лицом, распоряжается денежными средствами, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, и всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства, а также имеет печать со своим наименованием.
Как следует из пункта 6.1 Положения о заказчике-застройщике технический надзор осуществляется единым заказчиком, дирекцией строящихся предприятий, дирекцией действующих предприятий (организаций), а также специальным аппаратом (группой) технического надзора в течение всего периода вновь начинаемого строительства предприятий, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий промышленности, транспорта, энергетики, связи, мелиорации и водного хозяйства, сельского хозяйства и объектов другого назначения, а также строительства, реконструкции и расширения жилищно-гражданских зданий и сооружений.
Таким образом, действующее законодательство разграничивает деятельность по строительному контролю и техническому надзору по следующим критериям:
- различная нормативная регламентация указанных видов деятельности;
- различный перечень мероприятий, проводимых в рамках данных видов деятельности;
- различные этапы строительной деятельности (проведение строительного контроля осуществляется на стадии строительства после получения разрешительных документов, тогда как технический надзор проводится и на стадии выполнения работ по инженерным изысканиям, архитектурно-строительного проектирования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как следует из пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Между тем, заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе при описании предмета закупки объединил в один лот выполнение функционально и технологически несвязанных работ. Соответственно данный довод жалобы обоснован.
В разделе IV. конкурсной документации заказчиком указано, что расчет начальной (максимальной) цены контракта проведен проектно-сметным методом в соответствии с Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567. Данный расчет основан на стоимости оказания услуг по строительному контролю в базисных ценах по состоянию на 01.2000 года (данные указаны со сводного сметного расчета) с применением дефляторов.
Соответственно обоснование начальной (максимальной) цены контракта определено согласно Постановлению N 468 и Закону о контрактной системе. Указанный довод жалобы не обоснован.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт, в том числе, включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В нарушение данной нормы Закона о контрактной системе в конкурсной документации отсутствуют сроки оплаты выполненных работ (оказанных услуг): в пункте 2.1. проекта контракта указано, что оплата услуг по настоящему контракту осуществляется Государственным заказчиком за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл в соответствии с лимитами финансирования по мере выделения средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл.
На момент проведения заседания Комиссии контракт не заключен, процедура закупки приостановлена в части заключения контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1.Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РусЭкспертСтрой" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл нарушение части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3.Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела N 02-06/27-15 уполномоченному лицу для возбуждения административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии -________
Члены Комиссии: ___________
____________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 27 февраля 2015 г. N 02-06/27-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.03.2015