Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 февраля 2015 г. N 05-05-06/7-15
Резолютивная часть решения объявлена 13.02.2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 18.02.2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: Хаджиев Ф.А. - и.о. руководителя Тывинского УФАС России,
Члены Комиссии:
Ооржак А.О. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Черепанов А.В. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Дамба-Хуурак Ч.О. - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти.
При участии в рассмотрении жалобы:
от государственного заказчика:
- "_", действующая на основании доверенности N "_" от "_"5 года;
рассмотрев жалобу (вх. N 524 от 09.02.2015 года) Общества с ограниченной ответственностью "Центр повышения энергетической эффективности" ("_") на положения аукционной документации аукциона в электронной форме N 0112200000815000168 на оказание услуг по проведению энергетического обследования энергоаудита и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно письменным доводам ООО "Центр повышения энергетической эффективности", в аукционной документации на оказание услуг по проведению энергетического обследования энергоаудита установлены требования к участникам закупки, не соответствующие законодательству, а именно о наличии:
- свидетельства о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства;
- свидетельства о допуске к работам по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обследования, о перечне инженерно-технических мероприятий;
- свидетельства о допуске к работам по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВт включительно и их сооружений
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы и пояснила, что предметом данного аукциона является не только оказание услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита), но и разработка программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на объекте дизельная электрическая станция Тоора-Хемская ДЭС Муниципального унитарного предприятия "Тоджинская ДЭС". При этом, программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должна содержать экономическое и техническое обоснование мероприятий, в том числе строительство, реконструкция и модернизация источника электроснабжения. Кроме этого, основной целью разработки и утверждения программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности МУП "Тоджинская ДЭС" является включение мероприятий в подпрограмму - инвестиционные проекты в электроснабжении, Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения с. Тоора-Хем. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 года "Об инвестиционных программах субъектов электроэнергетики" утверждена форма Инвестиционных программ, представляемых на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, где отражается стоимость строительства объектов, согласно проектной документации. Приказом Службы по тарифам Республики Тыва от 15.04.2014 года N 18-од утверждены требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих на территории Республики Тыва регулируемые виды деятельности. На основании вышеизложенного, установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Рассмотрев жалобу, выслушав доводы лица участвующего в рассмотрении жалобы и проведя внеплановую документарную проверку аукциона в электронной форме N 0112200000815000168, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 07.02.2015 года размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0112200000815000168 на оказание услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита), начальная (максимальная) цена контракта 909 000,00 рублей.
Документация аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита) утверждена приказом Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок от 29.01.2015 года N 105.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должно содержать предъявляемые участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- непроведение ликвидации участника закупки юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно измененного извещения о проведении электронного аукциона N 0112200000815000168 от 07.02.2015 года к участникам закупки установлены дополнительные требования, а именно наличие свидетельства о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства; свидетельства о допуске к работам по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обследования, о перечне инженерно-технических мероприятий; свидетельства о допуске к работам по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВт включительно и их сооружений (в соответствии с п.2 ст. 47 Градостроительного Кодекса Российской Федерации).
Аналогичные требования также установлены в пункте 16 части II "Информационная карта электронного аукциона" аукционной документации.
Таким образом и на основании изложенного следует, что в составе заявок участникам аукциона в электронной форме N 0112200000815000168 на оказание услуг по проведению энергетического обследования (энергоаудита) необходимо представить свидетельство о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства; свидетельство о допуске к работам по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обследования, о перечне инженерно-технических мероприятий; свидетельство о допуске к работам по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВт включительно и их сооружений.
При этом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы при установлении указанных требований к участникам аукциона в электронной форме N 0112200000815000168 не учтено следующее.
Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В силу части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Министерство регионального развития Российской Федерации приказом от 30.12.2009 N 624 утвердило Перечень видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов (далее - Перечень N 624).
В части III аукционной документации аукциона в электронной форме N 0112200000815000168 (Техническое задание), а именно в пункте 8 указаны наименования выполняемых работ с уточнением содержания: документальное изучение обследуемого предприятия; техническое изучение обследуемого предприятия; оценка состояния энергетических систем; анализ эффективности использования ТЭР на предприятии; составление энергетического паспорта предприятия; составление программы энергосбережения.
Изучив техническое задание аукционной документации Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что указанные работы не относятся к работам, включенным в Перечень N 624, следовательно, не требует наличия свидетельства о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства; свидетельства о допуске к работам по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обследования, о перечне инженерно-технических мероприятий; свидетельства о допуске к работам по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВт включительно и их сооружений.
Тем не менее, согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Создание и функционирование саморегулируемых организаций в области энергетического обследования должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона об энергосбережении и Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
При таких обстоятельствах уполномоченный орган - Министерство Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок установив требования к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам в области инженерных изысканий, которые оказывают влияние на безопасность объектов капительного строительства; свидетельства о допуске к работам по подготовке сведений о наружных сетях инженерно-технического обследования, о перечне инженерно-технических мероприятий; свидетельства о допуске к работам по подготовке проектов наружных сетей электроснабжения не более 110 кВт включительно и их сооружений существенно ограничил количество участников закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены в статье 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Таким образом, уполномоченным органом - Министерством Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок в нарушение частей 2, 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в аукционной документации аукциона в электронной форме N 0112200000815000168 установлены требования к участникам закупки о наличии свидетельств, что в свою очередь приводит (может привести) к ограничению количества участников закупки.
В связи с чем, довод ООО "Центр повышения энергетической эффективности" о неправомерном установлении требований к участникам закупки является обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 108 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Тывинского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр повышения энергетической эффективности" обоснованной.
2. Признать в действиях уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд", части 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установления в аукционной документации требований к услугам ограничивающих количество участников закупки.
3. Выдать уполномоченному органу -- Министерству Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии А.О. Ооржак
А.В. Черепанов
Ч.О. Дамба-Хуурак
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 18 февраля 2015 г. N 05-05-06/7-15
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.02.2015