Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 декабря 2014 г. N 06-1019/14т
изготовлено в полном объеме 12 января 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Даниловой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - ООО "Меркурий", заявитель, Общество): Мазур Т.В. (представитель по доверенности),
от Единой комиссии и государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, Упрдор): Кузьмин А.А. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Якутск - Покровск - Олекминск - Дабан - Чапаево - Турукта - Ленск с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголлох ("Умнас") на участке км 393.75- км 670 в Олекминском улусе. Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Малая Черепаниха км 623+260 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе.Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Большая Черепаниха км 632+404 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе. Комплексработ по содержанию м.п. ч/з р.Кяччи км640+889 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе (извещение N 0116200007914012332), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
22 декабря 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Якутск - Покровск - Олекминск - Дабан - Чапаево - Турукта - Ленск с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголлох ("Умнас") на участке км 393.75- км 670 в Олекминском улусе. Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Малая Черепаниха км 623+260 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе.Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Большая Черепаниха км 632+404 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе. Комплексработ по содержанию м.п. ч/з р.Кяччи км640+889 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе (извещение N 0116200007914012332).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 29 декабря 2014 года в 14 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, представитель ООО "Меркурий" жалобу поддержала в полном объеме и пояснила следующее.
По итогам подведения результатов проведения электронного аукциона ООО "Меркурий" признано победителем электронного аукциона, как единственный участник закупки.
Между тем, при процедуре заключения государственного контракта, заказчик в нарушение ст. 34, ст. 70 Закона о контрактной системе указал стоимость выполнения работ 119 962 927, 52 руб. минус цена НДС 18% - 18 299 429, 63 руб., тем самым снизив цену контракта на сумму НДС.
Считает, что снижение стоимости цены контракта неправомерным, поскольку цена контракта является твердой. Указывает, что в отношении ООО "Меркурий" применяется упрощенная система налогообложения (далее - УСН 6%).
Также указывает, что Обществом 16 декабря и 23 декабря 2014 года были направлены заказчику протоколы разногласий с просьбой изложить текст п. 3.1 проекта контракта, а именно указать сумму контракта без указания суммы НДС, а также прикреплен вместе с данным протоколом документ, уведомляющий о том, что в отношении заявителя применяется упрощенная система налогообложения.
Ссылается на письма Минэкономразвития РФ, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог в РС (Я)" с жалобой не согласился и пояснил следующее.
Указывает, что заказчиком снижение цены контракта на сумму НДС обоснован тем, что Счетной палатой РС (Я) была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств.
По результатам проведенной проверки было указано, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом НДС, следовательно, победители закупок, применяющие УСН, получают дополнительный доход в виде сумм НДС в цене государственного контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
13 ноября 2014 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение N 0116200007914012332 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Якутск - Покровск - Олекминск - Дабан - Чапаево - Турукта - Ленск с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголлох ("Умнас") на участке км 393.75- км 670 в Олекминском улусе. Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Малая Черепаниха км 623+260 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе.Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Большая Черепаниха км 632+404 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе. Комплексработ по содержанию м.п. ч/з р.Кяччи км640+889 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе, а также аукционная документация.
До окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила одна заявка.
02 декабря 2014 года проведена процедура рассмотрения единственной заявки участника закупки ООО "Меркурий", о чем составлен протокол N 0116200007914012332-2.
Согласно указанному протоколу, заявка единственного участника закупки признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Электронный аукциона признана несостоявшимся.
На момент рассмотрения дела государственный контракт не заключен.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Меркурий" признала обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует снижение цены контракта на сумму НДС (18 %). Указывает, что Общество находится на упрощенной системе налогообложения.
Согласно протоколу N 0116200007914012332-2 от 02 декабря 2014 года заявка единственного участника закупки ООО "Меркурий" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
При заключении контракта заказчик снизил цену контракта на сумму НДС (18%).
Согласно чч. 4, 5 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, 16 декабря 2014 года участником закупки ООО "Меркурий" направлен заказчику протокол разногласий б/н и уведомление о применении Обществом упрощенной системы налогообложения (уведомление Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Олекминскому улусу РС (Я) N 03-26/1 от 01.12.2003 г.). В протоколе разногласий ООО "Меркурий" указало на то, что в связи с применением упрощенной системы налогообложения Общество не является плательщиком НДС, и просило из текста государственного контракта исключить указание на то, что в цену контракта включен НДС.
18 декабря 2014 года государственный заказчик направил в адрес Общества письмо за исх. N 04/2344, в котором отказывался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания ООО "Меркурий" и с предложением заключить контракт в изначальной редакции.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Материалами дела установлено, что заявка единственного участника закупки ООО "Меркурий" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении ООО "Меркурий" применяется упрощенная система налогообложения. Данный факт представителем заказчика не оспаривается.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной его победителем.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Материалами дела установлено, что проект контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Якутск - Покровск - Олекминск - Дабан - Чапаево - Турукта - Ленск с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголлох ("Умнас") на участке км 393.75- км 670 в Олекминском улусе. Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Малая Черепаниха км 623+260 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе.Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Большая Черепаниха км 632+404 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе. Комплексработ по содержанию м.п. ч/з р.Кяччи км640+889 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе вышеуказанной оговорки не содержит. С данным фактом представителем заказчика не оспаривается.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вышеуказанная позиция отражена в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2010 года по делу N А05-20849/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.07.2012 г. по делу N А38-4507/2011, постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 г. по делу N А53-17385/2011, в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.12.2013 года по делу N А58-3712/2013.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных писем и сложившейся судебной практики, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" нарушено требование ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Меркурий" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Меркурий" на действия заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Якутск - Покровск - Олекминск - Дабан - Чапаево - Турукта - Ленск с подъездами к г. Покровск, п. Мохсоголлох ("Умнас") на участке км 393.75- км 670 в Олекминском улусе. Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Малая Черепаниха км 623+260 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе.Комплекс работ по содержанию м.п. ч/з р.Большая Черепаниха км 632+404 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе. Комплексработ по содержанию м.п. ч/з р.Кяччи км640+889 на а/д "Умнас" в Олекминском улусе (извещение N 0116200007914012332) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику ГКУ Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: Т.А. Нанова
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 декабря 2014 г. N 06-1019/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.01.2015