Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 января 2015 г. N 06-1024/14т
изготовлено в полном объеме 15 января 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Нановой Т.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Бриз" (далее - ООО "Бриз", заявитель): Бакановская О.В., Жулляров И.Е. (представители по доверенности),
от государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, Упрдор): Кузьмин А.А. Сидорова Д.И. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Бриз" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Кюбюме (752-й км "Колыма") - Куйдусун - граница Магаданской области ("Оймякон") (извещение N 0116200007914012336), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
25 декабря 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Бриз" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Кюбюме (752-й км "Колыма") - Куйдусун - граница Магаданской области ("Оймякон") (извещение N 0116200007914012336).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 12 января 2015 года в 12 часов 00 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, представители ООО "Бриз" жалобу поддержали в полном объеме и пояснили следующее.
08 декабря 2014 года на официальном сайте размещен протокол N 0116200007914012336-2, в соответствии с которым аукцион признан несостоявшимся, заявка на участие в электронном аукционе ООО "Бриз" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
12 декабря 2014 года заказчиком размещен проект контракта, в котором стоимость контракта указана с НДС.
ООО "Бриз" направил заказчику протокол разногласий в связи с тем, что в отношении общества применяется упрощенная система налогообложения (подтверждается уведомлением МРИ ФНС). Заказчик разместил отказ на протокол разногласий со ссылкой на часть 4 статьи 70 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что электронный аукцион признан несостоявшимся, ООО "Бриз" предоставило согласие на заключение контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Кюбюме (752-й км "Колыма") - Куйдусун - граница Магаданской области ("Оймякон") в соответствии с требованиями документации о закупке и указал цену, по которой согласен заключить контракт без указания НДС.
Также обращают внимание на то, что срок исполнения государственного контракта составляет 4 года. Сумма контракта в размере 116 763 993 руб. разделена по годам, т.е. на один отчетный год доходы ООО "Бриз" по заключенному контракту будет меньше, чем сумма, установленная в пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН, если по итогам отчетного периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктов 1 и 3 пункта 1 статьи 346 Налогового кодекса Российской Федерации, превысили 60 млн. руб.
Ссылается на письма Минэкономразвития РФ, Департамента налоговой и таможенно - тарифной политики Минфина РФ, ФАС России, на судебную практику, а также на практику антимонопольного органа.
Таким образом, заказчик отказался учесть возражения победителя аукциона, указанные в протоколе разногласий. ООО "Бриз" считает действия заказчика, выразившиеся в указании общей цены контракта с НДС, незаконными и нарушающими законные права и интересы заявителя.
Просят признать жалобу обоснованной.
Представители ГКУ "Управление автомобильных дорог в Республики Саха (Якутия)" с жалобой не согласны и пояснили следующее.
В пункте 3.1 проекта контракта указано следующее: "Общая стоимость работ по настоящему Контракту составляет __________________________ рублей, НДС ___________________ руб. Общая цена контракта с НДС"
Исключение из условий контракта отдельных его положений является неправомерным.
Указывает, что заказчиком снижение цены контракта на сумму НДС обоснован тем, что Счетной палатой РС (Я) была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств.
По результатам проведенной проверки было указано, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом НДС, следовательно, победители закупок, применяющие УСН, получают дополнительный доход в виде сумм НДС в цене государственного контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
13 ноября 2014 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" размещено извещение N 0116200007914012336 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Кюбюме (752-й км "Колыма") - Куйдусун - граница Магаданской области ("Оймякон"), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 116 763 993,69 руб.
02 декабря 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007914012336-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 заявки.
Аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
05 декабря 2014 года проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания степени выгодности):
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N1 |
05-12-2014 10:46:02 [GMT +9] |
116 180 173.00 |
RUR |
Заявка N1 |
08 декабря 2014 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007914012336 - 2.
Согласно данному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать заявку участника электронного аукциона ООО "Бриз" соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Электронный аукцион признан несостоявшимся.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Бриз" признала обоснованной на основании следующего.
Из сути жалобы следует, что заявитель обжалует включение в цену контракта суммы НДС. Указывает, что Общество находится на упрощенной системе налогообложения.
Согласно протоколу N 0116200007914012336-2 от 08 декабря 2014 года заявка участника закупки ООО "Бриз" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно чч. 4, 5 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, 19 декабря 2014 года участником закупки ООО "Бриз" направлен заказчику протокол разногласий. В протоколе разногласий ООО "Бриз" указало на то, что в связи с применением упрощенной системы налогообложения Общество не является плательщиком НДС, и просило из текста государственного контракта исключить указание на то, что в цену контракта включен НДС.
22 декабря 2014 года государственный заказчик направил в адрес Общества письмо с исх. N 04/2372, в котором отказывался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания ООО "Бриз" и с предложением заключить контракт в изначальной редакции.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в законе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Материалами дела установлено, что заявка участника закупки ООО "Бриз" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении ООО "Бриз" применяется упрощенная система налогообложения. Данный факт представителем заказчика не оспаривается.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной его победителем.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Материалами дела установлено, что проект контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги по содержанию автомобильной дороги Кюбюме (752-й км "Колыма") - Куйдусун - граница Магаданской области ("Оймякон") вышеуказанной оговорки не содержит. Данный факт представителями заказчика не оспаривается.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вышеуказанная позиция отражена в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2010 года по делу N А05-20849/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.07.2012 г. по делу N А38-4507/2011, постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 г. по делу N А53-17385/2011, в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.12.2013 года по делу N А58-3712/2013.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных писем и сложившейся судебной практики, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" нарушено требование ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Бриз" подлежит признанию обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Бриз" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги Кюбюме (752-й км "Колыма") - Куйдусун - граница Магаданской области ("Оймякон") (извещение N 0116200007914012336)обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику ГКУ Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: С.В. Луковцева
Т.А. Нанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 12 января 2015 г. N 06-1024/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2015