Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 января 2015 г. N 06-1027/14т
изготовлено в полном объеме 16 января 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Кырбасова В.П. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Луковцевой С.В. - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Вид 2000" (далее - ООО "Вид - 2000", заявитель): Смирников Ф.Н. (представитель по доверенности),
от государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" (далее - заказчик, Упрдор): Кузьмин А.А. Сидорова Д.И. (представители по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Вид - 2000" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 0-км 48.18- 250,11 в Вилюйском улусе РС(Я).Выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 48.18- 250,11 в Кобяйском улусе РС(Я) (извещение N 0116200007914012331), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки,
у с т а н о в и л а:
26 декабря 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Вид - 2000" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 0-км 48.18- 250,11 в Вилюйском улусе РС(Я).Выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 48.18- 250,11 в Кобяйском улусе РС(Я) (извещение N 0116200007914012331).
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) на официальном сайте размещена информация о поступлении жалобы, времени и месте ее рассмотрения.
Рассмотрение жалобы назначено на 13 января 2015 года в 15 часов 30 минут в помещении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), по адресу: город Якутск, ул. Аммосова, 18.
До рассмотрения жалобы в адрес Якутского УФАС России от заинтересованных лиц возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела, представитель ООО "Вид - 2000" жалобу поддержал в полном объеме и пояснил следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме N 0116200007914012331-2 от 08 декабря 2014 года победителем аукциона в электронной форме признано ООО "Вид 2000" с предложением о цене контракта 32 963 402,79 руб.
22 декабря 2014 года ООО "Вид 2000" в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе направил заказчику протокол разногласий, в которых просил изложить проект контракта и приложение к проекту контракта в редакции без указания НДС, а именно в пункте 3.1 проекта контракта и в приложении N 2 к проекту контракта, в связи с тем, что ООО "Вид 2000" при расчетах по налогам применяет упрощенную систему налогообложения.
24 декабря 2014 года заказчиком направлен проект контракта с приложениями без изменений.
Таким образом, заказчик отказался учесть возражения победителя аукциона, указанные в протоколе разногласий. ООО "Вид 2000" считает действия заказчика, выразившиеся в указании общей цены контракта с НДС, незаконными и нарушающими законные права и интересы заявителя.
Заказчик также не учел иные замечания к проекту контракта, а именно в пункте 3.1 в таблице по разбивке стоимости работ по годам суммы указаны в миллиардных суммах, что не соответствует ни положениям документации об электронном аукционе, ни извещения и противоречит цене, предложенной победителем закупки. В связи с чем ООО "Вид 2000" в протоколе разногласий просило исключить слово "тыс." после сумм, указанных в таблице.
ООО "Вид 2000" в протоколе разногласий также указывал, что необходимо заполнить приложение N 3 к контракту, так как не заполнена графа ежемесячная оплата за выполненные работы.
Просит признать жалобу обоснованной.
Представители ГКУ "Управление автомобильных дорог в Республики Саха (Якутия)" пояснили следующее.
В пункте 3.1 проекта контракта указано следующее: "Общая стоимость работ по настоящему Контракту составляет __________________________ рублей, НДС ___________________ руб. Общая цена контракта с НДС"
Исключение из условий контракта отдельных его положений является неправомерным.
Указывает, что заказчиком снижение цены контракта на сумму НДС обосновано тем, что Счетной палатой РС (Я) была проведена проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств.
По результатам проведенной проверки было указано, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом НДС, следовательно, победители закупок, применяющие УСН, получают дополнительный доход в виде сумм НДС в цене государственного контракта.
С доводами жалобы заявителя относительно указания в пункте 3.1 проекта контракта сумм с ошибочным указанием слов "тыс.", а также относительно довода жалобы о необходимости заполнения приложения N 3 к проекту контракта выразили согласие.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующему.
13 ноября 2014 года заказчиком в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной торговой площадки ОАО "ЕЭТП" размещено извещение N 0116200007914012331 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 0-км 48.18- 250,11 в Вилюйском улусе РС(Я).Выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 48.18- 250,11 в Кобяйском улусе РС(Я), а также аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составила 72 447 038.84 руб.
02 декабря 2014 года проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, о чем составлен протокол N 0116200007914012331-1.
Согласно указанному протоколу до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 6 заявок.
Аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в электронном аукционе всех участников закупки.
05 декабря 2014 года проведен электронный аукцион, предложения участников о цене государственного контракта выглядят следующим образом (ранжированные по мере убывания степени выгодности):
Место |
Наименование участника |
Дата и время подачи |
Сумма предложения |
Валюта |
Порядковый номер |
1 |
Участник N2 |
05-12-2014 14:36:16 [GMT +9] |
32 963 402.79 |
RUR |
Заявка N2 |
2 |
Участник N1 |
05-12-2014 14:49:34 [GMT +9] |
32 963 402.79 |
RUR |
Заявка N1 |
3 |
Участник N6 |
05-12-2014 12:19:56 [GMT +9] |
43 830 458.49 |
RUR |
Заявка N6 |
4 |
Участник N3 |
05-12-2014 09:34:52 [GMT +9] |
62 666 688.71 |
RUR |
Заявка N3 |
5 |
Участник N5 |
05-12-2014 09:06:23 [GMT +9] |
69 549 157.32 |
RUR |
Заявка N5 |
08 декабря 2014 года проведена процедура подведения итогов электронного аукциона, о чем составлен протокол N 0116200007914012331 - 2.
Согласно данному протоколу аукционная комиссия приняла решение признать заявки участников электронного аукциона ООО "Вид - 2000", ЗАО "Дороги Саха", ООО "ДОРЭКСС", ООО "Сахатранслес", ООО "Гидростройпроект" соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания государственного контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) жалобу ООО "Вид - 2000" признала обоснованной на основании следующего.
Довод заявителя о нарушении заказчиком ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе в части включения в цену контракта суммы НДС по данной закупке подлежит признанию обоснованным.
Согласно протоколу N 0116200007914012331-2 от 08 декабря 2014 года заявка участника закупки ООО "Вид - 2000" признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Согласно чч. 4, 5 ст. 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, 23 декабря 2014 года участником закупки ООО "Вид - 2000" направлен заказчику протокол разногласий по проекту контракта. В протоколе разногласий ООО "Вид - 2000" указало, в том числе на то, что в связи с применением упрощенной системы налогообложения Общество не является плательщиком НДС, и просило указать в проекте контракта и приложении к нему цену контракта без указания суммы НДС (оставить строку незаполненной).
24 декабря 2014 года государственный заказчик направил в адрес Общества письмо с исх. N 04/2418, в котором отказывался учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания ООО "Вид - 2000" и с предложением заключить контракт в изначальной редакции.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
По смыслу положений Закона о контрактной системе, государственный контракт заключается и исполняется по цене, предложенной победителем электронного аукциона. При этом в законе, документации об электронном аукционе отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.
Материалами дела установлено, что заявка участника закупки ООО "Вид - 2000" признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с чч. 2 и 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также налога, уплачиваемого согласно ст. 174.1 главы 21 НК РФ.
Согласно ч. 5 ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов по налогу на добавленную стоимость, предусмотренных Кодексом.
В иных случаях организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, исчислять налог на добавленную стоимость не должны.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, реализуют товары (работы, услуги) без учета налога на добавленную стоимость.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в отношении ООО "Вид - 2000" применяется упрощенная система налогообложения. Данный факт представителем заказчика не оспаривается.
Согласно ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной его победителем.
Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается, за исключением, если проект контракта не предусматривает случай, если победитель закупки или иной участник закупки, с которым заключается контракт, применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), то цена контракта уменьшается на сумму НДС.
Материалами дела установлено, что проект контракта на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 0-км 48.18- 250,11 в Вилюйском улусе РС(Я).Выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 48.18- 250,11 в Кобяйском улусе РС(Я) вышеуказанной оговорки не содержит. Данный факт представителями заказчика не оспаривается.
Таким образом, с учетом положений проекта контракта и Закона о контрактной системе, контракт по данной закупке заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупки вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.
При этом, цена контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров, объема работ, услуг и иных условий исполнения контракта, в том числе на сумму налога на добавленную стоимость.
Таким образом, если участник закупки, признанный победителем закупки не является плательщиком НДС (в том числе находится на упрощенной системе налогообложения), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо указания суммы НДС ставится прочерк; при оплате поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
Вышеуказанная позиция отражена в постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25.08.2010 года по делу N А05-20849/2009, постановлении Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.07.2012 г. по делу N А38-4507/2011, постановлении Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 г. по делу N А53-17385/2011, в решении Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04.12.2013 года по делу N А58-3712/2013.
При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанных писем и сложившейся судебной практики, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" нарушено требование ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы заявителя относительно указания в пункте 3.1 проекта контракта сумм с ошибочным указанием слов "тыс.", а также относительно довода жалобы о необходимости заполнения приложения N 3 к проекту контракта признаны обоснованными.
Материалами дела установлено, что протокол разногласий по проекту контракта содержит, в том числе следующие пункты 4 и 7 со следующим содержанием:
- в пункте 3.1 проекта контракта в таблице со стоимостями работ по годам в строках по 2015, 2016, 2017 годам исключить слово "тыс.";
- в приложении N 3 к проекту контракта, в таблице Плана графика в столбце "В том числе по месяцам в тыс. руб." не заполнены ячейки с указанием сумм, подлежащих к ежемесячной оплате. Предлагаем Вам заполнить ячейки в соответствии с Приложением N 1 к настоящему протоколу разногласий.
24 декабря 2014 года государственный заказчик направил в адрес Общества письмо с исх. N 04/2418, в котором вышеуказанные замечания к проекту контракта государственный заказчик также отказался учесть.
В ходе рассмотрения дела представители государственного заказчика пояснили, что заказчиком в данной части допущены ошибки и согласились учесть замечания при заключении контракта.
Таким образом, заказчиком ГКУ "Управление автомобильных дорог РС (Я)" нарушено требование ч. 2 ст. 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Вид - 2000" на действия государственного заказчика Государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 0-км 48.18- 250,11 в Вилюйском улусе РС(Я).Выполнение работ по содержанию автомобильной дороги 507-й км а/д "Вилюй" - Хампа - Сайылык -Арылах - Мастах 2-й - Люксюгюн - Кобяй, с подъездами к с. Багадя, с Арыктах, с Чагда ("Лючинская") на участке км 48.18- 250,11 в Кобяйском улусе РС(Я) (извещение N 0116200007914012331) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГКУ "Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" нарушившим ч. 2 ст. 34, ч. 10 ст. 70 Закона о контрактной системе.
3. Выдать государственному заказчику ГКУ Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)" предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии В.П. Кырбасов
Члены комиссии: С.В. Луковцева
В.А. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 13 января 2015 г. N 06-1027/14т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2015