Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 декабря 2014 г. N 737/14
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Михайлова К.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Тетериной О.В. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Формула строительства", Попова Александра Леонидовича, Рябцева Артема Павловича,
от заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования специалистов "Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса", Иванько Марины Владимировны, Коваленко Алексея Михайловича, Чижова Василия Николаевича, Шеиной Оксаны Павловны,
рассмотрев жалобу ООО "ФОРМУЛА СТРОИТЕЛЬСТВА" на положения документации о проведении аукциона в электронной форме N 0317100004214000014 "на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
26.11.2014 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100004214000014 "на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса" (далее - электронный аукцион).
19.12.2014 г. ООО "ФОРМУЛА СТРОИТЕЛЬСТВА" (далее - заявитель) подало в Управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю жалобу на положения документации о проведении аукциона в электронной форме N 0317100004214000014 "на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса".
В своей жалобе ООО "ФОРМУЛА СТРОИТЕЛЬСТВА" (далее - заявитель) указывает, что положения документации нарушают требования законодательства РФ о контрактной системе, приводит следующие доводы:
1. Заказчиком неправомерно установлено требование о привлечении к исполнению контракта организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, при одновременном установлении требования о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
2. Заказчик неправомерно установил требование о привлечении к исполнению контракта организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в объеме, равном 20% от цены контракта.
3. Заказчик не указал в документации, какие именно документы будут являться подтверждением привлечения подрядчиком в качестве субподрядчиков соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в связи с чем предоставление запрашиваемых в последующем заказчиком документов может быть невозможным.
4. Заказчик не указал в документации промежуточные сроки выполнения работ по контракту.
5. Заказчиком не было установлено требование к участникам закупки о наличии допуска СРО на выполнение работ, предусмотренных документацией.
6. Заказчиком неправомерно было установлено требование к квалификации персонала, качеству и стоимости оборудования подрядчика.
7. Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей товаров, поскольку предметом закупки является выполнение работ.
А также заявитель не согласен с ответами заказчика на запросы разъяснения положений документации в отношении технических характеристик используемого материала. Более подробно доводы заявителя изложены в жалобе.
На основании изложенного заявитель просит приостановить определение поставщика по данной закупке, провести внеплановую проверку и выдать заказчику предписание об отмене проведения закупки до устранения противоречий в документации.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционная документация не нарушает положений Закона о контрактной системе, представили письменные возражения.
Ознакомившись с пояснениями сторон, а также изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю закупок пришла к следующим выводам.
26.11.2014 г. заказчиком на официальном сайте было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317100004214000014 "на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса".
1. Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Пунктом 5 статьи 30 Закона о контрактной системе определено, что заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно извещению, размещенному на официальном сайте, заказчиком было установлено требование - участники закупки должны привлекать субъектов малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 9.1 раздела II аукционной документации участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта (в соответствии со Статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ) предоставляются преимущества.
Согласно пункту 4.7 проекта контракта Подрядчик обязан привлечь к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком не было установлено требование о принадлежности участников закупки к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, только требование о привлечении таким участником к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако, в пункте 18.2. раздела II аукционной документации установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие принадлежность участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной систем определено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе было установлено требование о предоставлении декларации о соответствии участника аукциона требованиям, установленным ст. 30 Федерального закона N 44-ФЗ.
Довод заявителя является обоснованным.
2. Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Пунктом 4.7 проекта контракта определено, что подрядчик обязан привлечь к выполнению работ субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Объем работ, оказанных такими лицами, устанавливается в виде процентов от цены Контракта и должен составлять не менее 20 %.
Данное положение контракта не противоречит требованиям части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем довод заявителя является необоснованным.
3. Частью 2 статьи 101 Закона о контрактной системе определено, что заказчик обязан осуществлять контроль за предусмотренным частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно письму Минэкономразвития России от 08.11.2013 N Д28и-2183 документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.
Поскольку вышеуказанные документы подлежат обязательному хранению хозяйствующим субъектом в течение установленного законодательством срока, подрядчиком могут быть предоставлены вышеперечисленные документы для подтверждения привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Довод заявителя является необоснованным.
4. Согласно пункту 4.1. проекта контракта сроки выполнения работ указаны в Приложении N 2 к Контракту ("График исполнения контракта"). Конечный срок выполнения всех работ не позднее 31 августа 2015 г.
В приложении N 2 к Контракту заказчиком не установлены сроки выполнения определенных этапов работ, из чего следует, что данные сроки будут согласовываться сторонами при заключении контракта.
Статья 34 Закона о контрактной системе не содержит требования об обязательном установлении заказчиком в контракте промежуточных сроков выполнения работ, в связи с чем, довод заявителя является необоснованным.
5. Согласно части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией, сведения о которой внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций, свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень видов работ).
Заявитель указывает, что согласно сметной документации должны быть выполнены работы, выполнение которых в силу пунктов 11.1, 15.1, 15.2, 15.5 Перечня видов работ может осуществляться только лицом, имеющим соответствующее свидетельство о допуске к таким видам работ.
Согласно пунктам 11.1, 15.1, 15.2, 15.5 Перечня видов работ данные виды и группы видов работ требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу положений статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ здание учебного корпуса ФГБОУ ДПОС "Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса" не является особо опасным и технически сложным объектом, в связи с чем требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам, влияющим на безопасность объекта капитального строительства, не может быть установлено заказчиком. Довод заявителя является необоснованным.
Однако, согласно сметной документации по контракту должны быть выполнены работы по гидроизоляции конструкций здания (п. 11, 37, 38 и т.д. локальной сметы N 1).
В силу пункта 12.9. Перечня видов работ (п. 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций) данные работы могут быть выполнены только лицом, имеющим свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное СРО.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
В пункте 10 Перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", содержится указание на выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Пунктом 67 локальной сметы N 1 предусмотрено выполнение работ по огнебиозащитному покрытию деревянных конструкций.
В связи с вышеизложенным, данные работы могут быть выполнены только лицом, имеющим соответствующую лицензию МЧС с пунктом 10 "Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно частям 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 данной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В Перечень видов работ включены работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах жилищно-гражданского строительства.
Пунктом 2 указанного приказа установлено, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с пунктами 1 - 4, 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
При этом пунктом 4.1 части 17 статьи 51 Кодекса установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства.
Таким образом, Перечень включает в себя все виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Работы, являющиеся предметом контракта, являются работами по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Следовательно, участник закупки должен обладать свидетельством о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) на объектах жилищно-гражданского строительства (пункт 33.3 "Жилищно- гражданское строительство").
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не было установлено требование к участникам закупки о наличии допуска СРО на выполнение видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензии МЧС с соответствующим пунктом.
6. Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 8.1 информационной карты аукционной документации дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации не установлены.
А также в соответствии с подпунктом 2 пункта 18.2 раздела II аукционной документации требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона N 44-ФЗ, или копии этих документов также не установлено.
Пунктом 5 технического задания предусмотрено, что работы должны выполняться квалифицированным персоналом, обученным по охране труда (подтверждение документально), из чего следует, что заказчиком предъявляются требования к выполнению работ, а не к квалификации участника закупки.
Согласно пункту 4.3.1 проекта контракта все материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ, предоставляет Подрядчик. Наименование, количество, стоимость материалов и оборудования, а также требования к их качеству указаны в Приложении N 3 к Контракту ("Перечень материалов и оборудования для выполнения работ").
В приложении N 3 к Контракту требования к качеству и стоимости материалов и оборудования заказчиком не были установлены, из чего следует, что данная информация будет вноситься сторонами по согласованию при заключении контракта.
Таким образом, комиссия по контролю закупок приходит к выводу, что заказчиком не были установлены требования, указанные в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчиком не нарушены требования части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. Довод заявителя является необоснованным.
7. В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичные требования к содержанию первой части заявки указаны в пункте 18.1 раздела II. аукционной документации.
Согласно локальной смете N 1, N 2, N 3 для выполнения работ используются материалы. Стоимость данных материалов включена в начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, видом закупки является выполнение работ, для выполнения которых используются товары.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В связи с этим Заказчиком правомерно были установлены технические требования к используемым материалам, требование об указании участником закупки в первой части заявки конкретных показателей используемых товаров.
Довод заявителя является необоснованным.
8.Заявитель оспаривает ответ заказчика на запрос разъяснения положений аукционной документации в отношении технических характеристик материалов.
Поскольку заказчик предоставил заявителю ответ на запрос и заявитель не указывает, какие положения Закона о контрактной системы были нарушены заказчиком данным ответом, комиссия по контролю закупок не находит в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь, статьей 105 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "ФОРМУЛА СТРОИТЕЛЬСТВА" частично обоснованной;
2. признать действия заказчика - ФГБОУ ДПОС "Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса", при проведении электронного аукциона N 0317100004214000014 "на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту учебного корпуса", выразившиеся в нарушении части 6 статьи 66, пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе неправомерными;
3. выдать заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
члены комиссии: |
_____________________________ |
К.П. Михайлов |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 26 декабря 2014 г. N 737/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2014