Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 марта 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Плахинова И.Д. (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края при проведении конкурса с ограниченным участием: "Продукты питания (молоко и молочная продукция)" (извещение N 0318200026615000004) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует документацию конкурса с ограниченным участием. В своей жалобе ИП Плахинов И.Д. указывает, что Заказчиком при формировании конкурсной документации допущены нарушения законодательства в области регулирования контрактной системы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края проводился конкурс с ограниченным участием: "Продукты питания (молоко и молочная продукция)" (извещение N 0318200026615000004).
Начальная (максимальная) цена контракта - 655 699,60 рублей.
Документация в электронной форме (прикреплена в виде файлов) озаглавлена "документация совместного конкурса с ограниченным участием" однако извещение N0318200026615000004 размещенное на официальном сайте указан способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) "Конкурс с ограниченным участием" что является недостоверными сведениями и противоречит требованиям ст.42, ст.49 Закона о контрактной системе.
В документации конкурса с ограниченным участием указано: уполномоченный орган - ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края, является функциональным органом на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", что не соответствует извещению, размещенному на официальном сайте в котором указано, что закупку осуществляет "Заказчик". Также в сведениях из ООС zakupki.gov.ru в разделе "Реестр организаций" указано, что ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края (код по СПЗ 03182000266) имеет полномочия организации "Заказчик", уполномоченным органом для которого является "департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края".
Согласно ч.14 ст.44 Закона о контрактной системе размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В разделе 1 конкурсной документации установлен размер обеспечения заявок на участие в конкурсе - 0,1.
Частью 1 статьи 53 Закона о контрактной системе установлено, что срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе. Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на десять рабочих дней. При этом в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока рассмотрения и оценки таких заявок заказчик направляет соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки на участие в конкурсе, а также размещает указанное уведомление в единой информационной системе.
Согласно части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Частью 1 статьи 2 установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статьей 191 ГК РФ установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В разделе 1 конкурсной документации установлены следующие сроки:
- дата и время вскрытия конвертов с заявками: "11.03.2015 в 10-00 час"
- дата проведения предквалификационного отбора: "11.03.2015 г.",
- дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе: "11.03.2015 г.",
Таким образом, установление Заказчиком даты проведения предквалификационного отбора и даты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе 11.03.2015 совпадающими с датой вскрытия конвертов с заявками, является нарушением действующего законодательства.
В позиции 10 "Ограничение участия в определении поставщика, подрядчика, исполнителя" Раздела 1 конкурсной документации указано: "участник закупки должен иметь необходимый уровень квалификации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Данное Постановление Правительства РФ утратило силу, в связи с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В позиции 16 "Дополнительные требования, устанавливаемые Правительством Российской Федерации к участникам закупок отдельных видов работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием" Раздела 1 документации конкурса с ограниченным участием установлено требование "Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта, в объеме, установленном в Разделе 15 конкурсной документации". Кроме того в позиции 54 "Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Раздела 11 документаций установлено требование о предоставлении: "Перечень находящихся в собственности, аренде (лизинге) материальных ресурсов, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта" и "Копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 на материальные ресурсы, указанные в перечне материальных ресурсов, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения контракта".
Данные требования противоречат требованиям частей 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе и п.6 Приложения N2 Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В соответствии с ч.7 ст.50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно п. 35 Раздела 1 документации конкурса с ограниченным участием установлена дата окончания срока предоставления разъяснений положений Конкурсной документации: 05.03.2015.
Окончание срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, установленное документацией: 11.03.2015.
Таким образом, последний срок направления запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации участником: 05.03.2015, а окончание предоставления разъяснений: 10.03.2013 г. Следовательно, Заказчиком указана дата окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации, с нарушением требований части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2) ч.2 ст.51 Закона о контрактной системы предусмотрено, что Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно:
- предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 63 "Предложение участника конкурса в отношении объекта закупки" Раздела 11 документации установлено требование о предоставлении "информации о стране происхождения товара и производителе товара)". Кроме того, в таблице 1 "предложение участника конкурса в отношении объекта закупки" предусмотрена графа 3 "Производитель товара", что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Статьей 26 Закона о контрактной системе установлено, что в целях централизации закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, могут быть созданы государственный орган, муниципальный орган, казенное учреждение, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, или несколько таких органов, казенных учреждений либо полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для соответствующих заказчиков могут быть возложены на один такой государственный орган, муниципальный орган, одно такое казенное учреждение или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих. Такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения осуществляют полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, установленные решениями о создании таких уполномоченных органов, уполномоченных учреждений или о наделении их указанными полномочиями. Не допускается возлагать на такие уполномоченные органы, уполномоченные учреждения полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены поставщики (подрядчики, исполнители).
В соответствии с указанной статьей Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 декабря 2013 г. N1564 "О департаменте по регулированию контрактной системы Краснодарского края" определен орган исполнительной власти Краснодарского края уполномоченным на осуществление функций по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для органов исполнительной власти Краснодарского края, государственных казенных учреждений Краснодарского края, бюджетных учреждений Краснодарского края, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Краснодарского края. Также постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 декабря 2013 г. N 1564 определены случаи, когда уполномоченным органом осуществляются его исключительные полномочия по определению поставщиков:
- открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием и двухэтапных конкурсов;
- аукционов в электронной форме в случаях, когда начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с документацией об аукционе в электронной форме превышает пятьсот тысяч рублей;
- запросов предложений в случае признания аукциона, повторного конкурса несостоявшимися.
ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края является бюджетным учреждением Краснодарского края. Следовательно, обязано проводить конкурсы с ограниченным участием исключительно через уполномоченный орган - департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края.
Часть 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Плахинова И.Д. обоснованной.
2.Признать в действиях заказчика - ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края нарушение ч.2 ст.31, ч.7 ст.50, п.2 ч.2 ст.51, ст.53, ст.56 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику - ГБОУ КШИ "Курганинский казачий кадетский корпус" Краснодарского края выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 марта 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2015