Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 февраля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в присутствии представителя ООО "ГЕОИЗОЛ" Катасонова С.В. (по доверенности),в присутствии представителя администрации МО город Новороссийск Панченко А.С. (по доверенности), в присутствии представителя МКУ "Управление строительства" Гриненко С.Н. (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "ГЕОИЗОЛ" (далее - Заявитель) на действия администрации МО город Новороссийск (далее - Уполномоченный орган), МКУ "Управление строительства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Детский сад на 280 мест в 13 микрорайоне, г. Новороссийск" (извещение N0118300013315000051) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Уполномоченным органом, Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. Считает, что Заказчик пренебрег нормами ст. 33 Закона о контрактной системе в пп. 25, 26, 95, 96 Таблицы N2 Раздела 16 "Описание объекта закупки". На запрос участника о даче разъяснений положений аукционной документации разъяснения не даны. Также, Заявитель считает, что размещение аукционной документации в формате pdf нарушает требования Закона о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились, считают, что аукционная документация разработана с учетом требований Закона о контрактной системе и потребностей Заказчика. Заказчик использовал исключительно технические регламенты, стандарты (ГОСТ) и технические условия.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО город Новороссийск проводился электронный аукцион "Детский сад на 280 мест в 13 микрорайоне, г. Новороссийск" (извещение N0118300013315000051).
Начальная (максимальная) цена контракта - 202 311 060,00 руб.
В соответствии с п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к качественным характеристикам товара установлены в Таблице N2 Раздела 16 "Описание объекта закупки" аукционной документации.
По позиции 25 "Песок" Таблицы N2 Раздела 16 "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены характеристики товара "Назначение: для строительных работ из отсевов дробления, средний", "Модуль крупности, Мк >1,9", "Соответствие ГОСТ 8736-93".
На основании пункта 4.3.2 ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия" для группы песка "средний" модуль крупности составляет 2,0-2,5Мк, следовательно, установленное Заказчиком значение ">1,9 Мк" не противоречит требованиям ГОСТ 8736-93.
По позиции 25 "Песок"Заказчиком установлена характеристика товара "Предел прочности при сжатии горной породы в насыщенном водой состоянии, Мпа >79".
В соответствии с Изменением N 3 ГОСТ 8736-93. Песок для строительных работ. Технические условия (введен в действие с 01.01.2012 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13.10.2011 N 452-ст) пункт 4.4.2, которым были установлены пределы прочности при сжатии горной породы в насыщенном водой состоянии, исключен.
Таким образом, Заказчиком, в нарушение требований Закона о контрактной системе, установлена характеристика товара, которая отсутствует в действующем ГОСТ 8736-93, обоснования необходимости использования данного показателя аукционная документация не содержит.
По позиции 26 "Кирпич керамический лицевой" Заказчиком установлена характеристика товара "Масса, кг <2,6". Также Заказчиком установлено требование о соответствии данного товара ГОСТ 530-2012. Однако, установленная Заказчиком характеристика отсутствует в ГОСТ 530-2012 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия", которому должен соответствовать используемый товар. Обоснования необходимости использования данного показателя аукционная документация не содержит.
По позициям 95, 96 Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара ГОСТ 9128-2009, поскольку ГОСТ 9128-2009"Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" утратил силу с 01.11.2014 года.
В силу ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Участник закупки обратился с запросом N407349 об устранении нарушений по требованию к элементам таблицы Менделеева. Вместе с тем, в ответе на запрос Заказчик дает разъяснения по публикации документов в формате "pdf", таким образом, разъяснения по существу вопроса не даны.
Кроме того, Заявитель считает, что размещение аукционной документации в формате pdf нарушает требования Закона о контрактной системе, ведет к ограничению конкуренции.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Согласно ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Порядок пользования официальным сайтом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.03.2007 г. N147 "Об утверждении Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами" и Приказом Минэкономразвития РФ N646 Казначейства России N21н от 14.12.2010 г. "Об утверждении Положения о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом".
Указанным Приказом установлено, что "Указанные файлы (конкурсная документация, документация об аукционе) должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, согласно нормативным требованиям к порядку размещения информации на официальном сайте, такая информация должна быть доступна для ознакомления.
Согласно п. 3, 8 Положения о пользовании официальным сайтом в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом" допускает публикацию файлов, в том числе аукционных документаций, только в форматах pdf, docx, rtf, xls, xlsx, jpeg, jpg, bmp, tif, tiff, txt, zip, rar, gif, csv, odp, odf, ods, odt, sxc, sxw. Информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Требования к копируемости информации, размещенной на официальном сайте, ни Приказом N646/21н, ни Положением, не установлено.
Таким образом, опубликование аукционной документации в формате pdf не противоречит действующему законодательству.
Частью 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГЕОИЗОЛ" частично обоснованной. Доводы жалобы в части нестандартных показателей по п.25, 26, 95, 96; отсутствие разъяснений на запрос о даче разъяснений положений аукционной документации обоснованны.
2. Признать в действиях заказчика - МКУ "Управление строительства" нарушение ч.1 ст.33, ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - МКУ "Управление строительства", уполномоченному органу - администрации МО город Новороссийск выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 12 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.02.2015