Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2015 г. N 101,102,108
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя Управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела по контролю за размещением закупок, Е.А. Фадеевой, специалиста-эксперта отдела информатизации и контроля рекламы (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Спектр", ООО "Технософт", ООО "Стройсити" на действия заказчика - МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее -заказчик), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступили жалобы ООО "Технософт", ООО "Спектр", так же в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от Федеральной антимонопольной службы России поступила жалоба ООО "СТРОЙСИТИ" на действия заказчика - МУ "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края" (далее - заказчик) при определении подрядчика путем проведения открытого электронного аукциона (далее - аукцион) на "Выполнение работ по капитальному ремонту МКОУ Туринская средняя общеобразовательная школа п.Тура ул.Увачана", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319300044915000002.
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежат принятию к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалобы и сообщение о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалобы.
Существо жалобы: аукционная документация составлена с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
На заседании по рассмотрению жалоб присутствовали:
- представитель заказчика Котельников А.М.. (приказ N 02 от 02.02.2015);
- представитель заказчика Заречного В.А. (доверенность N 03 от 02.02.2015);
- представитель ООО "Спектр" Гутьяр С.А. (доверенность б/н от 05.02.2015);
- представитель ООО "Спектр" Харитонова Н.А. (доверенность б/н от 05.02.2015).
Из содержания жалоб ООО "Технософт", ООО "Стройсити" следует, что при утверждении документации об аукционе заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно: заказчик в документации об аукционе отсутствует требование, что вместо СРО с допусками к конкретным видам работ участник закупки может иметь только СРО на генподряд с п.33.3 Жилищно - гражданское строительство.
Так же из содержания жалобы ООО "Стройсити" следует, что заказчик при утверждении документации установил неправомерное требование в составе первой части заявки о наименовании места происхождения товара или наименования производителя товара.
По мнению подателя жалобы ООО "Стройсити" в пункте 8.3 контракта, являющегося неотъемлемой частью документации установлено требование о начислении пени, а именно пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Таким образом участнику закупки не понятен конкретный размер пени и отсутствует формула согласно которой данная пеня вычисляется.
Из содержания жалобы ООО "Технософт" следует, что в наименовании документации отличается от наименования объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона - отсутствует указание на номер дома.
Так же, по мнению подателя жалобы, в информационной карте содержится требование, что работы должны быть оказаны заказчику в точные сроки в соответствии требованиям и условиями муниципального контракта. При этом проект муниципального контракта имеет приложение N2 "График производства работ". Однако график производства работ - не заполнен, то есть там отсутствуют указания на точные сроки производства тех или иных , работ. А так же количество строк (20 штук) явно несоразмерно с количеством работ (354) из Ведомости работ, так же включённой в документацию электронного аукциона. Отсутствие точных сроков не позволяет участнику закупки сформировать своё окончательное предложение.
В размещённом заказчиком в составе документации электронного аукциона локально-сметном расчёте в наименованиях некоторых товаров приводятся зарегистрированные товарные знаки, такие как, например, Hilti, MAKROFLEX, КНАУФ и другие без указания слов "или эквивалент", что по мнению подателя жалобы противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "Спектр" следует, что сведения об используемых материалах содержатся в Приложении N1 к документации, и должны соответствовать - заявленным техническим характеристикам, а по определенным позициям еще и нормативным документам. При этом ТУ (технические условия) - документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр., и составляются обычно заводом- изготовителем, и являются закрытым документом, которого нет в общей доступности. Таким образом, является невозможным предоставить конкретные технические характеристики, а в дальнейшем и поставить материал, соответствующий заявленным требованиям по соответствию данных материалов техническим условиям.
Также податель жалобы отмечает, что в документации установлены противоречащие требования, а именно по пункту 277 Гравий для строительных работ фракции 20-40 мм. Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы более 35 % по массе. Средняя плотность зерен от 2,0 до 3,0г/ см3. Содержание глины в комках, % по массе, не более 0,25.ГОСТ 8267-93..Податель жалобы отмечает, что содержание зерен пластинчатой и игловатой должно быть более 35 % по массе, т.е. от 35% быть не может (не включительно), только от 36% включительно. Заказчиком установлено требование на соответствие данного материала ГОСТ 8267-93. При этом в соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТ 8267-93 гравий не должен содержать зерен пластинчатой и игловатой формы более 35 % по массе, т.е. он гравий не должен содержать зерна более 35%, как этого требует Заказчик. Таким образом, заказчик требует поставить материал, не соответствующий требованиям ГОСТ .
В соответствии с пунктом 43 технического задания заказчик требует проволоку горячекатаную в мотках, кроме всего прочего Временное сопротивление, Н/мм2(кгс/мм2), не более 490. Временное сопротивление Н/мм2(кгс/мм2), не более 490, податель жалобы утверждает, что участникам закупки не понятно в каких именно единицах измерения должно быть предоставлено временное сопротивление.
В пункте 45 технического задания заказчик устанавливает требование к рубероиду кровельному и указывает, что разрывная сила при растяжении не менее 274(28) кгс.Податель жалобы утверждает, что участнику закупки не понятно, какие именно критерии установил заказчик, разрывная сила при растяжении должна быть не менее 274 кгс или не менее 28 кгс.
В пункте 80 технического задания заказчик устанавливает требование "Плиты чугунные для полов квадратные или прямоугольные. Длина не менее 300 мм., Ширина не менее 300 мм. Толщина более 20 мм. Площадь одной плиты 0,09-0,16-м. Вес менее 14 кг". Податель жалобы отмечает, что что площадь измеряется в квадратных метрах, см, мм и т.д. Невозможно измерить площадь просто в метрах. Таким образом, заказчик требует поставить материал, с характеристиками, которых не существует.
В соответствии с пунктом 255 технического задания заказчик устанавливает требование к Бетону класс В15, кроме всего прочего установлены показатели: содержание пород и минералов, отнесенных к вредным примесям, % объема, массы для крупного и мелкого заполнителя в щебне, песке: - слюды - не более 15 %; - слюды - не более 2%; Однако, по мнению подателя жалобы, заказчик ввел участников аукциона в заблуждение, указав требование по одной и той же характеристике материала, но с различными показателями.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб представитель заказчика сообщил о том, что Установленное требование Заказчика о наличии у участника закупки свидетельства о допуске СРО к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства обусловлена тем, что согласно ведомости объемов работ (Приложение N 2 к аукционной документации N 3 ЭА) необходимо выполнить следующие работы:
1. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций;
2. Опалубочные работы;
3. Арматурные работы;
4. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций.
5. Монтаж металлических конструкций;
6. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений.
7. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов);
8. Устройство оклеечной изоляции;
9. Антисептирование деревянных конструкций;
10. Гидроизоляция строительных конструкций;
11. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования;
12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования.
Перечень данных работ включен в Приказ Министерства регионального
развития РФ от 30.12.2009 г. N 624 и согласно статьи 55.8 Градостроительного Кодекса РФ "Допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять данные работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Заказчик отмечает, что правомрно установил требование о наличии и обязательном предоставлении участниками документов подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На следующий довод подателя жалобы заказчик отмечает, что гражданским законодательством регулирующим отношения Закона о контрактной системе, нормативно значение: "Наименование страны происхождения товара" не установлено, Гражданским законодательством предусмотрено: наименование места происхождения товара (статья 1516 ГК РФ) являющимся: наименование места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Таким образом, оснований в нарушении статьи 66 ФЗ РФ N 44, в виде определения Заказчиком: наименование места происхождения товара или наименование производителя товара по аналогии: "Наименование страны происхождения товара" полагаем допустимым, так как в настоящее время отсутствует на законодательном или на разъяснительном уровне от органов законодательной или иной власти, в том числе от контролирующих органов, толкование и порядок применения значения: "Наименование страны происхождения товара" для участников закупки, обращаем внимание именно для участников закупки в первую очередь, далее и для Заказчиков, и на сегодняшний день полагаем решение Заказчика не является ограничение для участников закупки, так как данное обстоятельство не ограничивает последних в участии в аукционе.
Заказчик поясняет, что наличие адреса свидетельствует об информированности участников закупки о конкретном месте проводимых работ. Данная информация в полном объеме отражена как в извещении, так и в информационной карте аукционной документации N 3 ЭА, в связи, с чем Заказчик в установленной форме и согласно требованиям статьи 63 Закона о контрактной системе более точно сообщил информацию об объекте закупки до всех возможных участников.
Срок выполнения работ указан в информационной карте и в извещении о проведении электронного аукциона и изложен в следующей редакции: Сроки поставки товара или завершения Начало работ: 15 июня 2015 года работы либо график оказания услуг Окончание работ: 15 августа 2015 года.
Кроме того, срок выполнения работ отражен и в проекте муниципального контракта: пункт 3.2.1. Начало работ: с 15 июня 2015 года; пункт 3.2.2. Окончание работ: до 15 августа 2015 года.
Приложением N 2 к проекту Муниципального контракта предусмотрен График производства работ, который на основании п. 4.1.1. Контракта предоставляется Подрядчиком, т.е. непосредственным исполнителем условий Контракта, который определен по результатам проведения аукциона, данное условие является обязательством Подрядчика.
Также, на заседании представитель заказчика пояснил, что локальный сметный расчет (Приложение N 4 к аукционной документации N 3 ЭА) согласно сведениям, изложенным в информационной карте, является документом в обоснование цены контракта, а в части необходимых в работах материалов и предъявляемым к ним требованиям и их перечень с качественными характеристиками изложено в Приложении N 1 "Техническое задание". Положение статьи 33 Закона "Правила описания объекта закупки" распространяются в части соответствующим документам в составе аукционной документации, к которому и относится Техническое задание.
Рассмотрев жалобу, проведя внеплановую проверку, документацию об открытом аукционе в электронной форме, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчик совершил действия по размещению закупки в форме открытого электронного аукциона на Выполнение работ по капитальному ремонту МКОУ Туринская средняя общеобразовательная школа п.Тура ул.Увачана".
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
На основании части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, среди прочего, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условиях контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлены правила описания объекта закупки. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
Анализ документации открытого аукциона в электронной форме показал, что в документации об открытом аукционе в электронной форме не содержит запрета на выполнение указанных в документации работ с привлечением субподрядных организаций. При этом, техническим заданием документации об открытом аукционе в электронной форме предусмотрено выполнение работ, являющихся капитальным ремонтом. Соответственно, на выполнение указанных видов работ требуется предоставление свидетельства саморегулируемой организации, предусмотренное пунктами 33 или 33.3 приказа Минрегиона.
Анализ документации открытого аукциона в электронной форме показал, что согласно информационной карте документации об аукционе первая часть заявки кроме всего прочего должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работ, а так же полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Красноярское УФАС России отмечает, что требование об указании "наименование места происхождения товара или наименование производителя товара" в первой части заявки является не обоснованным. Так как закупка опубликована 13.01.2015 года, то в соответствии с Законом о контрактной системе в редакции от 31,12.2014 N 498-ФЗ первая часть должна содержать кроме всего прочего промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
На основании Письма от 21 октября 2014 г. N АЦ/42516/14 "О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ВКЛЮЧЕНИИ В КОНТРАКТ УСЛОВИЙ ОБ УПЛАТЕ НЕУСТОЙКИ, А ТАКЖЕ ОБ УМЕНЬШЕНИИ СУММЫ, ПОДЛЕЖАЩЕЙ УПЛАТЕ ФИЗИЧЕСКОМУ ЛИЦУ В СЛУЧАЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ С НИМ КОНТРАКТА, НА РАЗМЕР НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ" при этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта:
- пени за каждый день просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы;
- штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 5 Правил;
- пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил;
- штрафа за ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 4 Правил.
Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что наличие адреса свидетельствует об информированности участников закупки о конкретном месте проводимых работ. Данная информация в полном объеме отражена как в извещении, так и в информационной карте.
Срок выполнения работ указан в информационной карте и в извещении о проведении электронного аукциона и изложен в следующей редакции: Сроки поставки товара или завершения Начало работ: 15 июня 2015 года работы либо график оказания услуг Окончание работ: 15 августа 2015 года.
Кроме того, срок выполнения работ отражен и в проекте муниципального контракта: пункт 3.2.1. Начало работ: с 15 июня 2015 года; пункт 3.2.2. Окончание работ: до 15 августа 2015 года.
Приложением N 2 к проекту Муниципального контракта предусмотрен График производства работ, который на основании п. 4.1.1. Контракта предоставляется Подрядчиком, т.е. непосредственным исполнителем условий Контракта, который определен по результатам проведения аукциона, данное условие является обязательством Подрядчика.
Комиссия управления отмечает, что локальный сметный расчет (Приложение N 4 к аукционной документации N 3 ЭА) согласно сведениям, изложенным в информационной карте, является документом в обоснование цены контракта, а в части необходимых в работах материалов и предъявляемым к ним требованиям и их перечень с качественными характеристиками изложено в Приложении N 1 "Техническое задание".
Также Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что заказчиком в пунктах 43, 45 установлены показатели согласно ГОСТам указанных в этих пунктах, следовательно довод подателя жалобы по пунктам 43,45 являются несостоятельными.
В пункте 80 технического задания заказчиком установлено требование: площадь одной плиты 0,09-0,16 метров. Комиссия управления отмечает, что заказчик требует поставить товар с характеристиками которых не существует.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу о том, что заказчиком, при утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме были нарушены требования статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106, Закона о контрактной системе, пунктом 3.37 Приказа Федеральной антимонопольной службы России от 24.07.2012 N 498 "Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений" Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1) признать жалобы ООО "Спектр", ООО "Стройсити" обоснованными;
2) ООО "Технософт" обоснованной частично;
3) признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе, а также права и законные интересы участников закупки;
4) выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства РФ в сфере размещения государственных и муниципальных заказов, а также прав и законных интересов участников закупки;
5)Передать материалы по жалобам ООО "Спектр", ООО "Стройсити", ООО "Технософт" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика агентства.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова
Е.А.Фадеева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Фадеева Екатерина Андреевна 211 18 30
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 февраля 2015 г. N 101,102,108
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015