Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 марта 2015 г. N 171
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия по рассмотрения жалоб) в составе: Председателя - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальника отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудиновой, государственного инспектора контрольного отдела - А.Н.Ганус (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу МП города Красноярска "Школьный комбинат питания N38" на действия заказчиков - Муниципальные бюджетные образовательные учреждения города Красноярска (далее - Заказчики) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта "На оказание услуг по организации горячего питания учащихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города Красноярска (МБОУ "СОШ N1", МБОУ "СОШ N 2", МБОУ "СОШ N 22", МБОУ "СОШ N 56", МБОУ "СОШ N 108", МБОУ "СОШ N 141", МБОУ "СОШ N 145", МБОУ "СОШ N 151", МБОУ "СОШ N 152") в 2015 году" (далее - совместный конкурс с ограниченным участием).
Существо жалобы: установление в конкурсной документации критериев оценки квалификации трудовых ресурсов участника конкурса, не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес организатора конкурса - МБОУ "СОШ N152" (далее - организатор конкурса), уполномоченного органа - Департамента муниципального заказа Администрации города Красноярска (далее - уполномоченный орган), подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Организатору конкурса, уполномоченному органу, подателю жалобы было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель уполномоченного органа - Лузан Н.Ф. (доверенность N1 от 12.01.2015);
- представитель МП города Красноярска "Школьный комбинат питания N38" - Шульга Р.А.
Организатор конкурса - МБОУ "СОШ N152" будучи уведомленное надлежащим образом явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие, направило в адрес Красноярского УФАС России письменные пояснения.
Из содержания жалобы следует, что в соответствии с пунктом 2.1 Приложения N 3 конкурсной документации по размещаемой закупке для целей оценки заявки участника конкурса по критерию "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" к руководителям и ключевым специалистам относятся: директор (начальник), заместители директора (начальника), заведующий производством (шеф-повар), повар, технолог общественного питания.
В соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное утвержденное постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 N 37) (с изменениями и дополнениями) должности заведующего производством (шеф-повар) и повара не являются должностями руководителей и/или специалистов.
Следовательно, в конкурсной документации заказчики для целей оценки квалификации трудовых ресурсов участников конкурса необоснованно относят заведующего производством (шеф-повар) и повара к руководителям и ключевым специалистам для целей оценки квалификации трудовых ресурсов участников конкурса.
В соответствии с пунктом 27 Правил оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 (далее - Правила от 28.11.2013 N 1085) по смыслу показатель "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" подразумевает наличие у участника конкурса руководителей и ключевых специалисте определенной квалификации, то есть либо у участника данный руководитель и (или) ключевой специалист есть в наличии либо отсутствует. Исходя из смысла данного показателя заказчикам в требованиях к участнику конкурса следует указывать только должности руководителей и ключевых специалистов, которые необходимы для надлежащего исполнения заказа, без указания информации об их количестве.
Таким образом, заказчики в описании порядка оценки показателя "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнена работ, оказания услуг" необоснованно дополнили оценку критерия дополнительными количественными показателями, а именно требованием указать количество квалифицированных трудовых ресурсов.
Для оценки обеспеченности участника конкурса трудовыми ресурсами заказчикам следует использовать показатель "обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", предусмотренный частью г) пунктом 27 Правил оценки, утвержденных Постановлением Правительства РФ N1085 от 28.11.2013.
Исходя из принципа эффективности осуществления закупки, предусмотренной статьей 12 Закона о контрактной системе, заказчикам следует указывать необходимое (максимальное, достаточное) количество сотрудников участника конкурса, необходимое для надлежащего исполнения заказа, за которое участник конкурса получает максимальную оценку.
К примеру, по мнению подателя жалобы для оценки необходимого количества трудовых ресурсов заказчики могут руководствоваться Методическими указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах, утвержденные приказом Министерства торговли СССР от 26 декабря 1985 года N315. В соответствии с данными рекомендациями оптимальное количество работников для обслуживания одной школьной столовой составляет 8 человек, в том числе: заведующий производством - 1, повар - 4, мойщики -2, уборщик - 1.
Следовательно, для размещаемого заказа разумное количество работников для эффективного исполнения муниципального контракта составляет - 9 школ * 8 чел = 72 человека.
По мнению подателя жалобы, установление максимального разумного количества трудовых ресурсов, за которое участник получает максимальную оценку, позволит избежать злоупотреблений и искусственного раздувания штата с целью получения максимальной оценки.
Из письменных пояснений МБОУ "СОШ N152" следует, что заказчиками, учтены требования, предусмотренные пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в разделе 23.1 конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, с указанием их значимости: цена контракта, квалификация участника конкурса. Согласно пунктам 10, 27 Правил от 28.11.2013 N 1085, заказчиками в качестве показателей по критерию "Квалификация участника конкурса" в конкурсной документации прописаны: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг, деловая репутация участника закупки. Для каждого из указанных показателей установлена его значимость, формула расчета количества баллов присуждаемых по ним, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе не согласилась, пояснила, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе одним из критериев для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки может являться квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно подпунктов "а", "г" пункта 27 Правил от 28.11.2013 N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в том числе могут быть: квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами.
Вместе с этим Законом о контрактной системе и другими нормативно-правовыми актами не дается определения понятия "ключевые специалисты", из чего следует, по мнению представителя уполномоченного органа, что право установления перечня профессий и должностей, относящихся к ключевым специалистам, принадлежит заказчикам.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Организатором конкурса совершены действия по осуществлению закупки путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием "На оказание услуг по организации горячего питания учащихся в муниципальных бюджетных образовательных учреждениях города Красноярска (МБОУ "СОШ N1", МБОУ "СОШ N 2", МБОУ "СОШ N 22", МБОУ "СОШ N 56", МБОУ "СОШ N 108", МБОУ "СОШ N 141", МБОУ "СОШ N 145", МБОУ "СОШ N 151", МБОУ "СОШ N 152") в 2015 году".
На основании части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Согласно части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения указанного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных указанной статьей.
Согласно части 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 указанного Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
Комиссия Красноярского УФАС России проведя анализ конкурсной документации отмечает, что в пункте 2.1. информационной карты указано: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг (Количество человек. Сведения о наличии у участника закупки квалифицированных руководителей и ключевых специалистов в области общественного питания, подтверждаются копиями трудовой книжки или трудового договора, представленных в полном объеме).
К руководителям и ключевым специалистам относятся: директор, начальник, заместители директора, начальника, заведующий производством, шеф-повар, повар, технолог общественного питания".
Вместе с этим, Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила от 28.11.2013 N 1085 не содержат положений, обязывающих заказчиков устанавливать предельно необходимые минимальные или максимальные значения показателей критериев оценки, так, пунктом 11 Правил от 28.11.2013 N 1085 установлено, что предельные минимальные или максимальные значения показателей устанавливаются заказчиком при необходимости, следовательно Комиссия отмечает, что сведения, представляемые по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия) возможна и количественная оценка.
По мнению подателя жалобы, в процессе оказания услуг по организации горячего питания заказчикам для оценки необходимого количества трудовых ресурсов необходимо руководствоваться методическим указаниям по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах (Министерство торговли СССР Приказ от 26 декабря 1985 г. N 315), в типовых школах, определено необходимое количество работников массовых профессий - 8 человек: зав. производством - 1 человек; повар - 4 человека; работник зала - мойщик посуды - 2 человека; уборщик торговых, складских и служебных помещений - 1 человек.
Комиссия Красноярского УФАС отмечает, что вышеуказанные методические рекомендации носят рекомендательный характер и не являются обязательным документом для их применения. Следовательно, заказчики не обязаны руководствоваться положениями данных методических рекомендаций, так как заказчики при составлении конкурсной документации исходили из положений требований Закона о контрактной системе и вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 28.11.2013N1085, также по своему усмотрению определили, с учетом своих потребностей круг ключевых специалистов необходимых ему для оказания данной услуги.
Учитывая приведенные обстоятельства, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений в действиях заказчиков при составлении конкурсной документации.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу МП города Красноярска "Школьный комбинат питания N38" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П.Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.Н. Ганус |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 марта 2015 г. N 171
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2015