Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 марта 2015 г. N 174
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Красноярск инжиниринг", ООО СК "АРСЕНАЛ", ООО "Стройпроект" на действия заказчика - Муниципального учреждения "Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района Красноярского края (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта "На выполнение работ по капитальному ремонту блока N 1 (спортзал) МКОУ "Ванаварская средняя общеобразовательная школа", с. Ванавара, ул. Увачана д. 26" на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - электронная площадка), номер извещения 0319300044915000008, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступили жалобы ООО "Красноярск инжиниринг", ООО СК "АРСЕНАЛ", ООО "Стройпроект"на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На выполнение работ по капитальному ремонту блока N 1 (спортзал) МКОУ "Ванаварская средняя общеобразовательная школа", с. Ванавара, ул. Увачана д. 26" (далее - жалоба).
Жалобы поданы в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалоб.
Заказчику, подателям жалоб было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика Котельников Алексей Михайлович (доверенность от 02.02.2015 г.), Заречный Василий Анатольевич (доверенность от 27.02.2015 г.), Сизых Елизавета Валерьевна (доверенность от 02.02.2015 г.);
- представитель ООО "Стройпроект" Никонова Ольга Михайловна (доверенность от 06.03.2015 г.);
- генеральный директор ООО "Красноярск инжиниринг" Кобалинский Михаил Викторович (протокол N12 от 29.09.2014 г.);
ООО СК "АРСЕНАЛ" явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не обеспечило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы ООО "Красноярск инжиниринг" следует, что требования, установленные Заказчиком к объекту закупки, содержащиеся в Приложение N 1 к документации об электронном аукционе N09 ЭА 02/15 "Техническое задание" противоречат положениям пункта 1 и 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Из содержания жалоб ООО "Красноярск инжиниринг" и ООО "Стройпроект" следует, что Заказчиком не установлен ГОСТ или ТУ или другой нормативный документ, на который он ссылается, при отборе технических параметров при подготовке требование к используемым материалам по пунктам: 2; 8; 9; 11; 12; 15-17; 20; 22-25; 27-31; 35; 36; 40; 42-47; 49; 50; 52-60; 62; 64; 66-74; 76-78; 82-91; 93-97; 101-108; 111; 112; 117; 119-123; 126-134; 136-167; 169-173; 176; 180-186; 189; 190; 193-197; 202-210; 215-222; 225-227; 230 и т.д., что в свою очередь делает невозможным подготовить заявку в части конкретных характеристик материалов.
Из содержания жалоб ООО СК "АРСЕНАЛ" и ООО "Стройпроект" следует, что согласно положений Информационной карты аукционной документации участники размещения заказа должны заполнить первую часть заявки, путем описания технических характеристик товара. При этом описываемые характеристики товара должны соответствовать требованиям к товарам, установленным в таблице п. 9 "технического задания" аукционной документации. Аукционная документация не уточняет порядка заполнения заявок по таким показателям, требования к значениям которых не могут быть поняты однозначно, например: "должен быть", "(не) менее", "(не) более", "не менее, но не более", "и/или", "5 %", "5%-15%", "5-10%", "10 - 15", "в пределах", "до", ",", "-". Заказчик не уточняет в каком случае участник размещения заказа должен указать конкретное значение показателя, диапазон значений, пределы значений показателей, какие математические расчеты должен произвести участник и т.д.
Также из содержания жалобы ООО "Стройпроект" следует, что в приложении N1 к документации об аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, использующимся при выполнении работ. Указание требований к товарам, указанных в техническом задании противоречит правилу объективного описания объекта закупки, поскольку установление требований к данным товарам не влияет на результат и качество выполнения работ данного объекта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
ООО "Стройпроект" указывает, что по некоторым наименованиям невозможно понять для каких целей Заказчик будет использовать требуемый материал и что он из себя представляет, например, дисперсия поливинилацетатная или отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей.
ООО "Стройпроект" указывает, что к некоторым материалам описание характеристик указывается по 2-3 раза в таблице технического задания, например, гвозди строительные в п.58 и п.240, кислород технических в п.10 и п.232, Проволока стальная низкоуглеродистая в п.265, 303, Электроды в п. 237, 269, 311 и т.д. Данный факт увеличивает время и сложность подготовки первой части заявки на участие в аукционе, что ограничивает количество участников аукциона, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
ООО "Стройпроект" дополнило жалобу следующим доводом. Согласно Приложению N 2 к аукционной документации "Ведомость объемов работ" и Приложению N 4. Обоснование цены контракта, Локальный Сметный расчет (Архитектурные решения), пункты 118 и 118 соответственно) подрядчику для выполнения работ необходимо приобрести и использовать следующие материалы:
118 |
ТСЦ-201-0818 |
Тяга подвеса 350 |
шт. |
704,8 |
Единицами измерения Тяги подвеса 350 являются Штуки. При этом Заказчиком установлено требование об использовании 704,8 штук вышеуказанного материала. Данный материал является необходимым элементом конструкции подвесного потолка, и измеряется, отпускается и используется только в целых единицах. Приобретение и использование, а так же оценка сметной стоимости в 704,8 шт. является недопустимыми.
Представители заказчика представили письменные пояснения по доводам, изложенным в каждой жалобе, просили признать жалобы необоснованными, а действия заказчика не нарушающими требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобы, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалоб, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения аукциона в электронной форме "На выполнение работ по капитальному ремонту блока N 1 (спортзал) МКОУ "Ванаварская средняя общеобразовательная школа", с. Ванавара, ул. Увачана д. 26", номер извещения 0319300044915000008.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует необходимость использования заказчиком, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с части 3 статьи 66 Федерального Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
При анализе аукционной документации Комиссией Красноярского УФАС России установлено, что в соответствии с разделом I Архитектурные решения Технического задания (Приложение N 1 к аукционной документации N N 09 ЭА 02/15), заказчиком указаны показатели, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуги, а именно:
п/н |
код ресурса |
Наименование ресурса |
4. |
101-0074 |
Битумы нефтяные строительные марки БН-70/30. Глубина проникания иглы при 25°С, 0,1 мм., в пределах 5-60. Температура размягчения по кольцу и шару, °С 70-105. Растяжимость при 25°С, не менее 1,0. Растворимость, %, не менее 99,50. Изменение массы после прогрева, %, не более 0,50. Температура вспышки, °С, не ниже 240. ГОСТ 6617-76. |
19. |
101-0575 |
Линкруст. Полотно по краям должно иметь гладкие, без рельефа, кромки шириной от 3 до 20 мм. Полезная ширина (без учета ширины кромок), мм. 500-600. Толщина, мм.: по кромкам (минимальная), не менее 0,5. Допускаемые отклонения полезной ширины линкруста не более: ГОСТ 5724-75. |
57. |
101-1794 |
Бризол. На поверхности не допускается посторонние включения, трещины, сквозные повреждения площадью более 2 см2. На разрывы и сквозные повреждения площадью менее 2 см2 допускается наложение усилий, вырезанных из полотна. Поверхность полотна с одной стороны должна быть равномерно припудрена тальком. Условная прочность при растяжении кгс/см2 - не менее 8. Относительное удлинение при разрыве % - не менее 50. Относительная остаточная деформация после разрыва % 5-25. Водопоглощение за 24 часа % - не более 0,6. Гибкость: на стержне 301 мм. при 20-25°С после 4-х двойных перегибов - отсутствие трещин. Эластичность: количество двойных перегибов на образце 100х40 мм. - не менее 10. |
Согласно информационным данным ГОСТа 6617-76 "Битумы нефтяные строительные. Технические условия" настоящий стандарт распространяется на нефтяные битумы, применяемые для строительных работ в различных отраслях народного хозяйства. В соответствии с пп. 1.1. и 1.2. ГОСТа 6617-76 строительные нефтяные битумы должны изготавливаться в соответствии с требованиями данного стандарта по технологии, утвержденной в установленном порядке. Строительные нефтяные битумы выпускают следующих марок: БН 50/50, БН 70/30, БН 90/10.
Согласно ГОСТа 5724-75 "Линкруст" настоящий стандарт распространяется на линкруст, предназначенный для внутренней отделки стен в помещениях с нормальным температурно-влажностным режимом эксплуатации. Линкруст представляет собой рулонный материал с рельефным рисунком, состоящий из пластической массы на основе синтетической смолы с наполнителем, нанесенной на бумажную подоснову, и относящийся к группе сгораемых материалов. В соответствии с п. 2.1. ГОСТа 5724-75 Линкруст должен изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептуре и технологическому регламенту, утвержденным в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3.10.29 Руководящего документа РД 153-39.4-091-01 "Инструкция по защите городских подземных трубопроводов от коррозии" (введен в действие приказом Минэнерго РФ от 29 декабря 2001 г. N 375) в качестве армирующих и оберточных материалов для изоляции стыков и ремонта мест повреждений мастичных битумных покрытий необходимо применять рулонные материалы типа "Бризол":
- Поликром-БР (ТУ 66.30.019-93);
- полотно резиновое гидроизоляционное (ТУ 38.105436-77 с учетом Изм. N 4 от 25.09.94 г.).
Таким образом, Комиссия по рассмотрению жалобы приходит к выводу о том, что "Битумы нефтяные строительные", "Линкруст", "Бризол" относятся к техническому наименованию материала и не являются: товарным знаком; знаком обслуживания; фирменным наименованием и не включен в патент; не относятся к полезным моделям, промышленным образцам и не содержат наименование страны происхождения. Следовательно, установление эквивалентности для данных материалов является не правомерным.
Относительно довода жалоб ООО "Красноярск инжиниринг" и ООО "Стройпроект" о том, что Заказчик, указывая различные характеристики товаров, не указал какими нормативными документами следует руководствоваться участнику закупки, Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что по пунктам: 2, 8, 9, 11, 12, 15, 16, 17, 28, 36, 47, 53, 54, 55, 69, 68, 74, 76, 78, 83, 90, 102, 111, 112, 117, 119, 122, 132, 133, 137, 145, 147, 148, 157, 158, 159, 160, 161, 163, 169, 170, 176, 190, 197, 202, 204, 215, 216, 217, 221, 222, 230 - конкретные показатели технических характеристик не установлены. По пунктам: 30, 31, 56, 69, 72, 73, 82, 84, 86, 87, 88, 89, 91, 108, 121, 127, 129, 130, 136, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 146, 205, 206, 207, 208, 210, 227- установлена эквивалентность материалов. Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России считает, что требования к материалам, указанным Заказчиком в документации об электронном аукционе, установлены в соответствии с потребностями Заказчика, что соответствует положением пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалоб ООО СК "АРСЕНАЛ" и ООО "Стройпроект" о том, что аукционная документация не уточняет порядка заполнения заявок по таким показателям, требования к значениям которых не могут быть поняты однозначно Комиссия Красноярского УФАС считает несостоятельным, ввиду следующего.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с Требованиями к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме информационной карты. Первая часть заявки должна содержать: согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к аукционной документации N N 09 ЭА 02/15), заказчиком указаны показатели, позволяющие определить соответствие товара, работы, услуги, установленным заказчиком требованиям. Диапазоны и пределы значений показателей определены из характеристик материалов и товаров, что установлено и регламентировано нормами стандартизации, которые приведены и присутствуют в Техническом задании. Таким образом, Заказчик не нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
ООО "Стройпроект" считает, что требования к товарам: асбест хризотиловый марки А-6К-30 (поз.1), бензин авиационный Б-70 (поз.2), Гвозди строительные (поз.6), Керосин (поз.9), Кислород (поз.10, 232), Лента стальная упаковочная (поз.17), Магний технический хлористый (бишофит) (поз.20), Миткаль суровый (поз. 25), Мыло твердое хозяйственное (поз.26), Опилкидревесные (поз.28), Паста меловая (поз.29), Шкурка шлифовальная (поз.37), Очес льняной (п.38), Войлок (поз.41,68) Пакля (поз.42), Бензин растворитель (поз.49), Ветошь (поз.52), Тальк молотый (поз.53), Бумага ролевая (поз.62), Резина губчатая (поз. 66), Резина прессованная (поз.67), Карборунд (поз.76), Спирт фурфуриловый (п.80), Дисперсия поливинилацетатная (п.81), Растворитель марки Р-4 (п.92), Лента бумажная (п.93), Шнур полиуретановый (п.107), Клинья пластиковые монтажные (п.117), Мука андезитовая кислотоупорная (п.126), Олигоэфиракрилат (п.127), Полиэтиленполиамин (п.128), Смола эпоксидная (п.129), Маршалит (п.131), Графит измельченный (п.134), Смола ЭД-8 (п.135), Очиститель для клея (п.137), Периклаз плавленый (п.147), Отдельные конструктивные элементы зданий и сооружений с преобладанием горячекатаных профилей (п.148, 255), Канат (п.202,231), Волокно асбестовое (п.203), Поковки (п.233), Проволока канатная (п.234, 235), Роли свинцовые (п.266), Патроны для пристрелки (п.268), Шпагат бумажный (п.270), нитки швейные (п.273), Бирки маркировочные (п.278), Припои (п.282), Сжимы ответвительные (п.284), Наконечники кабельные (п.285), Кнопки монтажные (п.286), Полоски и пряжки для крепления проводов (п.290), вазелин (п.293), указанных в техническом задании противоречит правилу объективного описания объекта закупки, поскольку установление требований к данным товарам не влияет на результат и качество выполнения работ данного объекта, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
ООО "Стройпроект" указывает, что по некоторым наименованиям невозможно понять для каких целей Заказчик будет использовать требуемый материал и что он из себя представляет.
Данные доводы Комиссия Красноярского УФАС считает несостоятельными, ввиду того, что согласно аукционной документации объектом закупки является "Выполнение работ по капитальному ремонту блока N 1 (спортзал) МКОУ "Ванаварская средняя общеобразовательная школа" с. Ванавара, ул. Увачана д. 26". Таким образом, в приложения N1 к документации об аукционе Заказчиком в соответствии со своими потребностями установлены требования к товарам, использующимися Подрядчиком при выполнении работ. Следовательно, требуемые материалы необходимы Подрядчику, а Заказчику результат работ, что соответственно и отражено аукционной документацией и в том числе изложено в проекте Муниципального контракта.
Относительно довода жалобы ООО "Стройпроект" о том, что описание характеристик указывается по 2-3 раза в таблице технического задания, например, гвозди строительные в п.58 и п.240, кислород технических в п.10 и п.232, Проволока стальная низкоуглеродистая в п.265, 303, Электроды в п. 237, 269, 311, Комиссией по рассмотрению жалобы не может быть принят во внимание в виду того, что Техническое задание (Приложение N 1 к аукционной документации N N 09 ЭА 02/15) содержит четыре раздела по основным работам: Архитектурные решения; Общестроительные работы; Электроосвещение; Электросиловое оборудование в каждом из которых содержатся показатели, позволяющие определить соответствие товара, установленным заказчиком требованиям.
Относительно дополнительного довода жалобы ООО "Стройпроект" о том, что Заказчиком установлено требование об использовании 704,8 штук "Тяги подвеса 350", является необоснованным в виду того, что Техническое задание (Приложение N 1 к аукционной документации N N 09 ЭА 02/15) не содержит в себе требований к техническим характеристикам материала "Тяга подвеса 350".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобы ООО "Красноярск инжиниринг", ООО СК "АРСЕНАЛ", ООО "Стройпроект" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А. А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 6 марта 2015 г. N 174
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2015