Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 марта 2015 г. N 177,179
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.М. Слаутиной, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "Строители Хакасии" и ООО "Спектр" на действия уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона N ЭА 310/15 "На право заключения контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту помещений кардиологического отделения в здании КГБУЗ "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 03.03.2015 поступили жалобы ООО "Строители Хакасии" и ООО "Спектр" (далее - податели жалоб) на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000115000526.
Существо жалоб: документация об электронном аукционе составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалоб, уполномоченного органа, государственного заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн" (далее - заказчик), оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалоб.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:
- представитель ООО "Спектр" - Гутьяр Светлана Александровна (доверенность б/н от 08.01.2015, удостоверение личности);
- представитель уполномоченного органа - Новичихин Артем Иванович (доверенность б/н от 12.01.2015, удостоверение личности).
Явку своих представителей заказчик и ООО "Строители Хакасии" на заседание Комиссии по рассмотрению жалоб по существу не обеспечили.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации уполномоченным органом были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
В проекте государственного контракта в нарушение требований части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрен срок оплаты выполненных по контракту работ, исчисляемый в банковских днях, количество которых не тождественно количеству дней, составляющих срок, предусмотренный вышеуказанной нормой Закона о контрактной системе.
Также в нарушение части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе условиями проекта государственного контракта не предусмотрены сроки осуществления заказчиком приемки результатов выполненной по контракту работы. Условия контракта по приемке работ сформулированы таким образом, что невозможно установить срок принятия заказчиком выполненной работы (ее результатов).
Вместе с тем, по мнению подателей жалоб, в ведомости объемов работ и локальном сметном расчете (данные и нумерация пунктов указанных разделов аукционной документации совпадают и являются идентичными) заказчиком установлены невыполнимые требования.
В соответствии с позицией 52 подрядчику необходимо поставить смеситель в количестве 1 штуки, при этом установка данных смесителей (пункт 51) предусмотрена только в количестве 0,1 шт.
Всего, согласно сведениям локального сметного расчета и ведомости объемов работ необходимо приобрести и поставить смесителей в количестве 48 штук (пункты 52, 115, 178, 249, 313, 377, 487, 550, 613, 676, 733, 796, 859, 930, 1001, 1064, 1127, 1190, 1253, 1316, 1379, 1442, 1505, 1568, 1631, 1741, 1804, 1867, 1930, 1993, 2476, 2515, 2552, 2592, 2629, 2669, 2722). Но установка предусмотрена только по 0,1 штуки каждого смесителя (пункты 51, 114, 177, 248, 312, 376, 486, 549, 612, 675, 732, 795, 858, 929, 1000, 1063, 1126, 1189, 1252, 1315, 1378, 1441, 1504, 1567, 1630, 1740, 1803, 1866, 1929, 1992,2475, 2514, 2551, 2591,2628, 2668, 2721).
Аналогичная ситуация с приобретением и установкой унитазов и розеток штепсельных (согласно пунктам 245, 246, 1450, 1451). Пунктами 246, 310, 374, 927, 998, 2512, 2549, 2589, 2626, 2666 локального сметного расчета и ведомости объемов работ предусмотрено приобретение и поставка унитазов в количестве 21 штуки. При этом оплата за установку, согласно пунктам 245, 309, 373, 926, 997, 2511, 2548, 2588, 2625, 2665, предусмотрена лишь в количестве 0,1 комплекта на каждый комплект унитаза с бачком.
Пунктом 1451 локального сметного расчета и ведомости объемов работ предусмотрено приобретение и поставка розетки штепсельной в количестве 4 штук. При этом оплата за установку, согласно пункту 1450, предусмотрена лишь в количестве 0,01 штуки каждой розетки.
Таким образом, единицами измерения установки смесителей, унитазов и розеток являются 10 штук, 10 комплектов и 100 штук соответственно. Заказчиком, при составлении сметного расчета были неверно произведены расчеты, на основании которых была неверно определена начальная максимальная цена контракта, так как установка 0,1 либо 0,01 штуки каждого вышеуказанного изделия невозможна.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представитель ООО "Спектр" подтвердил обстоятельства того, что ООО "Спектр" была подана заявка на участие в электронном аукционе, а также указанным участником закупки в адрес уполномоченного органа и заказчика не направлялись запросы о даче разъяснений положений аукционной документации.
На вышеуказанные доводы подателей жалоб уполномоченным органом были представлены нижеследующие возражения.
Из смысла пункта 2.4 проекта государственного контракта следует, что оплата производится в течение 30 банковских дней на основании предъявленных подрядчиком документов, которые необходимо заказчику проверить и подписать, на что необходимо предусмотренное контрактом время. В свою очередь из пункта 3.3.2 проекта государственного контракта следует, что оплата за выполненные объемы работ осуществляется в течение 20 банковских дней с момента подписания предусмотренных рассматриваемым пунктом документов. Следовательно, сроком оплаты считается 20 банковских дней, что не превышает 30 календарных дней, предусмотренных частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Из совокупности сведений пунктов 5.3 и 3.3.2 проекта государственного контракта следует, что заказчик в течение трех рабочих дней с момента получения документов от подрядчика должен приступить к приемке выполненных работ по контракту, далее, с того момента как он приступил к такой приемке он обязан принять в течение трех дней выполненные работы, либо написать мотивированный отказ в течение трех дней. Следовательно, требования части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе соблюдены в полном объеме.
В состав аукционной документации входят, в том числе, следующие документы: информационная карта, описание объекта закупки, технические требования к материалам, ведомость объемов работ, проект контракта с приложениями, расчет НМЦ контракта. Указанные документы являются полным комплектом необходимых достаточных документов для определения участником закупки объемов, содержания, функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки и их соответствия потребностям заказчика. Податели жалоб подтверждают тот факт, что ведомость объемов работ и обоснование НМЦ контракта полностью идентичны друг другу, что, по мнению уполномоченного органа, говорит об отсутствие противоречий в аукционной документации. По условиям аукционной документации, участнику закупки необходимо предоставить конкретные показатели применяемых материалов только на основании максимальных и минимальных значений показателей, используемых товаров, указанных к технических требованиях к применяемым материалам.
По доводам, заявленным подателями жалоб, в адрес уполномоченного органа не поступало запросов от участников закупки с просьбами о даче разъяснений положений аукционной документации.
В ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалоб по существу представитель уполномоченного органа отметил, что на участие в электронном аукционе было подано 55 заявок. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, по мнению уполномоченного органа, указанный показатель количества поданных заявок свидетельствует о том, что указанному количеству участников закупки были в полном объеме понятны объемы работ, которые подлежат выполнению по условиям контракта.
Заявка на проведение определения поставщика путем проведения электронного аукциона, содержащая, в том числе, локальный сметный расчет, была получена уполномоченным органом от Министерства строительства Красноярского края. Указанный локальный сметный расчет прошел в установленном законодательством Российской Федерации порядке процедуру государственной экспертизы и получил положительное заключение.
На основании вышеизложенного, по мнению уполномоченного органа, доводы подателей жалоб являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения подрядчика путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссией были установлены следующее обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению подрядчика путем проведения электронного аукциона N ЭА 310/15 "На право заключения контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту помещений кардиологического отделения в здании КГБУЗ "Красноярский краевой госпиталь для ветеранов войн".
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из сведений раздела 2 информационной карты аукционной документации, Комиссия установила, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы в Описании объекта закупки.
Из описания объекта закупки аукционной документации следует, что требования, предъявляемые к объекту закупки, изложены в ведомости объемов работ, являющихся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме, а требования, предъявляемые к товару, используемому при выполнении работ - в разделе "Технические требованиям к материалам и конструкциям (изделиям)", являющимся неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме
В результате изучения содержания ведомости объемов работ и раздела "Технические требованиям к материалам и конструкциям (изделиям)" аукционной документации Комиссия пришла к выводу о том, что в указанных разделах аукционной документации уполномоченным органом, действующим в интересах заказчика, изложены требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а также максимальные и (или) минимальные, неизменные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, установленным заказчиком требованиям в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Аукционная документация содержит надлежащее описание объекта закупки в ведомости объемов работ и разделе "Технические требованиям к материалам и конструкциям (изделиям)", также в состав аукционной документации входит локальный сметный расчет, что является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и проект контракта.
Комиссия обращает внимание на то, что указание уполномоченным органом характеристик и показателей товаров, которые подлежат использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, а также изложение объемов работ в соответствующей ведомости, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки аукционной документации, не свидетельствует об отсутствии у участника закупки возможности в определении потребности заказчика, а также не свидетельствует об их субъективности и невыполнимости, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости, исходя из своей потребности, обеспеченной за счет средств бюджета соответствующего уровня.
Подателем жалобы не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки аукционной документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией было принято во внимание обстоятельство того, что заявка на проведение определения поставщика путем проведения электронного аукциона, содержащая, в том числе, локальный сметный расчет, являющийся обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, была получена уполномоченным органом от Министерства строительства Красноярского края. Указанный локальный сметный расчет прошел в установленном законодательством Российской Федерации порядке процедуру государственной экспертизы и получил положительное заключение.
Нарушений требований, предъявляемых законодателем к процедуре обоснования начальной (максимальной) цены контракта в статье 22 Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного органа, выразившихся в формулировании положений и содержания аукционной документации, Комиссией не было выявлено.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что довод ООО "Спектр" о неисполнимости условий, сформулированных уполномоченным органом в Описании объекта закупки аукционной документации, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Согласно части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Из смысла части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе следует, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе (в том числе, электронный аукцион), в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Из извещения о проведении электронного аукциона следует, что он осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 2.4 проекта государственного контракта предусмотрено, что оплата за выполненные работы осуществляется платежными поручениями в течение 30 банковских дней на основании предъявленных Подрядчиком счета - фактуры, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и прилагаемой к ней расшифровки по видам работ (форма N КС-2).
Следовательно, из указанного пункта контракта следует, что оплата будет производится заказчиком в течение 30 банковских дней на основании предъявленных подрядчиком документов, которые заказчику надлежит проверить и подписать, на что необходимо предусмотренное условиями контракта время.
В силу пункта 3.3.2 проекта государственного контракта в обязанности заказчика входит принятие от подрядчика выполненных объемов работ, в течение трех дней после предъявления подрядчиком акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по КС-3, произведение оплаты принятых объемов работ, в течение 20 банковских дней.
Следовательно, из указанного пункта контракта следует, что оплата за выполненный подрядчиком объем работ, являющихся предметом контракта, будет произведена заказчиком в течение 20 банковских дней с момента подписания вышеуказанных документов, что не превышает срок, предусмотренный частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в результате изучения проекта государственного контракта Комиссия пришла к выводу о том, что срок оплаты заказчиком выполненных подрядчиком работ, являющихся предметом контракта, установленный пунктами 2.4 и 3.3.2 проекта государственного контракта, не противоречит части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе, поскольку в пункте 2.4 контракта указанный срок включает в себя время, выделенное заказчику на проверку и подписание счета - фактуры, справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и прилагаемой к ней расшифровки по видам работ (форма N КС-2), а в пункте 3.3.2 контракта установленный срок не превышает предельный срок, предусмотренный частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, в том числе, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.
Порядок приемки заказчиком работ, выполненных подрядчиком по условиям государственного контракта, изложен в пунктах 5.1 - 5.6 следующим образом:
"Приемка выполненных работ по контракту осуществляется представителями подрядчика и Заказчика. Подрядчик по окончанию работ предъявляет Заказчику акты о приемке выполненных работ по форме КС N 2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС N 3, счета-фактуры. Заказчик в течение трёх рабочих дней приступает к приемке результата выполненных работ по этапу. При обнаружении Заказчиком в ходе приемки объекта недостатков в выполненной работе составляется акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) со сроками их устранения Подрядчиком. Подрядчик обязан устранить все обнаруженные недостатки своими силами и за свой счет в сроки, указанные в акте. Устранение Подрядчиком в установленные сроки выявленных Заказчиком недостатков не освобождает его от уплаты неустойки, предусмотренных настоящим контрактом".
Учитывая обязанность заказчика, предусмотренную пунктом 3.3.2 проекта государственного контракта, принимая во внимание вышеизложенный порядок приемки работ, Комиссия установила, что заказчик с момента получения от подрядчика акта приемки выполненных работ по форме КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по КС-3 обязан приступить к принятию выполненных работ в течение трех дней и производить эту процедуру ему надлежит в течение трех рабочих дней. Далее, заказчик по истечению трех рабочих дней либо оформляет документ о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо в адрес подрядчика составляет акт, в котором фиксирует перечень дефектов (недоделок) со сроками их устранения подрядчиком.
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что рассматриваемым проектом государственного контракта предусмотрены порядок и сроки проведения заказчиком процедуры приемки выполненных работ, являющихся предметом контракта, в соответствии с требованиями части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность для любого участника электронного аукциона, получившего аккредитацию на электронной площадке, направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Комиссия отмечает тот факт, что податели жалоб, перед подачей заявок на участие в электронном аукционе, были ознакомлены с положениями документации о рассматриваемом электронном аукционе. Податели жалоб не воспользовались правом, предусмотренным частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, за разъяснениями к заказчику не обращались.
По доводам, заявленным подателями жалоб, в адрес уполномоченного органа не поступало запросов от участников закупки с просьбами о даче разъяснений положений аукционной документации.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 06.03.2015 следует, что на участие в электронном аукционе было подано 55 заявок от участников закупки, что свидетельствует о том, что указанному количеству хозяйствующих субъектов были в полном объеме понятны потребности заказчика, изложенные в аукционной документации, а также у указанного количества хозяйствующих субъектов не возникло сомнений в исполнимости условий, изложенных в Описании объекта закупки аукционной документации. В указанное число участников закупки, пожелавших принять участие в электронном аукционе и выразивших согласие на выполнение работ, являющихся объектом закупки, на условиях аукционной документации, путем подачи соответствующих заявок, входит и ООО "Спектр".
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях уполномоченного органа, действующего в интересах заказчика, отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалоб ООО "Строители Хакасии" и ООО "Спектр" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.М. Слаутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 марта 2015 г. N 177,179
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.03.2015