Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 декабря 2014 г. N 1341,1344
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П.Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - государственного инспектора А.Н. Ганус, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "СЭС", ООО "ВАРИАНТ" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Сибирский клинический центр Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, обслуживания гардероба и санитарной обработки помещений, поверхностей и инвентаря для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России", на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю поступили жалобы ООО "СЭС", ООО "ВАРИАНТ" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, обслуживания гардероба и санитарной обработки помещений, поверхностей и инвентаря для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России", на электронной площадке ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения N0319100004914000466.
Жалобы поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям части 8 статьи 105 указанного закона, в связи, с чем подлежит принятию к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика и подателей жалоб были направлены уведомления о содержании жалоб и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено представить в адрес управления пояснения по доводам жалоб.
Существо жалоб: несоответствие документации об электронном аукционе требованиям Федерального Закона о контрактной системе.
На заседании по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представители заказчика Пелевина Яна Павловна (доверенность N20511 от 16.12.2013) и Ярышева Анна Андреевна (доверенность N31 от 14.02.2014)
- представитель ООО "СЭС" Моисеева Екатерина Ивановна (доверенность N301/14 от 25.12.2014 г.).
ООО "ВАРИАНТ" явку своего представителя на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу не обеспечило, не ходатайствовало о рассмотрении в свое отсутствие.
Из содержания жалобы ООО "СЭС" следует, что заказчиком предмет закупки определен с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, так как в предмет закупки включены функционально и технологически не связанные работы и услуги, а именно: уборка помещений, санитарная уборка помещений, уборка прилегающих территорий, уборка, мойка и дезинфекция мусоропровода, услуги по обслуживанию гардероба. Включение в состав одного лота указанных видов услуг, технологически и функционально не связанных, противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания жалобы ООО "ВАРИАНТ" следует, что в аукционной документации заказчиком при описании товаров, необходимых для оказания услуг указаны: несуществующие и несоразмерные показатели в отношении средств, по позициям 3,6,12,14,15,19: для ухода за напольными покрытиями, чистящих средств для поверхностей из дерева, для чистки тканевых покрытий, дезинфицирующих средств для мытья поверхностей (ежедневная уборка), дезинфицирующее средство для мытья поверхностей (комплексная уборка); плечики для верхней одежды, в пункте 7 Технического задания на уборку помещений указано: Также, несоразмерные требования установлены пунктом 7 Технического задания на уборку помещений, например: "В случае возникновении экстренной ситуации (затопление т.п.), Заказчик имеет право потребовать провести разовую уборку, 20 часов в год, сверх предусмотренной нормы площадей. В контексте рассматриваемой документации неясно, какое количество персонала потребуется на указанные 20 часов и что такое норма площади.
Пунктом 3 Технического задания на уборку, мойку и дезинфекцию мусоропровода предусмотрено требование: - Допуск грузоподъемного механизма: поднимать контейнеры с захватом только за четыре кольца, ставить загруженные или порожние контейнера только при наличии грузозахватных траверс, зазор между контейнерами на площадке должен быть не менее 0,1-м; между группами контейнеров на площадке должны оставаться проходы шириной 0,6-м. Данное требование может быть предъявлено к лицам, оказывающим услуги по вывозу ТБО. Названная услуга является самостоятельным объектом закупки и рассматриваемой документацией не предусмотрена.
Представители заказчика представили письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, просили признать жалобу необоснованной, а действия заказчика не нарушающими требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения аукциона в электронной форме "Оказание комплекса услуг: услуг уборки территорий, уборки помещений, обслуживания гардероба и санитарной обработки помещений, поверхностей и инвентаря для нужд ФГБУЗ СКЦ ФМБА России".
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом), в соответствии с требованиями част 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе извещение и документация об электронном аукционе должны содержать предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, а именно: "заказчик при осуществлении закупки устанавливает единые требования к участникам закупки на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (при его наличии), а также правомочности участника закупки заключать контракт".
Анализ аукционной документации заказчика Комиссии показал, что рассматриваемая закупка состоит из одного лота, в который одновременно включены следующие виды услуг: уборка помещений, санитарная уборка помещений, уборка прилегающих территорий, уборка, мойка и дезинфекция мусоропровода, услуги по обслуживанию гардероба.
Комиссия отмечает, что законом о контрактной системе не раскрывается понятия технологически и функционально связанной или не связанной между собой той или иной продукции, товаров, работ, услуг. Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какая продукция, товар, вид работ, услуг имеет между собой технологическую и функциональную связь и, следовательно, формирует лот и устанавливает требования к объекту закупки в зависимости от своей потребности с учетом действующего законодательства и законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1.1.1 проекта договора, являющимся неотъемлемой частью аукционной документации указано, что исполнитель обязан обеспечить качественное оказание услуг в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, включая ГОСТ Р 51870-2002 "Услуги бытовые. Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия", СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
При анализе СанПиН 2.1.3.2630 -10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" и действующими в ЛПУ схемами, правилами и инструкциями, разработанными в соответствии с данными СанПиНами и ГОСТ, Комиссия отмечает, что все перечисленные виды услуг являются технологически и функционально связанными, основной функцией которых является поддержание чистоты и инфекционной безопасности на объектах заказчика, а именно: уборка и санитарная уборка помещений в зданиях, уборка и дезинфекция мусоропроводов в зданиях, уборка прилегающих территорий и объектов на них (в том числе контейнерных площадок, крылечек, табличек), поддержание чистоты инвентаря в гардеробах и оказание гардеробных услуг (для недопущения попадания грязи на верхней одежде и/или уличной обуви посетителей и больных внутрь объектов заказчика). Так, Согласно пункта 11.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" указано: все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь должны содержаться в чистоте, то есть данные требования предъявлены ко всем помещениям лечебно-профилактического учреждения (далее - ЛПУ) включая гардероб, комнаты, где имеется выход к мусоропроводу, и сам мусоропровод, поскольку все они являются неотъемлемой частью ЛПУ (в котором должна проводиться уборка с помощью моющих и дезинфицирующих средств минимум 2 раза в день). В частности, гардероб ЛПУ - это первое звено, которое должно ограничивать проникновение грязи, бактерий, микробов на территорию ЛПУ. В случае, если инфекция возникнет в гардеробе она распространится на территорию поликлиники, стационара и принимать противоэпидемические мероприятия будет необходимо на территории ЛПУ в целом, а не только "точечно" в гардеробе.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу что данные услуги между собой функционально и технологически связаны, поскольку в комплексе направлены на поддержание помещений и прилегающей территории в надлежащем (санитарно- гигиеническом и эксплуатационном состоянии).
Довода подателя жалобы ООО "ВАРИАНТ" по поводу несуществующих и несоразмерных показателей в отношении дезинфицирующих средств Комиссия считает несостоятельным, так как податель жалобы не указал в своей жалобе, что именно по его мнению является несоразмерным и несуществующим показателем: количественный и качественный показатель, единообразность, материал, форма оборудования, дезинфицирующего средства.
Так, Комиссия отмечает, что в аукционной документации в разделе "Требования к оборудованию, моющим, чистящим и дезенфицирующим средствам" указано следующее:
N п/п |
Средство или материал |
Требования к качественным и техническим характеристикам |
3. |
Средство для ухода за напольными покрытиями |
Средство для ухода за напольными покрытиями (для полутвердых полов). Применяется для повышения устойчивости к истиранию и появлению пятен от каблуков обуви за счет образования прочных износостойких и водостойких нескользящих пленок с матовым оттенком (при наличии матирующих компонент) или глянцевым блеском, отсутствия скользких поверхностей, ухудшения качества полов (в соответствии с ГОСТ Р 51870-2002) . Покрытие средством должно быть высокой водостойкости, полируемое. Средство должно обладать свойствами: обладать грязеотталкивающими свойствами износостойкое образовывать матовую (либо полуматовую) или глянцевую поверхность (в зависимости от наличия и типа матирующих компонентов) уменьшать образование черных полос противоскользящее Ингредиенты: комплекс ПАВ - менее 5 % анионные поверхностно-активные вещества и неионогенные поверхностно-активные вещества или менее 5 % неионогенные поверхностно-активные вещества; др. компоненты. Применение: Генеральная уборка (однократно) |
6. |
Средство чистящее для поверхностей из дерева |
Средство чистящее для поверхностей из дерева. Средство должно быть безопасным для деревянных поверхностей, очищать стены, пол без вреда для поверхности. Ингредиенты: комплекс ПАВ - менее 5 % анионные поверхностно-активные вещества и неионогенные поверхностно-активные вещества или менее 5 % неионогенные поверхностно-активные вещества; др. компоненты. Применение: Ежедневная уборка |
12. |
Средство для чистки тканевых покрытий
|
Средство должно очищать различные тканевые покрытия (ткань, велюр, ковры) в режиме ручной чистки и при использовании моющих пылесосов. Средство должно удалять пыль и масляно-жировые загрязнения, обеспечивать бережную очистку, сохранять полную эффективность в холодной воде, должно не содержать отбеливателей. Ингредиенты: менее 5% неионогенные поверхностно-активные вещества либо анионные поверхностно-активные вещества; менее 15% фосфаты либо менее 5% мыло; др. компоненты. Применение: Генеральная уборка |
13. |
Мыло жидкое |
Мыло жидкое (ГОСТ Р 52345-2005). По внешнему виду должно быть однородной однофазной или многофазной жидкостью (геле- или кремообразная масса, жидкая или густая) без посторонних примесей, на нежировой основе или жировой основе. Должно обладать увлажняющими и смягчающими свойствами, препятствовать появлению трещин на коже. Должно подходить для частого использования, обладать гипоаллергенными свойствами и иметь рН не более 10 (в зависимости от основы жидкого мыла). Применение: Ежедневная уборка |
14. |
Дезинфицирующее средство для мытья поверхностей (ежедневная уборка)
|
Средство при проведении дезинфекции должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов (в отношении всех известных вирусов-патогенов человека, в том числе вирусов энтеральных и парентеральных гепатитов (в т. ч.гепатита, А, В и С), ВИЧ, полиомиелита, аденовирусов, вирусов "атипичной пневмонии" (SARS), "птичьего" гриппа H5N1, "свиного" гриппа, гриппа человека, герпеса и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов (Аспергиллюс), возбудителей внутрибольничных инфекций, анаэробной инфекции. Средство должно применяться для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, уборочного материала, резиновых ковриков, предметов ухода за больными, средств личной гигиены, номерков в гардеробе. Не должно вызывать коррозии металлов, не должно быть агрессивным по отношению к объектам обработки. Допускать использование методом погружения в раствор, орошения и протирания. Средство по параметрам острой токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 должно быть 5 или 4 класса при введении в желудок и при нанесении на кожу. Действующие вещества - ЧАС, третичный амин, гуанидин (не более 3% каждого вещества в составе средства); другие компоненты. Мера активности иона водорода: водородный показатель (1% раствор) - не выше 10 pH. Применение: Ежедневная уборка |
15. |
Дезинфицирующее средство для мытья поверхностей (комплексная уборка) |
При проведении дезинфекции средство должно обладать антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных (включая микобактерии туберкулеза) микроорганизмов, вирусов (включая аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа и др. возбудителей острых респираторных инфекций, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, вирусы энтеральных, парентеральных гепатитов А,В,С, герпеса, атипичной пневмонии, птичьего и свиного гриппа, ВИЧ и др.), грибов рода Кандида, Трихофитон и плесневых грибов, возбудителей внутрибольничных инфекций (включая синегнойною палочку и золотистый стафилококк) и анаэробных инфекций. Средство должно применяться для дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, уборочного материала, резиновых ковриков, |
|
|
|
|
|
предметов ухода за больными, средств личной гигиены. Не должно вызывать коррозии металлов, не должно быть агрессивным по отношению к объектам обработки. Допускать использование методом погружения в раствор, орошения и протирания. Средство по параметрам острой токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 должно быть 3 или 4 класса при введении в желудок и при нанесении на кожу. Действующие вещества - ЧАС (не более 18%), гуанидин (не менее 6%), поверхностно-активные вещества. Мера активности иона водорода: водородный показатель - от 2,5 до 8pH. Применение: Комплексная уборка |
19. |
Плечики для верхней одежды |
Плечики для верхней одежды. Для пополнения количества необходимых для верхней одежды посетителей в гардеробах. Должны быть единообразными (материал - металл либо дерево с металлическим крючком), с перекладиной. Должны хорошо мыться и быть безопасными для одежды посетителей. |
Указанные показатели установлены заказчиком в соответствии с ГОСТ Р 51870-2002 (Услуги по уборке зданий и сооружений. Общие технические условия) и СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", нормы которых гласят, что при оказании комплекса услуг по уборке и уходу (внутренние и внешние работы) должны быть обеспечены безопасность жизни, здоровья и сохранность имущества потребителя услуг и санитарно-гигиенические требования моющими средствами и дезинфицирующими средствами, используемые при уборке и санитарной уборке помещений в зданиях, уборке и дезинфекции мусоропроводов в зданиях, уборке прилегающих территорий и объектов на них (в том числе контейнерных площадок, крылечек, табличек и т.д.), поддержании чистоты инвентаря в гардеробах, должны быть совместимы с друг другом.
Кроме того, что касается, несоразмерности требования пункта 7 Технического задания аукционной документации, Комиссия считает также данный довод несостоятельным, поскольку в пункте 7 технического задания аукционной документации заказчика указано: в случае возникновении экстренной ситуации (затопление т.п.), Заказчик имеет право потребовать провести разовую уборку, 20 часов в год, сверх предусмотренной нормы площадей". Комиссия отмечает, что все площади, подлежащие уборке, указаны в техническом задании аукционной документации по каждому объекту отдельно (соответственно, определен максимальный объем по площадям при возникновении экстренной ситуации), также в аукционной документации указано по количеству персонала, что исполнитель сам определяет, какое именно количество персонала ему потребуется для выполнения данного вида услуг. В проекте договора аукционной документации указано, что исполнитель обязан, согласно пункта 2.1.4.: "Направлять персонал в количестве, достаточном для оказания соответствующего вида Услуг...".
Довод подателя жалобы ООО "Вариант" относительно пункта 3 технического задания аукционной документации, в котором указано: "Допуск грузоподъемного механизма: поднимать контейнеры с захватом только за четыре кольца, ставить загруженные или порожние контейнера только при наличии грузозахватных траверс, зазор между контейнерами на площадке должен быть не менее 0,1-м; между группами контейнеров на площадке должны оставаться проходы шириной 0,6-м". По мнению подателя жалобы, данное требование может быть предъявлено к лицам, оказывающим услуги по вывозу ТБО. Названная услуга является самостоятельным объектом закупки и рассматриваемой документацией не предусмотрена, является несостоятельным, так как Комиссия отмечает, что данная услуга не ограничивается только вышеприведенными функциями, в связи с тем, что при выполнении данной работы, требуется, как указано в техническом задании аукционной документации: своевременная замена заполненных контейнеров под стволом мусоропровода на порожние; вывоз контейнеров с отходами с места перегрузки для загрузки в специальный транспорт; содержание в исправности и чистоте грузоподъемные механизмы, грузозахватные приспособления и инструменты, сбор листвы и мусора в контейнеры, установленные на контейнерной площадке; участие в процессе загрузки крупногабаритного мусора уборка контейнерной площадки"
Согласно пункту 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", на каждом объекте Заказчика имеется площадка для контейнеров. Замена контейнеров, перемещение полных контейнеров на площадку, загрузка мусора в контейнеры на площадке, соблюдение порядка в расположении контейнеров на площадке и уборка площадки производится именно Исполнителем, без привлечения посторонних лиц. Также загрузка крупногабаритного мусора, в том числе и в специализированный автотранспорт организации, выполняющей по отдельному договору сбор и вывоз ТБО Заказчика в подготовленных контейнерах со специальной площадки, расположенной не менее, чем в 25 метрах от здания, производится с участием Исполнителя. Такой мусор загружается как вручную, так и с помощью грузоподъемных механизмов. Так как Исполнитель участвует в загрузке мусора в машины вывозящей ТБО организации, он обязан соблюдать указанные в документации требования, как с точки зрения безопасности, так и с точки зрения недопущения просыпания мусора в процессе загрузки контейнеров и крупногабаритного мусора.
Учитывая приведенные обстоятельства и письменные пояснения представителей заказчика, Комиссия делает вывод об отсутствии нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобы ООО "СЭС", ООО "ВАРИАНТ" необоснованными.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.Н. Ганус |
|
А. А. Овчар |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 30 декабря 2014 г. N 1341,1344
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.01.2015