Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 марта 2015 г. N 160
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии -
Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.С. Зыряновой, государственного инспектора, рассмотрев жалобу ООО "Мостремстрой" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса "Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт коммунального моста через протоку р. Енисей в районе ССК г. Минусинска Красноярского края (с антисейсмическими мероприятиями)" (далее - открытый конкурс), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Мостремстрой" на действия конкурсной комиссии (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона. В связи с этим жалоба была принята Красноярским УФАС России к рассмотрению.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, уполномоченного органа и подателя жалобы было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено представить в адрес Красноярского УФАС России пояснения и копии материалов, необходимые для рассмотрения жалобы.
Существо жалобы: необоснованное отклонение заявки на участие в открытом конкурсе.
Из содержания жалобы ООО "Мостремстрой" следует, что ООО "Мостремстрой" подало заявку на участие в открытом конкурсе. По результатам рассмотрения конкурсных заявок заявка ООО "Мостремстрой" на участие в открытом конкурсе была признана необоснованной по причине непредставления в составе заявки на участие в конкурсе копий допусков СРО на все виды работ, требуемые в соответствии с положениями документации об открытого конкурса. ООО "Мостремстрой" не согласно с указанным решением конкурсной комиссии и считает его необоснованным, поскольку ООО "Мостремстрой" в составе заявки на участие в открытом конкурсе предоставило копию свидетельства о допуске СРО, в соответствии с которой ООО "Мостремстрой" вправе осуществлять работы в качестве генерального подрядчика. Кроме того, ООО "Мостремстрой" обжалует положения конкурсной документации в части установления противоречивых критериев оценки конкурсных заявок.
В адрес Красноярского УФАС России от уполномоченного органа, заказчика поступили письменные пояснения, из которых следует, что уполномоченный орган, заказчик не согласны с доводами жалобы и считают ее необоснованной.
На рассмотрении жалобы присутствовали:
- представитель заказчика, уполномоченного органа: Кохан Юрий Александрович,
- представитель подателя жалобы: Гордиенко Роман Анатольевич.
В связи с необходимостью проведения внеплановой проверки и оценки предоставленных документов в работе Комиссии Красноярского УФАС России был объявлен перерыв до 17 часов 20 минут 04 марта 2015 года.
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, проведя внеплановую проверку, комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком, уполномоченным органом были совершены действия по осуществлению закупки путем проведения открытого конкурса.
Предметом проводимой закупки является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт коммунального моста через протоку р. Енисей в районе ССК г. Минусинска Красноярского края (с антисейсмическими мероприятиями).
Из анализа документации об открытом конкурсе следует, что заказчиком, уполномоченным органом были установлены требования к составу конкурсной заявки, в том числе предоставление копий свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске по следующим видам работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
Разбивочные работы в процессе строительства
Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений
Подготовительные работы
Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей
Строительство временных дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений
Земляные работы
3.1. Механизированная разработка грунта
3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками
3.7. Работы по водопонижению, организации поверхности стока и водоотвода
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
5.1. Свайные работы, выполняемые с земли, в том числе в морских и речных условиях
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок
10. Монтаж металлических конструкций
10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами
12.5. Устройство оклеечной изоляции
12.9. Гидроизоляция строительных конструкций
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно
20.5. Монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ
20.8. Монтаж и демонтаж проводов и грозозащитных тросов воздушных линий электропередачи напряжением до 35 кВ включительно
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромов
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных работ, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
29.1. Устройство монолитных железобетонных и бетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов
29.2. Устройство сборных железобетонных конструкций мостов, эстакад и путепроводов
29.4. Монтаж стальных пролетных строений мостов, эстакад и путепроводов
29.7. Укладка труб водопропускных на готовых фундаментах (основаниях) и лотков водоотводных
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)
33.2. Транспортное строительство
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта
33.2.6. Мосты (большие и средние)
Из анализа заявки ООО "Мостремстрой" следует, что ООО "Мостремстрой" предоставило в составе своей заявки копий свидетельств не на все вышеперечисленные виды работ.
По результатам рассмотрения конкурсной заявки ООО "Мостремстрой" конкурсная комиссия приняла решение о признании заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная комиссия приняла правомерное решение о признании заявки ООО "Мостремстрой" несоответствующей требованиям конкурсной документации, поскольку в составе заявки на участие в конкурсе не были предоставлены все требуемые документы.
При проведении внеплановой проверки Комиссия Красноярского УФАС России также пришла к следующим выводам.
Из анализа конкурсной документации, проекта контракта, включенного в состав конкурсной документации следует, что заказчиком установлено право подрядчика на исполнение контракта путем привлечения субподрядных организаций. В конкурсной документации отсутствует обязательное условие о выполнении работ самостоятельно, собственными силами.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 названного закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту б пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, а именно: документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 названного закона, или копии таких документов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями Закона о контрактной системе является обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
При этом, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства, а также содержанием документации об электронном аукционе подрядчик, с которым заключается контракт по результатам проведения закупки, имеет право выполнять работы самостоятельно или с привлечением субподрядных организаций.
Таким образом, требование конкурсной документации о предоставлении в составе заявки копий свидетельств СРО о допусках на выполнение всех вышеперечисленных работ является неправомерным, поскольку нарушает требования статьи 50 Закона контрактной системе. Указанное нарушение также привело к нарушению прав участников конкурса, в том числе ООО "Мостремстрой".
В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России не вправе оценивать довод подателя жалобы о правомерности установления значения критериев оценки конкурсных заявок.
При проведении внеплановой проверки Комиссией Красноярского УФАС России также было установлено следующее.
При проведении закупки заказчиком был определен способ осуществления выбора подрядчика - открытый конкурс.
При этом предметом закупки является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт коммунального моста через протоку р. Енисей в районе ССК г. Минусинска Красноярского края (с антисейсмическими мероприятиями)". Начальная (максимальная) цена контракта составляет 78 250 904,00 рублей.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях:
1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации;
2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
В соответствии с перечнем Случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
При этом в соответствии с частью 2.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 настоящей статьи, с учетом требований настоящего Федерального закона путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку, предметом которой является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт коммунального моста через протоку р. Енисей в районе ССК г. Минусинска Красноярского края (с антисейсмическими мероприятиями)" с начальной максимальной ценой контракта 78 250 904,00 рублей, путем проведения открытого конкурса с ограниченным участием или электронного аукциона. Проведение указанной закупки путем открытого конкурса является неправомерным.
Следовательно, при проведении закупки "Капитальный ремонт коммунального моста через протоку р. Енисей в районе ССК г. Минусинска Красноярского края (с антисейсмическими мероприятиями)" N 0819300001915000001 заказчиком были нарушены требования статей 24, 56 Закона о контрактной системе, что выразилось в неправомерном выборе способа осуществления закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пунктами 3.32, 3.35 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Красноярского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мостремстрой" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 24, 50, 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования торгов.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Красноярского УФАС России для применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.С. Зырянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 марта 2015 г. N 160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.03.2015