Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 января 2015 г. N 7/04-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Приморское УФАС России) в составе:
Председатель комиссии: заместитель руководителя;
Члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок;
специалист 1 разряда аналитического отдела,
рассмотрев жалобу Открытого акционерного общества "Страховое общество газовой промышленности" (ОАО "СОГАЗ"),
в присутствии:
от заявителя: представитель по доверенности;
от заказчика: представитель по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ОАО "СОГАЗ" (Океанский проспект 112а, г. Владивосток, 690002) (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0320100014114000121) (далее - запрос котировок).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44 - ФЗ), так как извещение о проведении запроса котировок не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения присутствующих лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, сопоставив их с фактическими документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона N 44-ФЗ (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта).
Согласно пояснениям заказчика при обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка).
В извещении о проведении запроса котировок указана начальная цена контракта - 64292,99 рублей.
При этом к извещению о проведении запроса котировок приложена таблица с расчетом начальной (максимальной) цены контракта с показателями и коэффициентами используемыми при расчете.
Вместе с тем, при расчете цены контракта по страхованию автомобиля Toyota Lite Ace Noah по показателям и коэффициентам, указанным в извещении о проведении запроса котировок полученное произведение (5898,82 рубля) не соответствует произведению полеченному заказчиком (3277, 12 рублей).
Тем самым указанное в извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, заказчик, не указав в извещении о проведении запроса котировок обоснование начальной (максимальной) цены контракта, допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия Приморского УФАС России по результатам проведенной внеплановой проверки установила следующее.
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44 - ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Закона N 44 -ФЗ под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Согласно части 2 статьи 72 Закона N 44 - ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать десять процентов объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком, но не должен составлять более чем сто миллионов рублей в год.
В соответствии со статьёй 6 Закона N 44 -ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, нормы Закона N 44-ФЗ в их системной связи позволяют сделать вывод о том, что избранный заказчиком способ проведения закупки должен удовлетворять возможности выбора конкурентного товара (работы, услуги), что обеспечивается конкурентными процедурами.
Запрос котировок в конкретном случае выбора страховщика и услуги по обязательному страхованию владельцев транспортных средств, выполнение этих задач не обеспечивает.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40 - ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон N 40-ФЗ) договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом N 40 - ФЗ и является публичным.
Законом N 40-ФЗ определено, что порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
В силу статьи 8 Закона N 40-ФЗ государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" утверждены базовые страховые тарифы.
Особенностью проведения закупки в виде запроса котировок является то, что победитель запроса котировок определяется путем установления участника, предложившего наиболее низкую цену контракта.
Однако, как следует из приведенных выше норм законодательства, в силу императивного установления размера базовых страховых тарифов, этот показатель должен быть одинаков у всех организаций страховщиков, и при таких обстоятельствах запросом котировок невозможно определить организацию, предложившую лучшие условия контракта, самую низкую его цену.
Невозможно определить победителя также только по времени подачи заявки (когда победителем становится участник, подавший заявку ранее другого участника при совпадении заявляемой участниками цены контракта), поскольку установление более низкой цены контракта является первоосновой для установления результатов запроса котировок. Таким образом, определение победителя путем установления участника, подавшего заявку ранее остальных, при условии обязательных для всех участников страховых тарифов и соответственно предопределенности цены контракта, не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, заказчик, приняв решение о проведении закупки на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) путем запроса котировок цен не в соответствии с требованиями Закон N 44-ФЗ, допустил нарушение статьи 6, статьи 8 и части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ.
Тем самым, доводы заявителя о нарушении котировочной комиссией требований Закона N 44-ФЗ при проведении запроса котировок не могут быть признаны обоснованными, т. к. заказчик принял неправомерное решение о проведении закупки на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) путем запроса котировок цен.
Вместе с тем, согласно информации полученной от заказчика по результатам закупки заключен контракт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 99 и 106 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "СОГАЗ" на действия Заказчика - ФГБУ "Приморская межобластная ветеринарная лаборатория" при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (извещение N 0320100014114000121) обоснованной.
2. Признать по результатам рассмотрения жалобы и проведенной внеплановой проверки, что заказчик допустил нарушение:
- пункта 1 части 1 статьи 72 Закона N 44-ФЗ, т. к. извещение о проведении запроса котировок не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- статьи 6, статьи 8 и части 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ, т. к. принял решение о проведении закупки на оказание услуг страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) путем запроса котировок цен не в соответствии с требованиями Закон N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении закупки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 19 января 2015 г. N 7/04-2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.01.2015