Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 марта 2015 г. N 18
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок рассмотрев материалы дела N 7-1/37 о нарушении заказчиком - ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Дальний Восток" Федерального дорожного агентства" Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Спецстрой-Сахалин" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-391 Южно-Сахалинск - Корсаково на участке км 22+000 км 27+000 (восстановление изношенных покрытий) (N 0322100004515000009).
По мнению заявителя жалобы, заказчиком ФКУ "Дальуправтодор" при размещении данной закупки грубо нарушены положения Закона о контрактной системе.
Так, в нарушение ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе заказчик требует предоставления во второй части заявки декларации субподрядных организаций о принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
Также, заявитель считает, что заказчиком незаконно установлено требование
о предоставлении во второй части свидетельства СРО на организацию строительства, а также о допуске к отдельным видам работ, т.к. предмет закупки - выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения не соответствует работам, предусмотренным Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Кроме того, аукционная документация не содержит конкретных дат начала и окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации, что является нарушением п.11 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы также следует, что заказчик, разместив на официальном сайте документ, в котором содержатся показатели товара в формате (PDF) не позволяющим производить поиск и копирование фрагментов текста средствами веб-обозревателей нарушил ч.4 ст.4, ч.5 ст.112 Закона о контрактной системе.
Требования к первой части заявки установлены с нарушениями положений Закона о контрактной системе (аукционная документация содержит указание на товарный знак Emaco Nanocrete), что не позволяет участнику закупки верно сформировать свое предложение. Кроме того, из инструкции по заполнению заявки (пп.8, 9) заказчик предлагает участникам заполнять первую часть заявки в определенной последовательности, что является нарушением ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе.
Требования к банковской гарантии также установлены с нарушением п.3 ч.2 ст.45 Закона о контрактной системе.
В рамках рассмотрения поступившей жалобы на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 03.02.2015 г.
Общая начальная (максимальная) цена контракта составляет 107 826 857 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе подано две заявки на участие в закупке. Обе признаны соответствующими требованиям электронного аукциона.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона подано два предложения о цене контракта, наименьшее - в размере 85 183 216,83 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона ГУДП "Экспромнт" признано победителем закупки с предложением о цене контракта 85 183 216,83 рублей.
Заказчик считает жалобу необоснованной, представлен мотивированный отзыв, из которого следует, что все требования к участникам выставлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно:
- требование о предоставлении декларации субподрядчиков об их принадлежности к субъектам малого предпринимательства установлено согласно ст.30 Закона о контрактной системе;
- требование о наличии СРО на определенные виды дорожных работ установлено в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624. Требование СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходимо предоставлять т.к. в аукционной документации установлено обязательное условие о привлечении к работам субподрядных организаций из числа малого предпринимательства не менее пятнадцати процентов от общего объема выполняемых работ;
- порядок направления запроса на разъяснения документации об электронном аукционе указан в п.14 аукционной документации;
- формат PDF является общедоступным форматом, стандартными средствами любой участок текста может быть скопирован и отредактирован, кроме того, законом не закреплено в каком формате заказчик должен размещать информацию о закупке;
- заказчиком не выставлялось требование о поставке товара с конкретным товарным знаком "Emaco Nanocrete", согласно п.4 приложения 5 к документации об аукционе указан товар с наименованием "ремонтная смесь Emaco Nanocrete R4 или аналог". Отсюда следует, что может быть поставлен и аналогичный товар.
- требование к банковской гарантии установлены в соответствии ст.45 Закона о контрактной системе;
- в инструкции по заполнению заявки отсутствует требование об определенном порядке заполнения заявки участниками.
На заседании комиссии представители заказчика подтвердили доводы, изложенные в отзыве, в полном объеме.
Изучив материалы дела и заслушав представителей заказчика, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
В соответствии ч.3.1. ст.52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
Таким образом, заказчиком верно установлены требования о наличии СРО на определенные виды дорожных работ в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624., а именно:
25.1. Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек
25.2. Устройство оснований автомобильных дорог
25.4. Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами
25.6. Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств
25.7. Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог
25.8. Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог.
Также на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в связи с обязательным условием о привлечении к работам субподрядных организаций из числа малого предпринимательства не менее пятнадцати процентов от общего объема выполняемых работ:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2.1. Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта.
Порядок и сроки предоставления разъяснений положений документации об электронном аукционе регламентирован ст.65 Закона о контрактной системе.
Так согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заказчиком в аукционной документации установлены даты начала (03.02.2015) и окончания (19.02.2015) сроков подачи заявок на участие в закупке. Таким образом, желающие получить разъяснения документации могут отправить запрос заказчику с даты размещения документации об электронном аукционе на сайте, но не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Формат PDF является общедоступным форматом, стандартными средствами любой участок текста может быть скопирован и отредактирован, кроме того, законом не закреплено в каком формате заказчик должен размещать информацию о закупке.
Согласно п.3 ч.2 ст. 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна содержать информацию об обязанности гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки.
Аукционная документация содержит данное требование согласно законодательству о контрактной системе.
Довод заявителя о требовании заказчика заполнять первую часть заявки в определенной последовательности является несостоятельным. Разработанная заказчиком инструкция позволяет участнику закупки правильно подготовить свое предложение. Форма заявки может быть произвольной.
Согласно пп.а п.3. ч.3 ст 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар требуется согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ходе проведения проверки установлено, что заказчиком не выставлялось требование о поставке товара с конкретным товарным знаком "Emaco Nanocrete", согласно п.4 приложения 5 к документации об аукционе указан товар с наименованием "ремонтная смесь Emaco Nanocrete R4 или аналог". Отсюда следует, что может быть поставлен и аналогичный товар.
Для уточнения и подтверждения согласования аналога поставляемого товара, заказчиком установлено требование о предоставлении технических условий, которые необходимы для исключения поставки товара, не являющегося аналогом. Данное требование установлено во избежание прохождения повторной государственной экспертизы по причине изменения материалов. Как пояснил заказчик в ходе рассмотрения жалобы по существу все согласования по используемым в ходе работы материалам проходят в рамках заключения контракта.
Часть 5 статьи 66 Закона о контрактной системе содержит исчерпывающий перечень документов обязательных к предоставлению в составе второй части заявки.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, не допускается.
Однако, заказчик в нарушение данного требования закона установил требование о предоставлении во второй части заявки деклараций о принадлежности субподрядных организаций к субъектам малого предпринимательства.
При вынесении решения комиссией Хабаровского УФАС России учтено также снижение начальной (максимальной) цены контракта на 22 643 640,17 рублей, что говорит об эффективности закупки.
Кроме того, в сроки установленные законодательством о контрактной системе ни заявитель жалобы, ни другие участники закупки не воспользовались своим правом на подачу запроса о разъяснении положений документации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия Хабаровского УФАС России,
Решила:
1) Признать жалобу ООО "Спецстрой Сахалин" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Автомобильная дорога А-391 Южно-Сахалинск - Корсаково на участке км 22+000 км 27+000 (восстановление изношенных покрытий) (N 0322100004515000009) частично обоснованной.
2) Признать заказчика нарушившим ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3) Предписание об устранении нарушений не выдавать на основании п.3.37 Приказа ФАС России от 24.07.2012 N 498 "Об утвеждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", поскольку допущенное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 3 марта 2015 г. N 18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2015