Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 марта 2015 г. N 816/2
Резолютивная часть решения оглашена 25.02.2015
Решение в полном объеме изготовлено 02.03.2015 г. Белгород
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев материалы дела N 053-15-Т по жалобе ООО "ДМ Сервис" на действия заказчика - департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области при проведении электронного аукциона на поставку изделия медицинской техники - Аппараты искусственной вентиляции легких для ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода" (закупка N 0126200000415000002) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ДМ Сервис" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении Аукциона.
I. Из жалобы следует, что заказчиком в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включены требования к товарам, ограничивающие количество участников закупки, тем самым приводя к ограничению конкуренции, а также установлены требования, не содержащие конкретные показатели.
По мнению заявителя, по совокупности показателей "Изделие медицинской техники - ИВЛ для новорожденных", указанных в Спецификации документации об Аукционе, участники Аукциона смогут предложить к поставке только одну модель аппарата ИВЛ, а именно: Engstrem CS, General Elеctric (США), что является ограничением числа участников Аукциона.
В Спецификации документации об Аукционе содержатся требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным и другим характеристикам объекта закупки "Изделие медицинской техники - ИВЛ для новорожденных с блоком высококачественной осциляторной вентиляции", в том числе: наличие возможности установки дисплея отдельно от прибора на нужном расстоянии.
При этом не указано максимальное и (или) минимальное значения такого показателя, что, по мнению заявителя, является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Совокупность требований к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным и другим характеристикам объекта закупки "Изделие медицинской техники - Аппарат для неинвазивной ИВЛ", указанных в Спецификации документации об Аукционе, позволяет поставить данное медицинское оборудование только одного производителя, а именно: Maquet, модель Servo I.
Жалоба содержит перечень показателей по каждому из перечисленных изделий медицинской техники, свидетельствующих о наличии только одного производителя.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "ДМ Сервис" поддержал доводы, изложенные в жалобе.
II. Заявитель считает, что в нарушение требований пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлено требование о наличии в составе заявки документа, подтверждающего соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе ООО "ДМ Сервис".
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны, представили возражения, считают доводы заявителя необоснованными.
Представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ДМ Сервис", заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет www.zakupki.gov.ru 21.01.2015 размещены извещение N 0126200000415000002 и документация об Аукционе.
Объектом закупки является поставка изделия медицинской техники - Аппараты искусственной вентиляции легких для ОГБУЗ "Городская больница N 2 г. Белгорода.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 140 424 500,0 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ДМ Сервис" контракт по результатам проведения Аукциона не заключен.
По мнению Комиссии, доводы, изложенные в жалобе ООО "ДМ Сервис" о том, что в описание объекта закупки включены требования к товарам, ограничивающие количество участников закупки, а также установлены требования, не содержащие конкретные показатели, являются обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В пункте 8 Информационной карты документации об аукционе указано, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе изложено в Приложении N 1.
Приложение N 1 "Спецификация на поставку изделия медицинской техники "Аппараты искусственной вентиляции легких" включает в себя описание показателей шести разновидностей медицинского оборудования, в том числе объект закупки: "Изделие медицинской техники - ИВЛ для новорожденных".
В ходе рассмотрения дела установлено, что органом по сертификации "Центр сертификации медицинских изделий "Авангард-МТ" сделано Экспертное заключение.
Целью экспертизы являлась оценка параметров аппаратов для проведения искусственной вентиляции легких, содержащихся в техническом задании документации об Аукционе, на соответствие параметрам такого оборудования различных производителей.
Из Экспертного заключения следует, что экспертом проведен анализ технических характеристик оборудования аппаратов для искусственной вентиляции легких, представленных на рынке медицинского оборудования Российской Федерации. Технические характеристики рассматриваемых аппаратов получены с официальных сайтов заводов-производителей, из руководств пользователей Hamilton G5, Servo-I Maquet, Engstrem Carestation, брошюра с подробными характеристиками Engstrem Carestation.
В результате выборки зарегистрированного на территории России Росздравнадзором РФ оборудования сформировался следующий список:
- Аппарат искусственной вентиляции легких "Engstrom Carestation" с принадлежностями Datex-Ohmeda, Inc., part of GE Medical Systems Information Technologies, США;
- Аппарат искусственной вентиляции легких передвижной Hamilton G5 с принадлежностями Hamilton Medical AG, Швейцария;
- Аппарат искусственной вентиляции легких Servo Ventilator в исполнении Servo-i Маке Критикал Кэа АБ, Швеция.
Проведен детальный анализ наиболее существенных параметров оборудования, указанных в техническом задании документации об Аукционе, сделаны следующие выводы.
1. Датчик кислорода - парамагнитный, не требующий замены на протяжении всего срока службы.
Из Экспертного заключения следует, что указанному требованию полностью соответствует только единственный существующий аппарат - ИВЛ Engstrem CS, General Electric (США). Подобный датчик кислорода не присутствует в экспертных аппаратах ИВЛ других производителей, так как он имеет ограничения по сроку службы, а его замена стоит в несколько раз дороже, чем регулярная смена гальванических датчиков.
2. Клапан выдоха со встроенным датчиком экспираторного потока - наличие.
Датчик потока - термоанемометрический, многоразовый, не требующий регулярной замены, дистальное расположение в магистрали выдоха.
Из Экспертного заключения следует, что указанному требованию полностью соответствует только единственный существующий аппарат - ИВЛ Engstrem CS, General Electric (США). Встроенный датчик в клапан выдоха приводит к удорожанию сервисного обслуживания аппарата, так как эти части являются заменяемыми в процессе эксплуатации и при неисправности одного функционального элемента требуется замена всего блока в сборе. Для удешевления эксплуатации аппарата ИВЛ ведущие производители используют раздельную установку клапана выдоха и датчика потока. Производители аппаратов для ИВЛ используют различные системы датчиков потока, которые могут располагаться в различных частях магистрали и иметь различные принципы работы. Однако это не влияет на объективные характеристики, а именно границы и точность измеряемых этим датчиком параметров. В требованиях описывается принцип работы конкретного датчика определенного производителя, не влияющий на показатели, наблюдаемые врачом на дисплее аппарата и не имеющие клинического значения. Указание на дистальное расположение датчика потока противоречит пункту технического задания.
3. Настраиваемые сенсорные гиперссылки - не менее 7, выбранных из не менее чем 23 опций.
Из Экспертного заключения следует, что указанному требованию полностью соответствует только единственный существующий аппарат - ИВЛ Engstrem CS, General Electric (США). Различные производители по разному оптимизируют интерфейс аппаратов ИВЛ, данный параметр не имеет клинического значения и не может повлиять на результаты лечения пациента, т.к. отображает особенности управления конкретным аппаратом ИВЛ.
4. Соотношение вдох/выдох - не менее 1: 199/не менее 40:1.
Из Экспертного заключения следует, что данному требованию соответствует только единственный существующий аппарат - ИВЛ Engstrem CS, General Electric (США). Указанное требование не имеет клинического значения, так как данный параметр лежит далеко за границами физиологических потребностей пациента и отображает программные возможности настройки.
На основании вышеизложенного экспертом сделан вывод о том, что объекту закупки "Изделие медицинской техники - ИВЛ для новорожденных" соответствует только одна модель оборудования указанного функционального назначения - Аппарат искусственной вентиляции легких "Engstrom Carestation" с принадлежностями Datex-Ohmeda, Inc., part of GE Medical Systems Information Technologies, США.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что заказчик провел сравнительный анализ представленного на рынке Российской Федерации медицинского оборудования. В результате, путем сравнения аппаратов ИВЛ ведущих и признанных производителей медицинской техники были выделены функциональные и технические характеристики, учитывающие потребность Заказчика с расчетом на максимальное соответствие поставленным задачам, оказание специализированной высокотехнологичной помощи пациентам в перинатальном центре 3 уровня.
В качестве подтверждения представлена сравнительная таблица для формирования аукциона на ИВЛ для новорожденных с указанием параметров оборудования, наличия функций или величины параметра, заданных по техническому заданию, каждого из производителей: Servo-I, Maquet; Evita Infinity V 500, Daeger; GS, Hamilton.
Кроме того, представлен диск с инструкциями по эксплуатации оборудования вышеназванных производителей, при анализе которых формировалось техническое задание по каждому из объектов закупки. При этом представитель заказчика в ходе рассмотрения дела не смог опровергнуть доводы, изложенные в жалобе "ДМ Сервис", используя в том числе открытый для обозрения диск с инструкциями.
При анализе инструкций на диске Комиссией установлено, что диск содержит только инструкцию по оборудованию ИВЛ для новорожденных Servo-I, Maquet, параметры которого отличаются от параметров, указанных в Спецификации документации об Аукционе.
Представители заказчика не представили доказательств о том, что функциональные и технические характеристики объекта закупки "Изделие медицинской техники - ИВЛ для новорожденных", указанные в Спецификации документации об Аукционе, установлены в результате изучения рынка медицинского оборудования ИВЛ разных производителей, а не только одной модели аппарата ИВЛ, а именно: Engstrem CS, General Elеctric (США).
Кроме того, представителями заказчика не представлено доказательств о том , что функциональные и технические характеристики объекта закупки "Изделие медицинской техники - Аппарат для неинвазивной ИВЛ", указанные в Спецификации документации об Аукционе, установлены в результате изучения рынка медицинского оборудования ИВЛ разных производителей, а не только одной модели аппарата ИВЛ, а именно: Maquet, модель Servo I.
Из вышеизложенного следует, что заказчиком при осуществлении закупки в части описания объекта закупки нарушены требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчиком не соблюдены требования части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе, согласно которой начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Спецификации документации об Аукционе содержатся требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным и другим характеристикам объект закупки "Изделие медицинской техники - ИВЛ для новорожденных с блоком высококачественной осциляторной вентиляции", в том числе: наличие возможности установки дисплея отдельно от прибора на нужном расстоянии.
При этом не указано максимальное и (или) минимальное значения такого показателя, что является нарушением части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанные нарушения свидетельствуют о признаках административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению Комиссии, доводы, изложенные в жалобе ООО "ДМ Сервис" о том, что в документации об Аукционе не установлено требование о наличии в составе заявки документа, подтверждающего соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, являются необоснованными по следующим основаниям.
Из пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе следует, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения.
Во исполнение указанной нормы издан приказ Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155, из пунктов 9 и 10 для целей реализации настоящего приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке:
- требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара;
- требование об указании в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений, окончательном предложении цены за единицу товара по каждой предлагаемой участником закупки позиции;
- положение о том, что ответственность за достоверность сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе предложений, окончательном предложении несет участник закупки.
В контракте рекомендуется указывать страну происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке участника конкурса, аукциона или запроса предложений, окончательном предложении, с которым заключается контракт, и данные документа, подтверждающего страну происхождения товара, при наличии такого документа.
Следовательно, наличие такого документа не является обязательным условием. Кроме того, медицинское оборудование подлежит обязательной государственной регистрации, что отражается в регистрационном удостоверении, которое в свою очередь содержит сведения о стране происхождения товара. Государственный Реестр изделий медицинской техники ведется на официальном сайте Минздравсоцразвития РФ во всеобщем доступе.
Согласно пункту 3.1.3 проекта контракта в соответствии с условиями настоящего контракта Поставщик обязуется представить на момент поставки Покупателю товара копии Регистрационных удостоверений Минздрава России (Роздравнадзора РФ), заверенные в установленном порядке.
Из изложенного следует, что доводы ООО "ДМ Сервис" о том, что при осуществлении закупки заказчиком нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и приказа Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N155, являются необоснованными.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДМ Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 2 марта 2015 г. N 816/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2015