Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 января 2015 г. N Г-20-04/2015
Резолютивная часть оглашена 22.01.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя <_> (г. Александров, Владимирская обл.) на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации питания учащихся, оказание услуг по организации питания детей, посещающих оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, оказание услуг по организации питания учащихся в группах продленного дня муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Киржача Владимирской области (номер извещения 0328300038314000124).
21.01.2015 в рамках рассмотрения дела Г-19-04/2015 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок был объявлен перерыв до 22.01.2015.
21.01.2015 на заседании Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок присутствовали представители заказчиков - Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N1 им. М.В. Серёгина г. Киржача Владимирской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N2 г. Киржача Владимирской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 3 г. Киржача Владимирской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 5 г. Киржача Владимирской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 6 г. Киржача Владимирской области, Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы N 7 г. Киржача Владимирской области (далее - Заказчики) и представители уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района (далее - уполномоченный орган) - <_> (доверенность <_>), <_> (доверенность <_>); представитель Индивидуального предпринимателя <_> (далее - ИП <_>, Заявитель) - <_> (доверенность <_>).
22.01.2015 на заседании Комиссии Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок присутствовал представитель Индивидуального предпринимателя <_> - <_> (доверенность <_>).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП <_> (г. Александров, Владимирская обл.) на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации питания учащихся, оказание услуг по организации питания детей, посещающих оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, оказание услуг по организации питания учащихся в группах продленного дня муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Киржача Владимирской области (номер извещения 0328300038314000124).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
В проекте контракта в п. 3.6 указано, что Исполнитель обязуется приступить к оказанию услуги, предусмотренной Контрактом, в течение 1 (одного) рабочего дня с момента его подписания и завершить ее 31.12.2015 (согласно графику предоставления услуг). В то же время в Приложении N 1 к контракту "Задание на оказание услуги" содержатся требования к качеству услуги (обязательные требования, нормативный акт, свойства), а именно:
- требование о согласовании меню с Заказчиком (меню, вес, химический состав набора продуктов, ассортимент продуктов, реализуемых в школьной столовой, должны соответствовать требованиям СанПин 2.4.5.2409-08 и быть согласованы с Заказчиком);
- требование о согласовании меню с ТО ТУ Роспотребнадзор (Исполнитель комплектует ежедневное меню, утвержденное Заказчиком, с учетом цикличного меню, согласованного с ТО ТУ Роспотребнадзора и в обязательном порядке выставляет его в специально отведенном месте для ознакомления обучающихся, их родителей и педагогов. В случае непредвиденных обстоятельств допускаются замены блюд, кулинарных изделий и пищевых продуктов аналогичными продуктами, сходными по пищевой и энергетической ценности в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.5.2409-08.);
- требование о согласовании количества питающихся детей (Услуги оказываются Исполнителем по согласованию с Заказчиком в соответствии с количеством питающихся детей.);
- требование о согласовании режима работы и обязательному ознакомлению обучающихся, родителей и педагогов общеобразовательного учреждения (Режим работы столовой и буфета по дням недели и часам согласно СанПиН 2.4.5.2409-08 подлежит согласованию с Заказчиком, утверждению Исполнителем и обязательному ознакомлению обучающихся, родителей и педагогов общеобразовательного учреждения);
- требование о подготовке пищеблока к новому учебному году (Исполнитель обеспечивает содержание помещений и оборудования в течение срока действия муниципального контракта, а также подготовку пищеблока к новому учебному году, правильную эксплуатацию холодильного, торгово-технологического и другого оборудования и содержание его в постоянной исправности);
- требование о заключении договора со специализированной организацией на проведение лабораторных и инструментальных исследований (Исполнитель заключает договор со специализированной организацией на проведение лабораторных и инструментальных исследований в объемах и с периодичностью, соответствующими приложению 12 к СанПиН 2.4.5.2409-08), а также Исполнитель и Заказчик должны заключить договор безвозмездного пользования помещениями.
Кроме того в пункте 8.1.5 Контракта указано, что в случае нарушения Исполнителем любого из сроков выполнения работы более чем на один день или более одного раза в период действия Контракта Заказчик вправе потребовать его расторжения и взыскания с Исполнителя причиненных убытков. Указанное нарушение признается сторонами существенным (п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Заявитель считает, что Заказчик установил невыполнимые требования к результатам закупки, так как выполнить требования контракта, указанные в приложении N 1 к контракту, невозможно за один рабочий день в шести школах, а при нарушении Исполнителем любого из сроков выполнения работы более чем на один день Заказчик вправе потребовать его расторжения и взыскания с Исполнителя причиненных убытков.
Также в требованиях заказчика не полностью указана информация о требованиях к обеспечению исполнения контракта, в частности, не указаны требования, предъявляемые к залогу денежных средств.
В п. 4 абзац. 2 Инструкции к участникам закупки указаны сроки размещения извещения на официальном сайте, при этом нет указания на календарные или рабочие дни. Извещение было размещено 29.12.2014.
В п. 5 Инструкции к участникам закупки указано, что в электронном аукционе могут принять участие любые юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, субъекты малого предпринимательства и/или социально-ориентированные некоммерческие организации. В то же время, в п. 5.1 указано, что заявки на участие в электронном аукционе, поданные участниками закупок, не являющимися субъектами малого предпринимательства и/или социально-ориентированные некоммерческие организации подлежат отклонению, что, по мнению Заявителя, создает неравные права для участников.
Представители Заказчиков в обоснование соответствия документации об электронном аукционе на оказание услуг по организации питания учащихся, оказание услуг по организации питания детей, посещающих оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, оказание услуг по организации питания учащихся в группах продленного дня муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Киржача Владимирской области (номер извещения 0328300038314000124) требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок заявили следующее.
В соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе установить дату начала предоставления услуг, работ, поставок товара.
Согласно Приложению N 1 к контракту "Задание на оказание услуги" представлены следующие требования, указанные в СанПиН 2.4.5.2409-08:
- требования о согласовании меню - "6.5. примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор";
- требование о режиме работы и ознакомлению обучающихся, родителей, педагогов общеобразовательного учреждения - "7.2. отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы";
- требование заказчика к согласованию количества питающихся - является динамическим в соответствии с фактическим посещением учебного учреждения;
- требование о подготовке пищеблока к новому учебному году требование параграфа 3,4 СанПиН 2.4.5.2409-08;
- требование о заключении контракта со специализированной организацией на проведение лабораторных и инструментальных исследований - "5.23 проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами должны осуществляться специализированными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ";
- для определения в пищевых продуктах пищевой ценности (белков, жиров, углеводов, калорийности, минеральных веществ и витаминов) и подтверждения безопасности приготовляемых блюд на соответствие их гигиенических требованиям, предъявляемых к пищевым продуктам, а также для подтверждения безопасности контактирующих с пищевыми продуктами предметами производственного окружения, должны проводиться лабораторные и инструментальные исследования. Порядок и объём проводимых лабораторных и инструментальных исследований устанавливаются юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим и (или) организующим питание, независимо от форм собственности, профиля производства в соответствии с рекомендуемой номенклатурой, объёмом и периодичностью проведения лабораторных и инструментальных исследований (приложение 12 СанПиН 2.4.5.2409-08).
По требованию о заключении договора на пользование помещениями, установленному Заказчиком, представители заказчиков поясняют следующее.
Согласно ст. 17.1 Федерального закона от 17.07.2009 N 173-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество - лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта.
По доводу жалобы Заявителя о том, что не полностью указана информация о требованиях к обеспечению исполнения контракта, в частности, не указаны требования, предъявляемые к залогу денежных средств, заказчик указывает на то, что требования к обеспечению контракта указаны в извещении N 0328300038314000124 и в информационной карте документации в пп. 27.2, 27.3, 27.4.
Касаемо довода заявителя, о том, что в п. 4 абзац 2 Инструкции к участникам закупки указаны сроки размещения извещения на официальном сайте, при этом нет указания на календарные или рабочие дни, заказчик пояснил следующее.
Согласно ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок не конкретизирует срок исчисления в рабочих днях, согласно регламенту применяются календарные.
По доводу заявителя о том, что в п. 5 Инструкции к участникам закупки указано, что в электронном аукционе могут принять участие любые юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, субъекты малого предпринимательства и/или социально-ориентированные некоммерческие организации, в то же время, в п. 5.1 указано, что заявки на участие в электронном аукционе, поданные участниками закупок, не являющимися субъектами малого предпринимательства и/или социально-ориентированные некоммерческие организации подлежат отклонению, заказчики поясняют следующее.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее чем на пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок, рассчитанного с учётом части 1.1 настоящей статьи, путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
На основании изложенного заказчики считают жалобу ИП Пожиловой И.Л. по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Представители уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района по доводам жалобы заявителя пояснили следующее.
В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района, утвержденного постановлением Главы администрации Киржачского района N 439 от 29.03.2013 г., с учетом внесенных изменений 04.06.2014 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Киржачского района является уполномоченным органом по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков Киржачского района за счет средств бюджета и внебюджетных источников.
Согласно порядку взаимодействия уполномоченного органа Киржачского района с муниципальными заказчиками Киржачского района и муницмпальными бюджетными учреждениями, утвержденного Постановлением Главы администрации Киржачского района N 1846 от 31.12.2013 в компетенцию уполномоченного органа входит размещение закупки на основании документов, предоставленных заказчиком.
Подготовка документации о закупке относится к компетенции заказчика.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Одними из условий заказчиков в пункте 3.6 проекта контракта установлено, что Исполнитель обязуется приступить к оказанию услуги, предусмотренной Контрактом, в течение 1 (одного) рабочего дня с момента его подписания и завершить ее 31.12.2015 (согласно графику предоставления услуг).
В соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе установить дату начала предоставления услуг, работ, поставок товара.
Согласно Приложению N 1 к контракту "Задание на оказание услуги" установлены требования, согласно СанПиН 2.4.5.2409-08.
По доводу жалобы Заявителя о том, что не полностью указана информация о требованиях к обеспечению исполнения контракта, в частности, не указаны требования, предъявляемые к залогу денежных средств, заказчик указал на то, что требования к обеспечению контракта указаны в извещении N 0328300038314000124 и в информационной карте документации в пп. 27.2, 27.3, 27.4.
В силу ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение о проведении электронного аукциона размещается в единой информационной системе.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, ст. 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок не конкретизирует срок исчисления в рабочих днях, согласно настоящему Федеральному закону применяются календарные дни.
В силу ч. 1 ст. 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее чем на пятнадцать процентов совокупного годового объёма закупок, рассчитанного с учётом части 1.1 настоящей статьи, путем:
- проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Таким образом, довод заявителя о том, что в п. 5 Инструкции к участникам закупки указано, что в электронном аукционе могут принять участие любые юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, субъекты малого предпринимательства и/или социально-ориентированные некоммерческие организации, в то же время, в п. 5.1 указано, что заявки на участие в электронном аукционе, поданные участниками закупок, не являющимися субъектами малого предпринимательства и/или социально-ориентированные некоммерческие организации подлежат отклонению, является необоснованным, ввиду того, что в п. 46 Информационной карты не установлены ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п.8 ст. 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Проанализировав извещение и документацию об аукционе, Комиссией Владимирского УФАС Росси не установлено, что данная закупка осуществляется для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Упомянутые в жалобе положения аукционной документации не указывают на то обстоятельство, что рассматриваемая закупка проводится исключительно для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ходе проведения данной закупки было подано и допущено 2 заявки, т.е. два участника согласны с условиями и требованиями данного электронного аукциона.
При имеющихся обстоятельствах, с учетом факта подачи на участие в аукционе двух заявок участников закупки, допущенных до участия в аукционе, отсутствуют правовые основания утверждать о том, что положения документации (отдельные требования заказчика) ограничивают число участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> (г. Александров, Владимирская обл.) на положения документации при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации питания учащихся, оказание услуг по организации питания детей, посещающих оздоровительный лагерь с дневным пребыванием, оказание услуг по организации питания учащихся в группах продленного дня муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений г. Киржача Владимирской области (номер извещения 0328300038314000124) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 января 2015 г. N Г-20-04/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015