Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 января 2015 г. N Г-18-04/2015
Резолютивная часть решения оглашена 21.01.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе
Председателя Комиссии:
Фомина М.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
Миронова Д.В. - заместителя начальника отдела,
Семеновой Н.И. - главного специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "БРИН Фарм" (г.Балашиха) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата ("Артикаин") для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000114012406) в присутствии представителей государственного заказчика (доверенность N 20 от 21.04.2014), (доверенность N 34 от 11.06.2014), уполномоченного органа Департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (доверенность N 8 от 12.01.2015),
Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г-18-04/2015 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "БРИН Фарм" (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата ("Артикаин") для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000114012406).
По мнению заявителя, при составлении аукционной документации, а именно технического задания в части указания конкретных показателей вторичной упаковки объекта закупки, государственным заказчиком были нарушены требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств на территории РФ МНН "Артикаин", зарегистрированы следующие лекарственные препараты, выпускаемые в картриджах объемом 1,7 мл: "Артикаин" (Россия) и "Ультракаин" (Германия).
В техническом задании государственным заказчиком установлены незаконные требования к вторичной упаковке - картридж N 10, что указывает на единственный препарат "Ультракаин" (Германия) по данным Государственного реестра лекарственных средств, и не позволяет предложить упаковку, содержащую N 50 картриджей.
В аукционной документации нет упоминания о возможности поставки лекарственного средства в другой упаковке с возможностью пересчета и выхода на количество, требуемое заказчику.
Таким образом, ООО "БРИН Фарм" не может предложить государственному заказчику эквивалентный лекарственный препарат МНН "Артикаин", зарегистрированный на территории РФ, что является ограничением конкуренции, а также противоречит требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Кроме того, требования к вторичной упаковке не влияет на его функциональные и потребительские свойства, что свидетельствует об установлении излишней детализации характеристик поставляемого товара и его упаковке.
На основании изложенного, заявитель просит запретить заключение контракта по итогам проведения электронного аукциона, вынести предписание об устранении нарушений законодательства о закупках, привести документацию в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование правомерности своих действий представитель государственного заказчика заявил следующее.
Согласно пунктам 1,2,6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;
Законом в пункте 3 статьи 33 Закона о контрактной систем в сфере закупок установлен следующий запрет: Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Федеральным законом "О защите конкуренции" в статье 17 также установлен ряд запретов при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) Координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) Создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
3) Нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) Участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запроса предложений;
а так же запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными
нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Согласно документации, размещенной на торговой площадке www.zakupki.gov.ru, извещение N 0128200000114012406, ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница", выступая в качестве государственного заказчика, осуществляет закупку способом проведения открытого аукциона в электронной форме лекарственного препарата с МНН "Артикаин", раствор для инъекций, дозировкой 40 мг/мл, картридж 1,7 мл N 10, формой выпуска картридж 1,7 мл, упаковка картонная N 10, пачки картонные.
Согласно Государственному реестру лекарственных средств на территории РФ зарегистрированы следующие лекарственные препараты с МНН "Артикаин":
"Ультракаин Д" (регистрационное удостоверение N ЛС-001358), производитель: Санори-Авентис Дойчланд ГмбХ, Германия, с формой выпуска: раствор для инъекций, 40 мг\мл, количество в потребительской упаковке 17, картридж, количество в первичной упаковке1000, потребительская упаковка - картонная пачка, количество в упаковке 10;
"Артикаин" (регистрационное удостоверение ЛРС-008522/10 с датой переоформления 06.10.2014, производитель (1): Армавирская биологическая фабрика ФГУП, с формой выпуска: раствор для инъекций, 40 мг/мл, упаковка: 1,7 мл, картриджи (10) - вкладыши картонные (1) или (10) или (5) - пачки картонные;
Производитель (2) (до 06.10.2014): ООО "Альтаир" с формой выпуска: раствор для инъекций, 40 мг/мл, упаковка: 1,7 мл, картриджи (10) - вкладыши картонные (1) или (10) или (5) пачки картонные.
Все три производителя согласно регистрационным удостоверениям и инструкциям к препарату имеют запрашиваемые заказчиком формы выпуска. Требования к упаковке определены: картриджи с содержанием препарата 1,7 мл, упакованные в картонные коробки первичные по 10 шт. Общее количество упаковок по 10 картриджей 210 штук.
Требования к вторичной упаковке по объему не установлены. Единственное требование - пачки картонные, что так же имеется у любого производителя.
Таким образом, заказчик своими действиями обеспечил соблюдение установленных Законом о контрактной системе в сфере закупок требований, не нарушив при этом требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, представитель государственного заказчика просит признать жалобу ООО "БРИН Фарм" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Рассмотрев материалы дела (в частности данные Государственного реестра лекарственных средств), Комиссия установила, что требованиям Технического задания документации о проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата "Артикаин" для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" соответствует продукция трех производителей - Санофи-Авентис Дойчланд ГмбХ, Германия (торговое наименование "Ультракаин Д"), ФГУП "Армавирская биологическая фабрика" (торговое наименование "Артикаин"), ООО "Альтаир" (торговое наименование "Альтаир").
Таким образом, документация о проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата "Артикаин" для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" составлена с соблюдением требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Однако в результате проведенной внеплановой проверки Комиссией было установлено, что документация указанного электронного аукциона составлена с нарушением следующих требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5,7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Пунктами 6-8 Правил установлен порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
В проекте государственного контракта на закупку лекарственного препарата ("Артикаин") для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" не установлен порядок расчета пени в соответствии с пунктами 6-8 Правил.
Таким образом, контракт может быть заключен с единственным исполнителем при условии включения в контракт неустойки (штрафа, пени), в размере, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1063.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 и пунктом 3.32 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "БРИН Фарм" на положения документации о проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата ("Артикаин") для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (извещение N 0128200000114012406) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 января 2015 г. N Г-18-04/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.02.2015