Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 января 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 21.01.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Запчасть-Комплект" (далее - ООО "Запчасть-Комплект", Общество, Заявитель) на положения документации об электронном аукционе на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (N извещения 0328300017414000430), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Александровского района" (далее - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Александровского района", Заказчик) <_> (распоряжение от 29.10.2014 N143-рк), <_> (доверенность от 21.01.2015 N 04-08/20), уполномоченного органа - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района (далее - КУМИ администрации Александровского района) <_> (доверенность от 01.04.2014 N 01-31-958), <_> (доверенность от 18.07.2014 N 01-31-2003).
От заявителя - ООО "Запчасть-Комплект" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
15.01.2015 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Запчасть-Комплект" на положения документации об электронном аукционе на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (N извещения 0328300017414000430).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
В нарушение норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в документации не установлены запреты на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.
Также, по мнению заявителя, заказчиком в техническом задании установлены требования, которым полностью соответствует вакуумная подметально-уборочная машина только одной марки, а именно оборудование марки JOHNSTON.
Кроме того, в аукционной документации прописаны избыточные требования, не влияющие на функциональные и качественные характеристика товара, что не позволяет предложить к поставке эквивалентный товар, даже, несмотря на наличие максимальных и минимальных показателей товара.
20.01.2015 поступило дополнение к жалобе. Заявитель указал, что в нарушение положений законодательства о контрактной системе в сфере закупок Заказчик не указал требование о подтверждении страны происхождения товара.
Представитель заказчика пояснил следующее.
Довод заявителя жалобы в части того, что заказчиком не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, является необоснованным, так как в Техническом задании (Приложение N 2 к Информационной карте) заказчиком установлено, что товар должен быть произведен в Российской Федерации.
Довод заявителя жалобы в части того, что в документации прописаны избыточные требования к товару является необоснованным, так как статья 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не ограничивает детализацию описания объекта закупки, следовательно, заказчик наделен правом установить конкретные требования к товару. Наиболее удобной в эксплуатации и экономически выгодной является машина с установленными заказчиком характеристиками.
Установленные требования к товару не указывают на единственного поставщика и используются при описании товара несколькими поставщиками.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта производился по предложениям 3-х поставщиков. Таким образом, представители заказчика считают, что ограничение конкуренции отсутствует.
На основании изложенного представители заказчика просят признать жалобу ООО "Запчасть-Комплект" необоснованной.
Представитель уполномоченного органа-КУМИ администрации Александровского района сообщил следующее.
До момента окончания срока подачи заявок на участие в аукционе была подана 1 заявка. Уполномоченный орган принял решение о признании единственной заявки соответствующей требованиям аукционной документации.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
30.12.2014 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещены извещение и документация об электронном аукционе на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (N извещения 0328300017414000430).
Часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок гласит: в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление от 14.07.2014 N 656) установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, ни к одному из пунктов перечня, установленного Постановлением от 14.07.2014 N 656, закупаемая вакуумная подметально-уборочная машина не относится. К пункту 51 отнесены машины для летней уборки городов (ОКПД 34.10.54.830). А заказчику, согласно аукционной документации, требуется вакуумная подметально-уборочная машина, код ОКПД 34.10.54.831.
Следовательно, к данной закупке положения части 3 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановления от 14.07.2014 N 656 не применяются и выполнения требований пунктов 1, 2 Постановления от 14.07.2014 N 656 не требуется.
Однако в нарушение положений законодательства о контрактной системе в требованиях к техническим характеристикам товара (Приложение N 2 к информационной карте электронного аукциона) указано: Производитель - Российская Федерация.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчиком не была представлена информация о том, что по всем значениям показателей, установленных в техническом задании документации об электронном аукционе, могут соответствовать несколько моделей вакуумной подметально-уборочной машины различных производителей товара.
Кроме того, Комиссией Владимирского УФАС России установлено, что Заказчиком не был проведен надлежащий анализ рынка вакуумных подметально-уборочных машин. Также на участие в электронном аукционе была подана единственная заявка.
На основании части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства отсутствия ограничения количества участников закупки положениями рассматриваемой документации об электронном аукционе.
Также Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о несоответствии проекта контракта требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частями 5,7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Цена контракта составляет 7 500 000,00 рублей.
Однако в разделе 7 Проекта муниципального контракта в нарушение пунктов 4,5 Правил установлены следующие размеры штрафа:
- за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств - 10 % от цены контракта
- за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту - 2,5 % от цены контракта.
Пунктами 6-8 Правил установлены формула и порядок расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом.
В проекте контракта на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области не установлены формула и порядок расчета пени, в соответствии с пунктами 6-8 Правил.
Тем самым, проект муниципального контракта составлен с нарушением требований частей 7,8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 4-7 Правил.
Обращаем внимание заказчика на то, что в проекте контракта целесообразно устанавливать под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Кроме того, включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установления размеров неустойки.
Следовательно, документация о таком аукционе и проект контракта требуют необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Запчасть-Комплект" на положения документации об электронном аукционе на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (N извещения 0328300017414000430) частично обоснованной (в части необоснованного ограничения числа участников закупки).
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 21 января 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.02.2015