Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 февраля 2015 г.
Резолютивная часть оглашена 24.02.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России N 498 от 24.07.2012 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Запчасть-Комплект" на действия (бездействие) заказчика при проведении электронного аукциона на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (номер извещения 0328300017414000430), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства Александровского района" (далее - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Александровского района", Заказчик) "_", представителя уполномоченного органа - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Александровского района (далее - КУМИ администрации Александровского района, уполномоченный орган) "_".
Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Запчасть-Комплект" (далее - ООО "Запчасть-Комплект", Общество, заявитель), надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы (уведомление N04/771-сни от 17.02.2015), явку своего представителя не обеспечило, ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
16.02.2015 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Запчасть-Комплект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (номер извещения 0328300017414000430).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
Согласно предписанию Комиссии Владимирского УФАС России по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 17-04/2015 от 21.01.2015, рассмотренному по жалобе ООО "Запчасть-Комплект" на положения документации об электронном аукционе на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (номер извещения 0328300017414000430), Заказчик в срок до 05 февраля 2015 года был обязан внести изменения в документацию об электронном аукционе, учитывая выводы, содержащиеся в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 17-04/2015 от 21.01.2015.
В извещение и документацию об электронном аукционе N 0328300017414000430 30.01.2015 были внесены изменения. Однако, изменения были внесены Заказчиком частично.
По мнению заявителя, документация после внесенных изменений от 30.01.2015 по-прежнему содержит следующие нарушения законодательства:
1. В нарушение пункта 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчиком в извещении не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств. И, соответственно, в аукционной документации не установлено требование о предоставлении во вторых частях заявок на участие в электронном аукционе документов, указанных в пункте 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 года N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N656" существенно расширен перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подлежащих действующему запрету.
Вакуумная подметально-уборочная машина входит в указанный перечень - позиция 30 перечня, код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) - 29.10.59.130.
2. В документации прописаны неопределенные (противоречивые) требования, которые не позволяют определить, какую именно потребность в технике испытывает Заказчик.
Так, в документации указано: "Подметально-всасывающий узел машины должен быть односторонним или двухсторонним. В зависимости от этого он состоит из цилиндрической щетки, а также одной или двух всасывающих шахт и лотковых щеток (слева и/или справа), кронштейны которых направлены назад с системой откидывания в межбазовое пространство шасси при наезде на неподвижные предметы на дороге. Машина позволяет из кабины оператора бесступенчато регулировать скорость вращения лотковых щеток и расстояние их выдвижения от продольной оси машины, управлять прижимом лотковых щеток к земле, регулировать обороты вспомогательного двигателя".
При этом далее в техническом задании определено: "Количество основных всасывающих шахт (шт.): не менее 2 (установленные с левой и правой стороны машины)"
Кроме того, указаны неопределенные показатели:
- Центральная перегородка бункера - только для двухсторонних систем;
- Входные заслонки - только для двухсторонних систем.
Заявитель также не может определить, что означает параметр "Всасывающий шланг - по дополнительному заказу" - обязателен он в данной поставке или нет.
3. В техническом задании установлены требования, которым полностью соответствует вакуумная подметально-уборочная машина определенной марки, а именно оборудование JOHNSTON, производимое в странах Евросоюза.
Заказчиком установлены избыточные требования, которые не влияют на функциональные и качественные характеристики товара, но которым соответствует только вакуумная подметально-уборочная машина JOHNSTON VT650, что не позволяет предложить к поставке эквивалентный товар отечественных производителей, несмотря на наличие максимальных и минимальных показателей. А именно:
- Предохранительная заслонка корпуса всасывающего вентилятора;
- Пакеты глушителя всасывающего вентилятора;
- Привод вентилятора от автономного двигателя через гидродинамическую муфту с механической коробкой передач;
- Вспомогательный фильтр на всасывании водяного насоса;
- Заглушка расширения водяного резервуара;
- Наличие многошаговой рамы безопасности для фиксации поднятого бункера, имеющей гидравлическое управление;
- Кронштейны лотковых щеток, средней щетки и основных всасывающих шахт направлены назад и имеют систему откидывания в межбазовое пространство шасси, для обеспечения возможности без участия оператора безопасно преодолевать неподвижные объекты дорожной обстановки.
Подобные системы изготавливают и другие производители, однако данная компоновка используется только в оборудовании фирмы Johnston Sweepers Ltd (Англия). Данное оборудование может предложить только эксклюзивный представитель этой фирмы в России - ЗАО "Коминвест-АКМТ".
Таким образом, совокупность требований заказчика влечет ограничение количества участников закупки.
Представитель Заказчика - МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства Александровского района" пояснил следующее.
Довод ООО "Запчасть-Комплект" в части того, что заказчиком не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню на основании Постановления Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Заказчик считает необоснованным, так как Заказчиком были внесены изменения в документацию на основании решения NГ 17-04/2015 от 21.01.2015 г.
Доводы жалобы на "неопределенные и противоречивые требования, которые не позволяют определить, какую потребность в технике действительно испытывает Заказчик" и приведенный далее пример "Подметально-всасывающий узел машины должен быть односторонним или двухсторонним. В зависимости от этого он состоит из цилиндрической щетки, а также предполагает закупить только оборудование вакуумной подметально-уборочной машины марки JOHNSTON, которое может предложить единственный представитель_." Заказчик считает необоснованными по следующим причинам: установленные Заказчиком требования: "Подметально-всасывающий узел машины должен быть односторонним или двухсторонним. В зависимости от этого он состоит из цилиндрической щетки, а также одной или двух всасывающих шахт и лотковых щеток (слева и/или справа), кронштейны которых направлены назад с системой откидывания в межбазовое пространство шасси при наезде на неподвижные предметы на дороге" не могут быть истолкованы как неопределенные или противоречивые, так как допускают подачу заявок как с односторонним, так и с двухсторонним узлом, а также в зависимости от этого комплектацию одной или двух всасывающих шахт и лотковых щеток (слева и/или справа).
Так как Заказчиком при описании характеристик установлен разделительный союз "или", Заказчик считает, что невозможно трактовать данное требование как неопределенное и противоречивое, так как участникам предлагается выбор из 2 вариантов оснастки товара.
Также заявитель жалобы не указал, какой именно товар он предполагал поставить Заказчику, и какая характеристика этого товара, кроме вышеизложенной, ограничила его права и не позволила ему подать заявку.
В случае, если бы заявитель жалобы воспользовался правом на подачу запроса о даче разъяснений положений документации, Заказчиком были бы даны соответствующие разъяснения.
Заказчиком при установлении требований к товару рассматривались два коммерческих предложения со следующими товарами:
- Вакуумная подметально-уборочная машина МВП-50121-02 (марки JOHNSTON VT650);
- Вакуумная подметально-уборочная машина МКУ-7802 (марки SCARAB M6).
Технические характеристики, установленные в таблице технического задания документации, соответствуют обоим вышеназванным товарам.
Таким образом, по мнению Заказчика, ограничение конкуренции отсутствует.
На основании изложенного, Заказчик просит признать жалобу ООО "Запчасть-Комплект" необоснованной в полном объеме.
Представитель уполномоченного органа - КУМИ администрации Александровского района согласился с позицией Заказчика и также просит признать жалобу ООО "Запчасть-Комплект" необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно предписанию Комиссии Владимирского УФАС России по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 17-04/2015 от 21.01.2015, рассмотренному по жалобе ООО "Запчасть-Комплект" на положения документации об электронном аукционе на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (номер извещения 0328300017414000430), Заказчик в срок до 05 февраля 2015 года был обязан внести изменения в документацию об электронном аукционе, учитывая выводы, содержащиеся в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 17-04/2015 от 21.01.2015.
В извещение и документацию об электронном аукционе N 0328300017414000430 30.01.2015 были внесены изменения. В Приложении N2 к информационной карте электронного аукциона "Техническое задание на покупку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области" заказчиком установлены в числе прочих следующие требования к техническим характеристикам товара:
"Подметально-всасывающий узел машины должен быть односторонним или двухсторонним. В зависимости от этого он состоит из цилиндрической щетки, а также одной или двух всасывающих шахт и лотковых щеток (слева и/или справа), кронштейны которых направлены назад с системой откидывания в межбазовое пространство шасси при наезде на неподвижные предметы на дороге. Машина позволяет из кабины оператора бесступенчато регулировать скорость вращения лотковых щеток и расстояние их выдвижения от продольной оси машины, управлять прижимом лотковых щеток к земле, регулировать обороты вспомогательного двигателя.
Вакуумная подметально-уборочная машина оборудована следующими элементами:
- Бункер/грузовое отделение;
- Кожух вспомогательного двигателя;
- Упор кузова (бункер и кожух);
- Вспомогательный двигатель;
- Топливный бак и указатель уровня топлива;
- Бак гидравлического масла;
- Предохранительная заслонка корпуса всасывающего вентилятора;
- Пакеты глушителя всасывающего вентилятора;
- Системный шкаф для гидравлических, пневматических и водяных управляющих клапанов;
- Лотковая щетка;
- Всасывающее сопло;
- Широкозахватная щетка;
- Регуляторы баланса широкозахватной щетки;
- Всасывающий шланг - по дополнительному заказу;
- Удлинители всасывающего шланга;
- Главная панель с переключателями;
- Сетчатые фильтры;
- Изнашиваемые пластины;
- Центральная перегородка бункера - только для двухсторонних систем;
- Входные заслонки - только для двухсторонних систем;
- Водяной резервуар;
- Заливная горловина водяного резервуара и указатель уровня;
- Заливная горловина и фильтр гидранта водяного бака - слева от водителя;
- Сливной/промывочный клапан водяного резервуара;
- Экраны заднего борта;
- Сливные шланги заднего борта;
- Сливные штуцеры водяного резервуара;
- Основной фильтр на всасывании водяного насоса;
- Вспомогательный фильтр на всасывании водяного насоса;
- Заглушка расширения водяного резервуара;
- Водяные форсунки;
- Промывочный шланг и регулирующий клапан;
- Сигнальные маячки.
Технические характеристики
Тип двигателя |
Автономный дизельный, не менее 65 кВт (90л.с.) |
Топливный бак (л.) |
не менее 120 |
Тип топлива |
Дизельное топливо |
Соответствие экологическим нормам |
не ниже ЕВРО-3 |
Рабочее оборудование |
|
Объём мусорного бака (м3) |
не менее 6 |
Ширина подметания (м) |
не менее 2,3 |
Объём водяной системы (л) |
не менее 1500 |
Система подметания и всасывания |
|
Диаметр средней поворотной щетки (мм) |
не менее 400 |
Количество основных всасывающих шахт (шт.) |
не менее 2 (установленные с левой и правой стороны машины) |
Количество лотковых щеток (шт.) |
не менее 2 |
Максимальная ширина уборки за один проход (мм) |
не менее 2300 |
Лотковые щетки |
|
Диаметр лотковой щетки (мм) |
не менее 650 |
Всасывающие шахты |
|
Ширина рабочей зоны шахт (мм) |
не менее 750 |
Диаметр желоба поступления сета шахт (мм) |
не менее 250 |
Количество опорных колес каждой шахты (шт.) |
не менее 2 |
Верхний всасывающий рукав |
|
Диаметр верхнего всасывающего рукава (мм) |
не менее 150 |
Наличие подметально-вакуумного оборудования. Наличие автономного дизельного двигателя. Наличие износостойкого вакуумного вентилятора с разными по толщине ножами для обеспечения безопасности и целостности конструкции при стирании более тонких ножей; привод вентилятора от автономного двигателя через гидродинамическую муфту с механической коробкой передач. Бункер: материал бункера (стенки бункера, днище, желоба поступления смета, задняя дверь и пр.): нержавеющая сталь; управление заслонками основных всасывающих шахт из кабины оператора; элементы управления всех систем (электрической, водяной, пневматической, гидравлической) находятся в защищенном закрывающемся шкафу; управление всеми исполнительными механизмами машины осуществляется из кабины, кроме операций по выгрузке смета и продува системы; наличие выносного пульта для управления операциями по выгрузке смета (поднятия-опускания бункера и открытия-закрытия задней двери); наличие многошаговой рамы безопасности для фиксации поднятого бункера, имеющей гидравлическое управление; наличие гидравлического насоса для аварийного поднятия бункера. Водяная система: продув водяной системы воздухом при опорожнении баков для обеспечения не замерзания системы при отрицательных температурах после завершения работы машины; наличие продольной рейки с распылительными форсунками, установленной спереди шасси; наличие форсунок в зоне лотковых щеток; наличие шланга для мойки бункера. Наличие системы подметания и всасывания. Подметально-всасывающий узел состоит из средней поворотной щетки (установленной между осей), лотковых щеток (установленные с левой и с правой стороны машины) и всасывающих шахт. Кронштейны лотковых щеток, средней щетки и основных всасывающих шахт направлены назад и имеют систему откидывания в межбазовое пространство шасси, для обеспечения возможности без участия оператора безопасно преодолевать неподвижные объекты дорожной обстановки. Лотковая щетка и основная всасывающая шахта работают слева или справа машины. Автоматический подъем подметально-всасывающего узла в транспортное положение при включении задней передачи. Прижим лотковых щеток к земле, а также регулировка расстояния их выдвижения от продольной оси машины осуществляется из кабины оператора. Бесступенчатая регулировка скорости вращения лотковых щеток осуществляется из кабины оператора. Всасывающие шахты: система подбора крупного мусора осуществляется путем подъема передней кромки всасывающих шахт из кабины водителя. Наличие верхнего всасывающего рукава для очистки урн и подбора мусора в труднодоступных местах. Наличие панели управления в кабине водителя".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При рассмотрении представленных Заказчиком коммерческих предложений на различные модели вакуумных подметально-уборочных машин установлено, что совокупности требований Заказчика соответствует только одна модель: вакуумная подметально-уборочная машина МВП-50121-02 (марки JOHNSTON VT650), производитель - Johnston Sweepers Ltd (Англия). Эксклюзивный представитель данного производителя в России - ЗАО "Коминвест-АКМТ".
Согласно протоколу рассмотрения заявки единственного участника электронного аукциона 0328300017414000430 от 20.02.2015, единственным участником данного аукциона является ЗАО "Коминвест-АКМТ".
Заказчиком не была представлена информация о том, что совокупности значений показателей, установленных в техническом задании документации об электронном аукционе, могут соответствовать несколько моделей вакуумной подметально-уборочной машины различных производителей товара.
Также Заказчиком не представлено обоснование потребности в товаре с заявленным набором характеристик.
На основании части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчиком не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства отсутствия ограничения количества участников закупки положениями рассматриваемой документации об электронном аукционе.
Кроме того, в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в документации содержатся противоречивые требования, такие как:
"Подметально-всасывающий узел машины должен быть односторонним или двухсторонним. В зависимости от этого он состоит из цилиндрической щетки, а также одной или двух всасывающих шахт и лотковых щеток (слева и/или справа), кронштейны которых направлены назад с системой откидывания в межбазовое пространство шасси при наезде на неподвижные предметы на дороге. Машина позволяет из кабины оператора бесступенчато регулировать скорость вращения лотковых щеток и расстояние их выдвижения от продольной оси машины, управлять прижимом лотковых щеток к земле, регулировать обороты вспомогательного двигателя".
"Количество основных всасывающих шахт (шт.): не менее 2 (установленные с левой и правой стороны машины)".
Обращаем внимание Заказчика также на то, что в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации, целесообразно устанавливать под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, документация об электронном аукционе и проект контракта требуют внесения необходимых изменений в целях исключения нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Довод заявителя о том, что заказчиком не установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 года N 84, является необоснованным, поскольку в решении по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок N Г 17-04/2015 от 21.01.2015 необходимость установления запрета не была установлена. Указанное Постановление Правительства РФ N 84 от 31.01.2015 вступило в силу после вынесения решения, предписания и после обжалуемых действий (бездействия) заказчика по внесению изменений в документацию об электронном аукционе.
Вместе с тем, Комиссия Владимирского УФАС России обращает внимание Заказчика, что на момент рассмотрения данной жалобы вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2015 года N 84 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N656", положения которого следует учитывать при определении необходимости установления в документации о закупках запрета на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Запчасть-Комплект" на действия (бездействие) заказчика при проведении электронного аукциона на поставку вакуумной подметально-уборочной машины для муниципальных нужд г.Александрова Владимирской области (номер извещения 0328300017414000430) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной (в части установления в документации после внесения изменений противоречивых требований и требований, ограничивающих количество участников закупки).
2. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 24 февраля 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2015