Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 февраля 2015 г. N Г-121-04/2015
Резолютивная часть оглашена 27.02.2015
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Почтовый сервис" (далее - ООО "Почтовый сервис", Общество, Заявитель) на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты) (N извещения 0228100000615000001), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Вязниковском районе Владимирской области (далее - Заказчик) <_>, <_>
Заявитель - ООО "Почтовый сервис", надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 19.02.2015 N 04/836-пвв), явку представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
19.02.2015 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Почтовый сервис" на действия Заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты) (N извещения 0228100000615000001).
В своей жалобе Заявитель указал следующее.
17.02.2015 Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Вязниковском районе Владимирской области опубликовано извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) N 0228100000615000001 на поставку знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты).
Согласно ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п.1, 2, 4 ст.42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также в п.8 ст.42 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В извещении о проведении закупки не указаны условия контракта, содержащие наименование и описание объекта закупки; функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, что не позволяет судить о правомерности закупки данного вида товара у естественного монополиста. К извещению о проведении вышеуказанной закупки не приложен ни государственный контракт (договор), заключаемый с естественным монополистом, ни техническое задание, а приложенная инструкция не позволяет судить об условиях поставки закупаемого товара.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 30.04.2014 N Д28и-670 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" "заказчик не вправе осуществлять закупку государственных знаков почтовой оплаты, а также услуг по поставке государственных знаков почтовой оплаты у единственного поставщика в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ".
Так, по состоянию на данный момент ФГУП "Почта России" включено в реестр субъектов естественных монополий приказом от 23.08.2005 г. N 394-с.
В соответствии с п.1 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, подобной услугой является пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
На основании вышеизложенного, ФГУП "Почта России" является естественным монополистом именно в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Однако условиями закупки предусмотрено приобретение знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты) т.е. товары которые не могут закупаться монопольно.
Также Заказчиком в графе Извещения "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)" указано: "Поставщик - естественный монополист", что также не соответствует действительности и является нарушением п.4 ст.42 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, избрание именно такой формы закупки приводит к ограничению конкуренции.
Представители Заказчика пояснили следующее.
Управлением Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) Вязниковского района Владимирской области принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок по следующим основаниям.
ФГУП "Почта России" включено в реестр субъектов естественных монополий и является естественным монополистом в сфере пересылки внутренний письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Согласно ст.2 и ч.2 ст.29 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" государственные знаки почтовой оплаты (почтовые марки, маркированные конверты и карточки) являются средством подтверждения внесения платы за услуги почтовой связи. В пункте 24 Приказа Министерства связи массовых коммуникаций от 31.07.2014 N 234 отмечено, что для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи применяются государственные знаки почтовой оплаты; в качестве государственных знаков почтовой оплаты используются почтовые марки, маркированные конверты. Таким образом, гражданско- правовую природу продажи указанных знаков номинальной их стоимости, осуществляемой объектами почтовой связи, может определить как заключение предварительного договора оказания почтовых услуг.
Приобретение почтовых марок, маркированных конвертов и карточек является для заказчика самоцелью, т.е. в марках, маркированных конвертах, карточках как в "товаре" Управление не нуждается. Посредством приобретения указанных знаков почтовой оплаты Управление обеспечивает себя возможностью последующего подтверждения оплаты услуг почтовой связи, которые в дальнейшем будут ему оказаны предприятием почтовой связи, а именно- пересылка внутренней письменной корреспонденции(писем, почтовых карточек) т.е. услуг естественного монополиста. в других почтовых услугах Управление не нуждается, кроме указанными знаками почтовой оплаты другие услуги почтовой связи и не могут быть оплачены.
Извещение о закупке составлено в полном соответствии с имеющейся на официальном сайте формой. В данном извещении указаны все условия контракта.
На основании вышеизложенного, представители Заказчика считают жалобу ООО "Почтовый Сервис" необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
17.02.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) N 0228100000615000001 на поставку знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты).
Заказчик принял решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Как указал Заказчик, предметом закупки является поставка знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты). В связи с этим, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что способ определения поставщика Заказчиком выбран неверный по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик может осуществлять закупку товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Согласно ст.4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" сферой деятельности субъектов естественных монополий являются услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Приказом ФСТ РФ от 23.08.2005 N 394-с "О включении (исключении) организаций в (из) Реестр(а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" ФГУП "Почта России" включено в реестр субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг почтовой связи.
Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, согласно которому к сфере деятельности субъектов естественной монополии относятся, в частности, услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Следовательно, ФГУП "Почта России" является естественным монополистом именно в сфере пересылки внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
В указанном перечне отсутствуют услуги по реализации знаков почтовой оплаты (марок) и маркированных конвертов. Следовательно, сфера действия законодательства Российской Федерации о естественных монополиях в данном случае не применима.
Кроме того, в соответствии разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.01.2014 N Д28и-670 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ" Заказчик не вправе осуществлять закупку государственных знаков почтовой оплаты, а также услуг по поставке государственных знаков почтовой оплаты у единственного поставщика в соответствии с п.1 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, указание в извещении о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для закупки N 0228100000615000001, ограничение участника в определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в качестве поставщик- естественный монополист, является неправомерным.
В соответствии с ч.2 ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч.1 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать следующую информацию, указанную в п.1, 2, 4 ст.42 настоящего Федерального закона, а также в п.8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 настоящего Федерального закона):
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
2) краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке;
4) ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст.96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст.35 настоящего Федерального закона.
По мнению Комиссии, извещение о проведении закупки у единственного поставщика для закупки N 0228100000615000001 содержит необходимую информацию, предусмотренную ст.93 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Место оказания услуги, информация о количестве товара в извещении отражены верно.
На основании изложенного, руководствуясь ч.8 ст.106, ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Почтовый сервис" на действия заказчика при проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на поставку знаков почтовой оплаты (марки, маркированные конверты) (N извещения 0228100000615000001) частично обоснованной (в части неправомерного решения о способе определения поставщика).
2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 27 февраля 2015 г. N Г-121-04/2015
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2015